Найти тему

Святая душа. Дура или чудо. Мэр г.Златограда, как одна из последних подвижниц коммунизма.

В июне 1968 г. на экраны страны вышел дебютный фильм кинорежиссера Глеба Панфилова "В огне брода нет". Панфилов до того, как стать кинорежиссером, успел получить высшее техническое образование, поработать мастером на заводе, научным сотрудником НИИ, завотделом в горкоме комсомола г. Свердловска, режиссером и оператором на свердловском телевидении. В год дебюта с первым полнометражным художественным фильмом ему было уже 34 года.

"В огне брода нет" рассказывал о гражданской войне, о санитарке красноармейского санитарного поезда простой, малограмотной девушке комсомолке Тане Теткиной, которая к тому же была талантливой художницей-самоучкой. В конце фильма Таня попадает в плен к белогвардейцам и ее убивают. Играет Таню Инна Чурикова. До этого в кино у нее были маленькие эпизоды, в которых она играла каких-то смешных дурочек. В этом же фильме впервые раскрылся ее выдающийся талант драматической и трагической актрисы. Роль у нее получилась такой святой христианской великомученицы за свою веру. Не зря первоначально фильм собирались назвать "Святая душа".

Это с Таней беседует белый полковник. Пытается выяснить во что же она верит, а потом пытается поколебать  ее веру. И эта малограмотная девушка, которая не умом, а сердцем приняла веру в коммунизм, на предложение погибнуть прямо сейчас за свою веру, немного поколеблется. Но потом все-таки  предпочтет умереть.
Это с Таней беседует белый полковник. Пытается выяснить во что же она верит, а потом пытается поколебать ее веру. И эта малограмотная девушка, которая не умом, а сердцем приняла веру в коммунизм, на предложение погибнуть прямо сейчас за свою веру, немного поколеблется. Но потом все-таки предпочтет умереть.

"Ты дура. Или чудо. Береги себя". Так скажет художник из красного агитпоезда, посмотрев на рисунки Тани и побеседовав с ней. Вот о таких, которые "дуры или чудо", и снимет Панфилов два своих последующих фильма - "Начало" и "Прошу слова".

После " В огне брода нет" Панфилов долго добивался снять с Чуриковой фильм о Жанне д"Арк, которая такая же "дура или чудо", как и Таня Теткина. Но это не удалось. Тогда Панфилов пошел на хитрость, он снял фильм "Начало", о простой рабочей девчонке Паше Строгановой, актрисе местной самодеятельности, которая снимается в роли Жанны д"Арк в художественном фильме. Почти треть фильма "Начало"- это эпизоды из снимающегося фильма в фильме. И Пашу, и Жанну играла все та же Инна Чурикова.

После успеха фильма "Начало" Панфилов вновь стал добиваться съемок уже полнометражного фильма о Жанне д"Арк. Чтобы получить согласие на съемки, он решил перед этим снять в соответствие с социальным заказом властей политически конъюнктурный фильм о женщине - истинной коммунистке, председателе горисполкома старинного города. О ее делах и заботах. Сам написал сценарий и сам снял. В главной роли снялась уже ставшая к тому времени его женой Инна Чурикова. И получился фильм "Прошу слова", вышедший на экраны в 1976 г.

Толчком к замыслу этого фильма послужил реальный случай. В классе у младшего брата Панфилова погиб один из его соучеников. И мать погибшего, председатель горисполкома, сразу похорон вышла на свое рабочее место. Панфилову стало интересно изучить вопрос, что же это за женщина, весь генезис таких фигур.

И в итоге вместо плакатного, "совкового" фильма о партийном и советском работнике, которых тогда снималось множество, получился один из самых острых и умных фильмов на современную тему. Очень многоплановый и многомысленный. Каждый нашел в этом фильме свое. Официальная власть была довольна образом истинной коммунистки, руководителя, который не отрывается от народа, буквально горит на работе. А диссиденты с огромным удовольствием находили в фильме замаскированную сатиру на советскую действительность.

Фильм начинается с перерыва в заседании сессии Верховного Совета РСФСР. Депутат российского парламента, председатель горисполкома, по-нынешнему мэр, г. Златограда Елизавета Андреевна Уварова стоит в буфете, пьет кофе и вспоминает. О том, как прошлой зимой ее тринадцатилетний сын Юра нашел на берегу реки самодельный пистолет, как попытался дома вытащить из него перекосивший патрон. В результате произошел самопроизвольный выстрел и сын погиб.

И опять идет флэшбек на несколько лет назад. К знакомству молодых Лизы и Сергея, к рождению их сына Юры, к назначению секретаря парткома завода им. Ильича, депутата горсовета Елизаветы Андреевны Уваровой председателем горисполкома. Все это идет под музыку арии Сильвы и Эдвина из оперетты Имре Кальмана "Сильва". Этот рефрен будет сопровождать образ Уваровой весь фильм, показывая нам, что это не застегнутый на все пуговицы партократ, а живой и по своему обаятельный человек.

