Фильм Глеба "Начало" - это один из тех редких случаев, когда и зрители, и критики признали его за однозначный шедевр. Прошло уже более пятидесяти лет со дня выхода на экраны этой простенькой мелодрамы или трагикомедии, критики до сих пор не могут определиться с жанром кинокартины, но можно случайно попасть на телетрансляцию и с любого места "залипнуть" до самого конца фильма. Вернее, "начала". Так как фильм заканчивается не привычным "конец", а именно "начало".
Первые три фильма, которые снял начинающий кинорежиссер Глеб Панфилов -
"В огне брода нет", "Начало", "Прошу слова", образуют своеобразную трилогию о человеке, который открывает в себе талант, не не боится его и следует за ним. И неважно кто это - красноармейская санитарка времен гражданской войны Таня Теткина, гениальный художник-самородок; фабричная девчонка Паша Строганова, великая актриса; или Елизавета Уварова, тоже фабричная девчонка, ставшая мэром города.
О фильмах " В огне брода нет" и "Прошу слова" мы уже написали тут
Теперь очередь "Начала".
Три самых первых и самых лучших фильма Глеба Панфилова. После "Прошу слова" он взялся почти что за госзаказ, фильм, разоблачающий диссидентов, снимать который отказались Никита Михалков и Николай Губенко. И так "доразоблачался" (начальству не понравилось, что диссидент в исполнении С. Любшина собрался уезжать именно в Израиль, а не в США), что фильм "положили на полку". Снятая в 1979 г., на экраны картина вышла в 1987г. Но это отдельная "тема". Затем пошла экранизация классики. А в новой, "демократической" России" Панфилов, горячий поклонник Солженицына, экранизировал "В круге первом" и "Один день Ивана Денисовича". О последнем фильме у нас тут
И получается, что первые три фильма о простых русских женщинах - то ли святых, то ли дурах, гениально исполненных Инной Чуриковой, лучшее, что снял в своей жизни Глеб Панфилов.
С фильмом "Начало" связана определенная легенда. Якобы Глеб Панфилов после фильма "В огне брода нет" задумал снимать исторический фильм о Жанне Д"Арк. Но киноначальство якобы не разрешило, типа, не наша это героиня, французская, и тема связана с религией. И тогда Панфилов стал снимать фильм "Начало" на современную тему, куда вставил несколько крупных сцен о Жанне Д"Арк.
Но эта легенда не имеет ничего общего с реальностью. Фильм о простой фабричной девчонке Паше Строгановой, которая обладает выдающимся талантом актрисы и очень трудно пробивает свой путь в искусстве, Панфилов задумал еще до "В огне брода нет". Это как бы сам Панфилов, который уже в зрелом возрасте, поработав инженером на производстве и завотделом в горкоме комсомола, пришел в кинорежиссуру.
Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм «В огне брода нет». А если быть объективным, то и значительно раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе и не помышлял о кино... Работая на заводе, я был поражен способностью многих девушек и парней ощущать себя счастливыми, несмотря ни на что. Мне показалось это очень существенным, бесконечно важным свидетельством их душевного здоровья, силы и нравственной чистоты. А их удивительная жизнестойкость и достойный восхищения оптимизм выражали лучшие качества, присущие нашему народу. Именно с этого фланга, позволю себе так выразиться, мне впервые пришла в голову мысль об эпизодах с Жанной д’Арк. И лишь потом, как это часто бывает, она поразила нас своими драматургическими возможностями, не говоря уже о том, что давала отличный материал для выражения Пашиного призвания.
И после завершения "В огне брода нет" Панфилов обратился к своему соавтору по сценарию этого фильма, одному из лучших советских киносценаристов Евгению Габриловичу, предложил вместе написать еще один сценарий о простой, современной фабричной девчонке, которая то ли становится, то ли так и не становится актрисой.
Тут следует отметить, что именно со встречи с Глебом Панфиловым резко изменилась творческая судьба маститого Евгения Габриловича, известность которому принесли фильмы на историко-революционную тему и о В.И. Ленине. Почти что официальный летописец жизни В. И. Ленина, вдруг переквалифицировался в главного знатока тайн женской души. Один за другим у него пошли фильмы о непростой женской судьбе "странных женщин". О двух таких мы писали тут
Сценарий, который совместно написали Габрилович и Панфилов так и назывался "Девушка с фабрики". С какой фабрики - неважно, кем работает на фабрике - неизвестно. Главное, что она играет в народной самодеятельности и мечтает стать актрисой. В этой народной самодеятельности ее замечает заезжий московский кинорежиссер. который собирается снимать фильм о Жанне Д"Арк. Девушка - простушка из народа, неиспорченная профессиональными актерскими штампами, эмоциональная и ничего не боящаяся, как танк идущая к поставленной цели.
Первоначально в сценарии была всего одна сцена, где Паша снимается в роли Жанны Д"Арк. Но потом появилась необходимость добавить еще одну, потом еще одну и еще. В итоге набралось полдюжины эпизодов о том, как снимается фильм о Жанне.
И в результате фильм стал многослойным - тут и жизнь провинциального городка Реченска, роль которого играет старый русский город Муром, и отображение технологического процесса съёмок фильма, и игровые эпизоды о Жанне Д"Арк.
