22,2K подписчиков

Геннадий Гладков и «Собака на сене» (памяти композитора)

492 прочитали
16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается. Музыка к «Бременским музыкантам», «Джентльменам удачи», «Львёнку и Черепахе», «Новогодним приключениям Маши и Вити», «Двенадцати стульям», «Обыкновенному чуду», «Формуле любви», «Голубому щенку», а также вечнозелёный хит «Расскажи, Снегурочка» - это всё его. Я уже рассказывал о некоторых работах Гладкова (все ссылки - под статьёй), а сегодня хочу поделиться историей музыки к знаменитому фильму Ян Фрида - «Собака на сене» (1977).

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.-2

Думаю, именно благодаря этому фильму многие соотечественники узнали и крепко запомнили имя испанского драматурга - Лопе де Веги, чья одноимённая пьеса о неуместном романе между госпожой Дианой и её слугой Теодоро легла в основу сценария. Меня же (тогда ещё 7-летнего мальчишку) поразил другой факт. До этого мне казалось, что фильмы, где герои всё время говорят стихами, заведомо скучны. Фильм Фрида доказал, что это не так, и песни Геннадия Гладкова сыграли в нём не последнюю роль.

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.-3

К тому времени Гладков был уже именитым и востребованным. Другое дело - Михаил Боярский, которому «Собака на сене» принесла первую широкую известность. Кстати, песни Геннадия Игоревича молодой актёр пел не первый раз. До «Собаки» Боярский играл Трубадура в театральной постановке «Бременских музыкантов», а в 1975 году запомнился ролью кота Матвея в детском фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.-4

Но «звездой» он точно не был, поэтому главную роль в «Собаке на сене» получил далеко не сразу. Сначала на роль слуги-любовника рассматривались кандидатуры Олег Янковского, Гирта Яковлева и Олега Даля. Боярский же должен был играть маркиза-проходимца Рикардо. Однако спустя время Ян Фрид передумал и повысил актёра до Теодоро. Потом чуть не передумал ещё раз, но за Боярского горой вступилась Маргарита Терехова (Диана), которая вообще помотала немало нервов Фриду на съёмочной площадке.

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.-5

Помню, что из всех песен фильма мне сразу пришлись по душе уморительно смешной романс, исполняемый Рикардо под балконом Дианы, и баллада «Сталь подчиняется покорно…».

Кстати, на, оставленную Боярским, роль Рикардо был назначен Николай Караченцов. Это не было его кинодебютом, зато актёр впервые запел с широкого экрана (после чего пел уже, не переставая). В этом была большая заслуга композитора — ведь впервые, как певец, Караченцов дебютировал в театральной постановке «Тиля» Марка Захарова, музыку к которой тоже писал Гладков.

16 октября 2023 года на 89-м году жизни скончался один из моих любимых советских композиторов Геннадий Игоревич Гладков. Для моего поколения Геннадий Игоревич в представлении точно не нуждается.-6

Декорациями для фильма послужил Левадийский дворец в Ялте, а массовкой — местные жители. Были в числе их и непрофессиональные актёры из т.н. Народной оперы — например, тот самый коротышка, который стоял за спиной Рикардо и в нужный момент вытягивал за маркиза самые высокие ноты. Комичности добавляло то, что нужной обуви для него не нашлось и пришлось обуться в… женские туфли на шпильках.

Наибольшие споры вызвали песни Тристана — чиновникам от культуры они казались слишком грубыми, вульгарными.

Полюбилась мяснику блондинка
«Ах, — сказал, — отменная грудинка!»
А потом сказал смелей:
«Замечательный филей!»

или

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!
…Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую — под мухой.
Пухленькая — скоро лопнет с жиру,
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну, а бережлива? — Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? — Ростом с фигу!
Если рослая? — Тогда верзила!
Через день, глядишь, любовь остыла!

К слову исполнитель роли Тристана — Армен Джигарханян — снимался в тот момент в нескольких фильмах, поэтому его роль озвучивал другой актёр. Тем не менее, две песни из трёх Армен спел сам, а на третьей его подменил Боярский.

А вот актрисы на роль певиц не годились, поэтому за всех женских персонажей пела актриса Ленинградского театра музыкальной комедии — Елена Дриацкая (вы могли видеть её в роли Клариче в к-ф «Труффальдино из Бергамо»).

Елена Дриацкая в к-ф «Труффальдино из Бергамо».
Елена Дриацкая в к-ф «Труффальдино из Бергамо».

«Собака на сене» стала важной ступенью Боярского к всесоюзной славе. Через год режиссёр Юнгвальд-Хилькевич пригласит актёра в к-ф «Д’Артаньян и три мушкетёра». И снова повторится та же история. Сначала Боярскому дадут роль Рошфора, но потом композитор Максим Дунаевский убедит повысить актёра до Д’Артаньяна...

Что касается Гладкова, то он ещё не раз будет обращаться к испанской теме и напишет музыку для таких фильмов, как «Дульсинея Тобосская», «Благочестивая Марта» и «Дон Сезар де Базан».

Спасибо, мастер, за наше счастливое детство!

***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329

Автор: Сергей Курий

См. также: