Найти тему

"Евгения Михайловна, хотите плюшку?" Вот что надо было этой "странной женщине".

После попытки поднять в фильме "Визит вежливости", о нем у нас можно прочитать здесь, глобальные вопросы современного мироустройства, дать ответ как избежать мировой катастрофы, выдающийся советский кинорежиссер Юлий Райзман вернулся к рассмотрению частных вопросов советской действительности, которыми он и занимался почти всю жизнь. Три последние его фильма "Странная женщина", 1978 г., "Частная жизнь",1982 г., и "Время желаний", 1984 г., составили своеобразную трилогию о жизни советской буржуазии.

В 1976 г. 77-ми летний сценарист Евгений Габрилович и 73-х летний кинорежиссер Юлий Райзман решили снять фильм о любви и немного по-стариковски порассуждать о месте женщины в современном обществе в духе модных тогда социологических статей в "Литературной газете", типа "берегите женщин", "берегите мужчин". О любви современной женщины в эпоху НТР. И не просто о любви, а об эталонной женской любви, такой, какая только в рыцарских романах средневековья, английских сентиментальных романах, русской классической литературе. Поскольку выбор типажей и сюжетов был огромен, авторы взяли в качестве героини одну из "тургеневских девушек" и пустили ее по крестному пути "Анны Карениной".

Вот только в финале не было паровоза, под который эта "тургеневская Анна Каренина" должна броситься, хотя поезд все-таки был. Но поезд этот был "хороший", "Анна" под него не бросалась, а уезжала с сыном "Сережей" обратно к "Каренину", правда в соседнем вагоне за нею следовал очередной "Вронский". Их, "Вронских" в фильме было целых два - один постарше, другой помоложе. Некоторая ирония авторов заключалась в том, что "Вронского" номер один играл самый главный "Вронский" советского кинематографа Василий Лановой.

Его правда замаскировали бородой и курительной трубкой, чтобы зритель не сразу догадался, что Василий Семенович вновь играет рокового ротмистра Вронского. Хотя первоначально на роль рокового красавца, уведшего чужую жену должен был играть Олег Басилашвили. Но наш будущий всесоюзный "Бузыкин" попросил дать ему роль "Каренина", так как он сам замечательный муж и отец, а никак не герой-любовник. Что он и подтвердил через два года своим великим исполнением роли не героя, а горе-любовника Андрея Павловича Бузыкина.

В роли "Карениной" первоначально планировали снимать главную интеллектуальную актрису советского кино Аллу Демидову, но ведь нужна была именно "тургеневская девушка", а главной "тургеневской девушкой" нашего кино была Ирина Купченко.

Ирина Купченко в своей первой роли Лизы Калитиной в фильме  "Дворянское гнездо.
Ирина Купченко в своей первой роли Лизы Калитиной в фильме "Дворянское гнездо.

В итоге она и сыграла главную героиню фильма юрисконсульта Евгению Михайловну Шевелеву, еще одна несчастная нашего кино Шевелева, но на этот раз из Москвы, "тургеневскую девушку", телепортированную по воле авторов из российского "дворянского гнезда" середины XIX в середину 70-х годов века XX.

А это уже повзрослевшая Лиза Калитина, она же Евгения Михайловна Шевелева, переброшенная в  век.
А это уже повзрослевшая Лиза Калитина, она же Евгения Михайловна Шевелева, переброшенная в век.

В итоге получился цветной двухсерийный фильм "Странная женщина". Я думаю, что "странная" не обозначает "необычная, не соответствующая норме или ожиданиям, вызывающая недоумение". Ничего необычного в поступках главной героини нет, жены постоянно уходят от мужей к любовникам и возвращаются назад. А именно "странствующая". Странствующая во времени, этакая "Лиза Калитина" для эксперимента перенесенная в современное авторам фильма время. Вот эта "странница" и начинает действовать в "образцовом коммунистическом городе" Москве образца 1977 года.

Каким же образом в Москве образовалась эта "тургеневская девушка" Женя Шевелева? А всему виной русская классическая литература, которую очень хорошо преподавали в советской школе в 50-е годы. Наша героиня Евгения Михайловна родилась в 1944 году, мать ее рано овдовела и больше не вышла замуж. Понятно, что вся жизнь матери Жени, ее прекрасно играет замечательная русская актриса Антонина Богданова, была посвящена дочери.

И дочь оправдала ее надежды, выросла умной, серьезной в то же время романтической девушкой - Наташа Ростова, Ася, Лиза Калитина, Елена Стахова, Наталья Ласунская, несомненно были ее любимыми героинями. Девочка закончила школу с золотой медалью, поступила в МГУ на юрфак, еще не было 18-ти лет вышла замуж, как ей казалось за любимого человека, ставшего крупным внешторговским работником, родился сын. Краса и гордость матери, хотя там есть еще и младшая сестра - веселая и простоватая, никогда неунывающая Тамара.

А потом оказалось, что "тургеневской девушке" не очень уютно в советской действительности. Муж постоянно в командировках за границей, сильная и властная "мамаша" - свекровь Любовь Федосеевна командует в доме, сын Володя полностью под влиянием бабушки. И начинает Евгения Михайловна понимать, что любви то нету. Нет, сына то она любит, а вот мужа оказывается, что нет. Оказывается, лишена Евгения любви к мужчине и от этого страдает. А как "тургеневской девушке" без любви? Любовь для "тургеневской девушки" - главное.

И тут же авторы подбрасывают своей героине любовь. Она влюбляется в инженера-электронщика Николая Андрианова. Именно его и играет уже тогдашний муж актрисы Ирины Купченко - актер Василий Лановой, которого для маскировки загримировали под кумира шестидесятников "старика Хэма", наклеив бороду и вручив трубку.

-3

Тем самым подчеркивают прогрессивность его взглядов. А они очень современные и прогрессивные, по его мнению.

Вот в этого "шестидесятника" и влюбляется наша "тургеневская девушка". И бежит к нему от махрового бюрократа и чинуши "Каренина". А муж этот человек скорее всего не простой, крупный сотрудник Министерства внешней торговли, постоянно по заграницам, очень солидная внешность и, как минимум, подполковник КГБ, хотя в фильме это и не афишируется.

Как обычно Райзман привлекает к съемкам незнакомых широкому зрителю артистов. Мужа играет актер Ярославского драмтеатра им Ф. Волкова  Юрий Подсолонко. Очень колоритный мужчина.
Как обычно Райзман привлекает к съемкам незнакомых широкому зрителю артистов. Мужа играет актер Ярославского драмтеатра им Ф. Волкова Юрий Подсолонко. Очень колоритный мужчина.

В принципе, он оставляет благоприятное впечатление, узнав от жены, которую взял с собой в загранкомандировку показать Берлин и Париж, что она его уже не любит и уходит к другому, всего-то и обозвал ее "дрянью". Даже бить не стал. А ведь она тем самым рушит ему всю карьеру и жизнь.

Но вот в чем же причина ухода Евгении к другому мужчине, только ли в этой самой "любви"? "Романтизьму" что ли захотелось, из того самого времени, когда и "закуска была"? Хотя авторы фильма так и не дают определения ни любви, ни счастья в понимании своей героини. У нее, наверное, и самой нет полного понимания, что же это такое любовь. Только набор каких-то банальностей из произведений мировой литературы - мужчина должен добиваться любви женщины, драться из-за нее, петь серенады под балконом, осыпать цветами, сочинять любовные стихи и стоять перед прекрасной дамой на коленях пожирая ее влюбленными глазами.

И все. Больше авторы фильма ничего придумать для своей героини не смогли. Они ведь тоже в царской гимназии, где в свое время вместе и учились, романтической литературой увлекались. Вот и описывают идеал своей гимназической юности. На справедливые замечания своего любовника, что время то изменилось, что женщина теперь равноправный друг и товарищ мужчины, чего она веками добивалась, Евгения ничего толкового возразить не может. Да, она полюбила инженера Андрианова, но он должен играть по ее правилам любви, которых она в древних книжках начиталась, и только такими их и представляет.

-5

Вот такой ограниченной дурой в глазах многих зрителей и выставляют ее Габрилович с Райзманом.

А на самом-то деле никакая не любовь бросила Евгению в объятья " Вронского". А желание врываться из роли домашней обслуги своего мужа, свекрови и сына. Ведь она в своей семье именно на таком положении. Муж все время в командировках. в редкие приезды накрывай ему застолья для его друзей. Свекровь Евгению ни в грош не ставит, командует всеми в доме, а сына Евгении четырнадцатилетнего Володю воспитывает по своим правилам, причем вполне адекватным. Сын слушается только бабушку и отца. Евгении только и остается, что найти себе компенсацию своим обидам на стороне. При этом она человек склонный к депрессиям, ярко выраженный интроверт, что и характерно для "тургеневских девушек".

Но ведь только она и Андрианова тоже бросает. То была такая пылкая влюбленная, а лишь разок обменялась с ним мнением по "женскому вопросу", как вся любовь и кончилась. Не понравилось ей, что Андрианов не спешит определиться с тем, как они дальше будут жить. Она ушла от мужа, а он, как честный любовник, не делает ей предложение руки и сердца. Перекладывает решение этого вопроса на Евгению.

Ей бы подождать, приручить мужчину, который должен вот так за пять минут перейти из статуса любовника в статус мужа, хотя мужем он уже был и особо опять "окольцовываться" не собирается. Нет же, Евгения человек непримиримый. Не женское это дело мужика в ЗАГС тащить. Мужчина должен все сам решать - быстро и навсегда. И поняла она, что Андрианов тоже не герой ее романа, не будет стоять на коленях, драться на дуэлях и сочинять серенады. А предложит ей всего лишь партнёрские отношения в постели. Любовь разом кончилась и к Андрианову. Да ее там и не было. Было желание вырваться, как "луч света" из домашнего "темного царства".

И, прихватив чемоданчик с вещами, поехала эта потерпевшая кораблекрушение на "любовной лодке, разбившейся о быт" в родной провинциальный город, к маме, зализывать раны.

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.