Простенькая история о девушке с фабрике Прасковье Строгановой, которая полюбила первого встречного парня, который из жалости, что с нею никто не танцует, пригласил ее на танец. А потом зашел после танцев к ней попить кофейку и заснул невзначай, да так и остался пожить. А она уже и подумала, что он ее муж и у нее есть семья. А парень то ничего такого и не думал, а потом за ним законная жена пришла и забрала его домой, погулял и хватит.
Но чем-то эта простенькая история, даже несмотря на совершенно чужеродные, на первый взгляд, вставки из жизни Жанны Д"Арк, очень заинтересовала зрителя в 1970 г.
По итогам 1970г., а фильм вышел на экраны осенью того года, "Начало" заняло почетное третье место среди лучших советских фильмов после фильмов "У озера" и "Чайковский". При этом "Начало" не было лидером проката, его посмотрел 21 млн. зрителей. То же "Белое солнце пустыни" с 35 млн. зрителей заняло в списке лучших фильмов 13 место.
Успех фильму обеспечила великолепная актерская игра исполнителей главных и второстепенных ролей, Инна Чурикова вообще была признана лучшей актрисой 1970 г. И еще юмор, Мягкий, добрый светлый юмор, который разлит по всему фильму. В тот год советского зрителя наши кинематографисты не побаловали ни одной комедией, да и из иностранных была лишь одна итальянская "Не промахнись, Асунта" с роскошной блондинкой Моникой Витти, картину для привлечения зрителя пустили под грифом "кроме детей до 16 лет".
А в "Начале" было достаточно комедийных ситуаций и реплик, которые потом стали крылатыми выражениями.
Начинается фильм неожиданно для зрителя, который пришел смотреть фильм, и не знает о чем он. Ни первоначальных титров с фамилиями сценаристов, режиссера, членов съемочной группы и исполнителей ролей. Ни названия фильма. И сразу же зритель попадает в 9 мая 1431 года в гербовый зал королевского замка в Руане, где епископ Бове Кошон со своими помощниками проводит дознание в отношении Жанны Д"Арк.
Епископа играет Евгений Лебедев. Правда, озвучивает его Ефим Копелян, коллега по БДТ.
В предыдущем фильме Глеба Панфилова он играл белогвардейского полковника, который допрашивает пленную красноармейскую санитарку Таню Теткину, которую играла Инна Чурикова. В итоге полковник ее убил. В этом же фильме Жанну Д"Арк играет та же Чурикова.
Зритель думает - это куда же я попал? Какое-то средневековье, какая-то Жанна. И всё так мрачно. Что теперь полтора часа сидеть и смотреть на всю эту инквизицию?
Но тут кто-то за кадром кричит -"Съемка закончена", все задвигались, и Жанна, которую только что на руках стражники принесли из пыточной камеры, где ей для устрашения показали орудия пыток, выходит из декорации на улицу и перед нами средне-русская равнина, окрестности г. Мурома, которые приспособили под пейзаж средневековой Нормандии.
А дальше пошел юмор. Из средневековой Нормандии авторы переносят нас на танцплощадку рабочего городка Реченск. Девушка с фабрики Прасковья Строганова с подружками на танцах.
Один в один иллюстрация к ставшей популярной через пару лет после выхода фильма песни молодого ленинградского композитора Александра Морозова на стихи Михаила Рябинина "Неприметная красота". Кто забыл или не знает этот в свое время супершлягер - напоминаю. Исполняет Анатолий Королев. Эту песню пела еще пухленькая тогда Ирина Понаровская в составе ВИА "Поющие гитары". Но Королев вне конкуренции.
В общем, стоит Паша Строганова, караулит сумочки и зонтики подруг, которым повезло в жизни, их пригласили на танец. И тут к ней подваливает пижон в белых джинсах и с шейным платком. Бессмертное - "Ты танцуешь? - Танцую. - А я пою!". И парень пританцовывая валит дальше.
Зал, как и стоящие возле Паши соседки по несчастью, их тоже никто не приглашает на танцы, падает от смеха от этого прикола. Прасковья особо не реагирует, даже изображает улыбку, видно, что она уже привыкла к таким ситуациям. Главное верить в себя, знать, что ты лучше всех, только это сразу не понять.
И тут появляется зоотехник Аркадий, в исполнении Леонида Куравлева. Он танцевал с женой Зиной, но увидел, как пижон обидел Прасковью. И решил поддержать девушку. Оставил жену и пригласил на танец Прасковью. Знал бы он , чем все это кончится.
В сцене танца впервые появляется основной музыкальный лейтмотив фильма - "Цыганочка в исполнении ВИА "Поющие гитары". На самом деле это композиция 1959г. "Man of Mystery" британской инструментальной группы "Shadow"
Пока всё ограничилось между ними только одним танцем. Прасковья к себе, Аркадий к себе, где его ждёт со скандалом жена Зина.
А пока авторы нам показывают ближайших друзей Прасковьи - Валентину и Павлика, которые беззастенчиво эксплуатируют доброту и отзывчивость одинокой Прасковьи. Здесь тоже крылатая фраза на крылатой фразе и блестящая игра красотки Валентины Теличкиной и обаятельно-смешного Михаила Кононова. Но об этом в следующей части.