Фильм представляет собой несколько отдельных историй из жизни Уваровой Елизаветы Андреевны в разные периоды ее деятельности в качестве мэра.

Первой идет великолепнейший эпизод о том, как Уварова принимает дела у своего предшественника Алтухова, который 12 лет до нее был председателем горисполкома. Его играет Леонид Броневой.

А у Уваровой другая идея. Она хочет мост через реку поставить и на другом берегу начать строить новый город, с самым современными жилыми домами, великолепной экологией. Не город- курорт. И всего-то надо 10 миллионов рублей. Но просить их надо в Москве. Но она пока уверена в своих силах. Вот так и получается - один мэр, фанат спорта, стадион шикарный отгрохал, который может принимать Спартакиаду народов СССР, но жилье запустил. Другая все силы хочет бросить на строительство моста, опять же жилье побоку.

Волюнтаризм скажите? Возможно. Но предшественника Алтухова сняли за то, что бани сразу после войны строил, а не опять же жилье. Только вот он спас город от вшивости, люди эти бани очень любили, греться в них в морозы ходили, и теперь из этих бань -дворцов сделали прекрасные плавательные бассейны. И все этого мэра вспоминают теперь с благодарностью. И бани нужны, и стадион, и жилье. Все нужно сразу и сейчас. Так же, как и коммунизм, где каждому по потребностям, от каждого по способностям. Кто же от такого откажется. А так не бывает, для этого надо сначала поработать, человека нового вырастить. Вот тогда и будет коммунизм.

А Уварова - это и есть человек коммунистического будущего, вернее прошлого, еще тех, далеких 20-30-х годов, неизвестно на какой машине времени попавшая в сытые, спокойные,"застольные" 70-е годы. Следующий эпизод фильма один из самых важнейших в фильме, позволяет определить "чьих будет" Елизавета Уварова, каков ее символ веры.

Старому большевику Бушуеву исполнилось 80 лет. Он награжден в связи с этой датой орденом Ленина. Уварова едет к нему домой вручать эту награду. Очень искренне и душевно, без пафосной фальши, приветствует она старого большевика Бушуева, который уже не встает с кровати. Кроме Уваровой к Бушуеву пришли поздравить очень многие его старые товарищи по партии. Те, которые делали революцию, победили в гражданской войне, построили великую страну. И мы видим, что это какое-то собрание первохристиан.

Вот ведь какой сложнейший вопрос, который нам назойливо подкидывают с начала перестройки - о том, как же оценивать советское прошлое, и попытался разрешить Панфилов задолго до того. А именно - все что сделали старики- это с ними, им отвечать за это на божьем суде. А молодежь - она должна жить будущим и делать выводы, беречь честь смолоду, чтобы жить спокойно и спокойно помирать.

И после этой проповеди всепрощения наступила тишина. И никто не осмеливался ее нарушить. Тогда сам Бушуев, пошутив, что он еще не помер, предложил петь песни. И его жена запела. А запела она старинную революционную песню, которая больше похожа по своей силе и мощи на религиозный гимн. Вот эта песня.

У песни этой особая история. Автор музыки неизвестен. Существует несколько версий ее создания. В каких-то источниках она называется "Песня декабристов", и ее создание относят к середине XIX века. Где-то указывают, что песня создана в начале XX века революционером-большевиком, поэтом и журналистом Александром Вермишевым. Вермишев воевал в Красной Армии комиссаром батальона, в 1919 г. был взят в плен деникинцами во время обороны Ельца. После зверских пыток ему отрезали пальцы, уши, нос и повесили за ноги на заборе, после чего изрубили шашками. Песня эта долгое время была неофициальным гимном РКП\б\, вплоть до 1938, когда композитор А. Алесандров на стихи В. Лебедева-Кумача не написал "Гимн партии большевиков". А в 1943 г. на музыку "Гимна большевиков" С. Михалков и Эль-Регистан написали стихи, и это произведение стало Гимном Союза ССР.

И Уварова своя среди этих старых бойцов. Она такая же, как и они. Революционный, беспощадный романтик, готовая пожертвовать всем ради построения светлого будущего. И эту жертву ей придется принести. В ее конкретном случае светлое будущее означает постройку моста через реку и создание "рая на земле"- новых жилых массивов, почти курорта, на левом берегу г. Златограда. Название очень символичное. И она уверена в реальности поставленной задачи. Ведь "нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики".

А пока ей надо решить вопрос с культурой. Папка "с культурой" была самой тоненькой и валялась в самом нижнем ящике письменного стола ее предшественника Алтухова. Поэтому вопрос об отношении мэра - большевички Уваровой к деятелям культуры обязательно должен был возникнуть. И он возник. Но об этом во второй части.

Часть вторая

Часть третья

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.

Стихи
4901 интересуется