Найти в Дзене

"Начало". Девушка Прасковья - "Она грандиозна!" ч.2

Продолжение. Начало тут Теперь об окружении Прасковьи, таких же как и она, пышущих душевным здоровьем, обладающих силой духа и нравственной чистотой. Вот красотка Валентина, мать одиночка с шестилетним сыном, шустрым, как электровеник, Борькой, которого иногда подбрасывает добросердечной Просковье. Играет ее Валентина Теличикина. Идеальный типаж простой русской женщины из деревни в Горьковской области - красавица, природный ум и доброта. Пришла похвастаться, что некий Иван Сидорович сделал ей предложение. Диалог, как у Антона Павловича Чехова - Прасковья! Мне Иван Сидорович предложение сделал! - Да что ты! - Сегодня. - А ты? - Приняла! - И свадьба будет? - Обязательно! - Когда? - Осенью. - Чего ж так не скоро-то? - Ну а как же! Чувства проверить надо! Всё-таки супружество! - Целовались? - Ну уж это нет! - Почему? - Почему, почему! Нельзя мне целоваться! Слаба! Млею! - Странно! - Ничего странного. - Ну вообще-то правильно!
Или вот еще. - Прасковья! Глянь-ка! -М

Продолжение. Начало тут

Теперь об окружении Прасковьи, таких же как и она, пышущих душевным здоровьем, обладающих силой духа и нравственной чистотой. Вот красотка Валентина, мать одиночка с шестилетним сыном, шустрым, как электровеник, Борькой, которого иногда подбрасывает добросердечной Просковье. Играет ее Валентина Теличикина. Идеальный типаж простой русской женщины из деревни в Горьковской области - красавица, природный ум и доброта.

Пришла похвастаться, что некий Иван Сидорович сделал ей предложение. Диалог, как у Антона Павловича Чехова

- Прасковья! Мне Иван Сидорович предложение сделал!
- Да что ты!
- Сегодня.
- А ты?
- Приняла!
- И свадьба будет?
- Обязательно!
- Когда?
- Осенью.
- Чего ж так не скоро-то?
- Ну а как же! Чувства проверить надо! Всё-таки супружество!
- Целовались?
- Ну уж это нет!
- Почему?
- Почему, почему! Нельзя мне целоваться! Слаба! Млею!
- Странно!
- Ничего странного.
- Ну вообще-то правильно!

Или вот еще.

- Прасковья! Глянь-ка!
-Мини! Ой! Валя! Замечательно!

-2
- Очень удобная вещь! Только коротко!
- Да что ты! Зато впечатляет!

-3

А это Павлик со своей невестой Томой. Михаил Кононов и восходящая звезда театра и кино Татьяна Бедова из БДТ, потрясающая Соня Мармеладова из кулиджановского "Преступления и наказания". Бедова в "Начале" не говорит ни слова. Но её молчание красноречивее десятков слов. Кононов, как всегда. Неповторим. Обяательно-трогательно-смешон. Замечательный друг и товарищ. Хотя иногда тоже может попросить Прасковью об одолжении - на пару часов предоставить ему комнату, чтобы мог в спокойной обстановке позаниматься с Томой ... физикой для подготовки в институт.

И тут диалог между Павликом и Прасковьей - один в один Антон Павлович Чехов.

-Прасковья, ты "Мцыри" читала?
- Читала. -
- А Лорда Байрона?
-Читала.
- Всего читала?
- Нет.
- А я всего.

-4

А где же наш зоотехник и ловелас Аркадий, в которого влюбилась с первого взгляда Прасковья? А его в очередной раз выгнала из дома жена Зина. Чувствуется, что это для супругов привычное дело. И вот уже Аркадий пирует у Прасковьи. Все ,что можно было найти лучшего в этом городке - на столе. Романтический ужин под итальянскую песню "Come prima", что без слов дуэтом исполнят от избытка чувств Аркадий и Прасковья.

- Присаживайтесь. Давайте поужинаем!
- Как? Так сразу?
- А чего ж медлить? Вы с работы и я с работы. Выпьем вина. Ну, ухаживайте! Ухаживайте за мной.
- Благодарю.
- Смелее, смелее! До краев.
- За то, чтобы жизнь была полной и радостной!
- Угощайтесь. Салат, рыба, ... птица, икра. На десерт будет шампанское с фруктами. Потом кофе с конфетами. Ну, угощайтесь!
- Дичь можно руками. Положите к себе на тарелочку! Так будет удобно. Вот!
- Одному не одолеть!
- А я вам помогу. А сейчас будет музыка!

Вот на это - "дичь можно руками" - можно смотреть бесконечно. Очень напоминает - другое бессмертное - "Федя, дичь!"

-5

Цитировать можно до бесконечности

- Паш, давай на Диккенса подпишемся.- Давай. - А я тебе галстук купила.
- Ох и стерва же ты! - Грубый ты, Павлик! Очень грубый! - Дай ключ!

- Что будем делать? - Кинопробы! - Что вы! Стоит ли беспокоиться! Я и так согласна без кинопроб. А чё он смеётся?
- Вы уж меня извините! Я за мужем пришла. Погулял, потрепался и хватит. Аркаша! Завтра 1ое сентября. Дочь вернулась из лагеря, ждёт. Семья!

Недолго длилось замужнее счастье Прасковьи. Пришла жена Зина и забрала Аркадия домой. И, может, это и к лучшему. Поскольку Паше предложили сниматься в кино о Жанне Д"Арк в главной роли. Московский режиссер приехал, посмотрел на детский спектакль народной самодеятельности, где Паша играет Баба-Ягу и поет озорные куплеты.

Я бедовая девчоночка.
Я работы не боюсь.
Я летаю на метелочке.
Я скачу, крутюсь, вертюсь.
Могу кошкой, могу мышкой,
Могу голубем лететь.
Могу девицей-красавицей с парнями песни петь.
Ярким пламенем горю.
Кого хошь я заманю,
Заколдую иль опутаю,
или просто соблазню

В фильме их не очень разобрать, а ведь они очень работают на образ и Прасковьи, и Жанны, которую Паше играть. Тем более, что по замыслу Габриловича и Панфилова Прасковья и Жана - это две половинки одного целого. Прасковья - это внешний мир, а Жанна - внутренний. И в целом складывается образ девушки из "народа" для которого характерны бесхитростность, простодушие, чистота помыслов, а также целомудрие.

И режиссер Федор Васильевич, его играет известный сценарист Юрий Клепиков, увидел в Бабе-Яге то, что она сама знает про себя, а еще больше то, чего она про себя еще не знает. Вот он смотрит на эту, якобы простушку, внутри которой скрыты такие мощнейшие силы, надо только их извлечь и направить в нужном направлении, огранить этот крупнейший алмаз, и всем своим видом показывает -"Дурочка, я все про тебя знаю, даже то что сама еще не знаешь".

-6

А увидел он в Прасковье то, что ему нужно для Жанны - живой ум, твердую волю, нравственную чистоту, сострадание, поразительную способность мгновенно уловить суть дела и мобилизовать свои душевные силы.

И когда автор сценария, которого изображает Юрий Визбор, предложил заменить Прасковью на другую актрису, режиссер отвечает, что Прасковья незаменима, она просто грандиозна.

Вот как современник Жанны Персеваль де Буленвилье, советник и камергер Карла VIII в письме миланскому герцогу Филиппо Мария Висконти, написанном 21 июня 1429 года, спустя месяц с небольшим после снятия осады с Орлеана, в момент полного торжества французов описывает Жанну Д"Арк

Дева сия сложением изящна, держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, хотя лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей оставаться в полном вооружении.

-7

И если раньше Прасковья смутно только ощущала в себе огромный творческий потенциал, то режиссер Федор Васильевич смог из нее этот потенциал вытянуть, так, что она сама увидела, что может, и поверила в себя.

- А всё-таки тебя в кино играть взяли? А не какую-нибудь там артистку?
Это потому, Катюнь, что мы с Жанной Д'Арк очень похожи. Она из народа и я из народа. Ну и что! Я тоже из народа, и Валентина из народа. У нас с Жанной Д'Арк острота реакции одинаковы и темперамент тоже. Чего! Острота реакции и темперамент. И лицо похоже. И фигура. - И фигура!
- Так не бывает.
- Бывает! -
- А ты почём знаешь?
- Говорят!
- Кто говорит?
- Компетентные люди.

-8

Дальше следует еще один шедевр от Валентины Теличкиной. Её героиня Валентина, малость позавидовав Прасковье, что та на Жанну Д"Арк похожа, решила показать, что и она не лыком шита и что-то из себя представляет.

А меня Иван Сидорович Нефертити назвал!

-9

А что, действительно, что-то есть от Нефертити. Но, разумеется, наша Валя лучше.

Для чего же в фильме появилась Жанна Д"Арк? Конечно, не из-за того, что Панфилов якобы решил протащить контрабандой в фильм о девушке с фабрики сцены из якобы неразрешенного ему снимать фильма о Жанне Д"Арк.

Не было у него тогда еще никаких мыслей на тему съемок полнометражного фильма о Жанне Д "Арк. Это после успеха "Начала", когда все стали превозносить фильм и Инну Чурикову, особенно за ее "жанновские" эпизоды, и критики больше писали не о самом "Начале", а о том, что, скорее всего, Панфилов должен будет снять теперь фильм уже непосредственно о французской национальной героине.

И действительно, Панфилов после выхода "Начала" подал заявку на фильм о Жанне Д"Арк и сел писать сценарий "Жизнь Жанны Д"Арк", в который без изменений включил "жанновские" эпизоды из "Начала". Почему не состоялся фильм о Жанне мы напишем далее.

А пока вернемся к вопросу зачем тут Жанна? В принципе, могла быть и другая героиня, которую в фильме играла бы Прасковья Строганова. Но авторам фильма необходимо было отобразить внутренние переживания фабричной девчонки по поводу измены Аркадия, триумфа на съёмочной площадке, мечтах о дальнейшем творчестве и последующего жестокого возвращения в реальность. Когда, оказывается, что ты, сделав великое дело, никому не нужна, нет на тебя заявок.

Вот как палач, смотрит на Прасковью дамочка из актерского отдела киностудии, в исполнении Людмилы Арининой, куда Прасковья пришла после триумфальной премьеры фильма о Жанне.

- Как насчёт работы?
- Какой работы?
- Моей. Моей!
- А на вас нет заявок. Ну я, к сожалению, ничем вам помочь не могу. Ну если что-нибудь будет, мы вам напишем.
- Что же я теперь никому не нужна?
- Пока никому. Вы очень хорошо поработали. Роль у вас получилась. Ну вы очень специфичная. Такие пока не требуются.

-10

Всё, катастрофа. Надо возвращаться на фабрику в Реченск. А ведь подружкам обещала сыграть ещё и Марию Стюарт, которой голову отрубили из-за любимого человека.

-11

Ну, чем это не похоже на сожжение Жанны на костре. Кстати, в этом сцене роль безумного дурачка, подбрасывающего хворост вв костёр, на котором сожгут Жанну, играет Михаил Кононов.

-12

Или другой эпизод с Жанной, где она молится своим святым.

О государь мой! Святой Михаил! О Сударыни святые Екатерина и Маргарита! Почему вы больше не говорите со мной? Почему вы покинули меня в одиночестве? Вы были со мной, чтобы вести меня к победе. Но ведь вы мне нужнее в горе! Ведь я ещё не очень умная, Господи, мне так трудно во всём разобраться одной!

-13

Это не Жанна обращается к святым, это внутренний голос Прасковьи просит помочь ей на этом непонятном и неизвестном ей актерском пути. Много она ещё не знает и не понимает в хитросплетениях "фабрики грёз" эта бесхитростная, простодушная, чистая помыслами и целомудренная фабричная девчонка.

Конечно, без Инны Чуриковой, без ее великого клоунского и одновременно трагического актерского дарования, решить достойно такую сложную задачу - достоверно сыграть девушку с фабрики и Жанну Д" Арк, которые хоть и сходны характерами в своей основе, было бы невозможно.

Кстати, актерская судьба самой Чуриковой сходна с судьбой Прасковьи. После великолепно принятой критиками картины "В огне брода нет" на "Ленфильм", где она числилась в актерском отделе на нее не пришло ни одной заявки. При обсуждении сценария на худсовете киностудии "Ленфильм" 14 января 1969 г. Глеб Панфилов сказал, в том числе вот что

В отношении среды, из которой вышла Паша Строганова. Дело в том, что я очень люблю этих людей. Это прекрасная, на мой взгляд, среда. И та кажущаяся примитивность — она кажущаяся. Это люди с прекрасной душой, добрые люди. Именно поэтому я не боюсь показывать некоторые эпизоды, что ее как бы эксплуатируют. Я этого не боюсь, потому что я знаю то прекрасное, что люди эти заключают в себе, и громадное значение имеет выбор актеров.
Отсюда следует и финальный вывод — возвращение Паши. Те, кто пытается ее встретить торжественно на вокзале, знают, что она актрисой не стала по трудовой книжке. Знают, что у нее нет работы в кино, хотя были уверены, что будет. Актрисой стала, стала известной. Нужно еще понять, осмыслить, написать для нее сценарий. Этого пока не произошло, может быть, произойдет.
Кстати, если быть более последовательными, то Инне Чуриковой, прекрасно сыгравшей роль Тани Теткиной, именно на этой студии не предложено ни одной роли.
Иванов А. Г.: Она специфическая актриса.
Панфилов Г. А.: Об этом речь идет в моем фильме. И в актерском отделе говорят: «Пока нет роли».Талант специфичный, он требует своеобразной драматургии и роли для того, чтобы использовать эту актрису в кино. Это совершенно понятно. Здесь нет злого умысла среди тех, кто не может предложить работу. Равно как нет причин для отчаяния Паши. Я считаю фильм оптимистическим. И финальная сцена как раз запланирована для того, чтобы показать это торжество таланта.
(А. Г. Иванов - председатель худсовета, знаменитый советский режиссер, снявший фильмы "Звезда", "Солдаты", "Поднятая целина", "Ломоносов".)

Но это Чуриковой повезло, что она нашла своего режиссера, а заодно и мужа. А вот режиссёр Фёдор Васильевич, который что-то на будущее пообещал Паше, сейчас лечится в санатории. Доводила на съёмках Прасковья своим неистовым характером добрейшего и милейшего Фёдора Васильевича до сердечных приступов, и руки ему кусала от злости, и убивал он нервы, отстаивая эту дурочку перед начальством. Вот и слёг. А Прасковья на кураже - Марию Стюарт ей подавай.

А кто же подаст? А некому. Специфичная оказывается Прасковья. Никому пока не нужна. И понадобится - неизвестно. Прямо как сама Жанна Д"Арк.

Вот и приходится никому на этой "фабрике грёз" ненужной гениальной Прасковье на щите возвращаться в родной Реченск. Но об этом в следующей части.