Одним из главных достоинств композитора Геннадия Гладкова было умение легко работать в самых разных музыкальных жанрах — даже тех, которые с точки зрения официозного искусства считались «низкими» и примитивными. Особенно брезгливо профессиональные композиторы относились к жанру т.н. «блатной» песни.
А вот Гладкову этот жанр был знаком не понаслышке. Ещё в своём послевоенном детстве он наигрывал на гармошке для дворовой полукриминальной шпаны «Мурку» и прочие блатные «шедевры».
По воспоминаниям композитора первую возможность применить свой дворовый опыт в профессии он получил в начале 1970-х от режиссёра Игоря Владимирова, который ставил на сцене спектакль «Укрощение строптивой».
Геннадий Гладков:
«Игорь сказал, что все ленинградские композиторы отказались писать для этого спектакля, потому что он хотел нечто, на их вкус, неприемлемое. Он сел за мой рояль и в ре-миноре стал играть и напевать блатной мотив: «Приехал я из Рима к вам…» Я, говорит, хочу, чтобы было вот так. Я спросил: «А почему ко мне пришли?» Он говорит: «Нам после «Бременских музыкантов» показалось, что вы лучше других справитесь с этой задачей». И я мгновенно влез в эту работу. Я им написал итальянскую блатнягу, слегка ее облагородив: ритм тот же, но в мажоре. Успех был фантастический».
Однако настоящую всесоюзную известность Гладкову принесла другая «блатная» тема, написанная для фильма «Джентльмены удачи». Эту блестящую комедию про то, как трёх рецидивистов перевоспитал воспитатель детсада «под прикрытием», задумал Александр Серый (сам отсидевший 5 лет за участие в драке). А воплотить и пробить фильм на широкий экран Серому помог уже именитый Георгий Данелия.
Разумеется, чиновники от культуры испытывали по поводу главной музыкальной темы фильма сомнения — а не популяризация ли это блатного жанра? На что создатели фильма резонно заметили, что этот жанр ведёт свою историю с давних пор и, по сути, является народным фольклором. Кроме того, Гладков поступил с блатным мотивом в своём духе — обработал его с изяществом и юмором.
Геннадий Гладков:
«…эта тема у меня ещё оттуда — с детства — осталась, запала в душу. Она не придумана, а с конкретными людьми была связана. Я начал импровизировать и сыграл».
Были в фильме и песни. Возможно, не все помнят, что фильм открывается умильными звуками новогодней детской песенки про белые снежинки, которые внезапно сменяются тем самым блатным мотивом. Сама же песня звучит в фильме фрагментарно — в тот момент, когда герою Леонова дают послушать по телефону, как поют его маленькие подопечные. Наверно, по этой причине «Белые снежинки» не имели такой популярности, как другие новогодние песни вроде «Снежинки» Евгения Крылатова или «Расскажи, Снегурочка» самого Гладкова.
Ещё одна песня — искрящаяся оптимизмом, «Проснись и пой», которую поёт на зимней улице актриса Галина Микеладзе голосом Ларисы Мондрус, попала в фильм прямиком с театральной сцены. Она была написана за год до этого для постановки одноименной пьесы венгерского драматурга Дярфаша. Боюсь ошибиться, но мне помнится, что Гладкову не очень понравилось исполнение песни в спектакле, и он решил дать ей вторую жизнь на экране.
Песен в «Джентльменах удачи» могло бы быть и больше, но Данелия посчитал две из них излишними. Первая была написана для героя Савелия Крамарова по кличке Косой, который, если помните, озвучивал свои мечты так: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту…». Композиция так и называлась «Песня про Ялту» и исполнялась под гитару в духе того же дворового шансона.
Особенно мне жалко вторую песню — «Про слона». Она предназначалась для Хмыря (Георгия Вицина) и была стилизована под «Собачий вальс» (помните сцену, где Хмырь наигрывает на рояле?). Уморительно смешная песня с замечательными строчками:
Там много слонов,
Но нет медведёв…
Комедия имела ошеломительный успех. Интерес к ней и её саундтреку не угас до сих пор. На главную музыкальную тему тут же настрогали ремиксы и даже песни.
Геннадий Гладков:
«Если обработка интересная – кто бы был против? Но опять же: общий уровень культуры сейчас низкий, поэтому гармонии оказываются тупые. Иной раз просто изумляешься невежеству тех, кто за это берётся. Вот в фильме «Джентльмены удачи» у меня была инструментальная тема, сопровождавшая эту воровскую компанию. Кто-то наложил на неё текст – что-то вроде «Один московский Кент по имени Доцент…». И теперь поют на полном серьёзе».
***
Ссылки на мои другие статьи о творчестве Геннадия Гладкова:
- «Ах, зачем я голубой?» (совсем непростая история совсем голубого щенка)
Автор: Сергей Курий