Вместе с дистанционным минированием, о котором была прошлая статья, развивалось и дистанционное разминирование. Хочется минимизировать участие людей в работе с инженерными боеприпасами, минами, и при их установке, и, тем более, при обезвреживании, расчистке проходов в минных полях. Понятно стремление делать это удалённо, с как можно больших дистанций, дабы не подвергаться рискам не только от самих мин, но и от прочих средств поражения противника. В этом обзоре рассмотрю современные методы дистанционного разминирования.
С самой зари появления минирования, как такового, первым и простейшим методом ослабления минных заграждений был банальный артобстрел по площадям из орудий или миномётов.
Способ откровенно слабый, но хоть какой-то. Прилёты артиллерийских снарядов и мин инициируют часть инженерных боеприпасов, часть разрушают. Если там были мины с натяжными или электронными разрывными датчиками цели, срывают растяжки и/или инициируют таким образом заряды.
Понятно, что чем выше плотность огня, тем лучше качество такой противоминной очистки.
В современных реалиях на это не полагаются, но такое действо по разминированию происходит само собой. При артподготовке по району обороны выпускаются многие сотни и тысячи снарядов, прежде чем туда направляются бронегруппы и штурмовая пехота. Если перед опорником были выставлены минные заграждения (а чаще всего так и есть), снаряды, имея неизбежный разброс, попадают не только в окопы, блиндажи, по огневым точкам, но и просто где-то рядом, где прореживают и минное поле.
От обычных снарядов стали переходить к специализированным зарядам, которые более эффективно расчищают проходы в минных заграждениях.
Это различные установки разминирования. Из наиболее известных и актуальных: УР-77 «Метеорит» (в народе «Змей Горыныч»). Либо предшественница: УР-67. Более свежие модификации: УР-93, УР-07, УР-15 – пока в серию не пошли.
Заряды выглядят, как шланги, наполненные взрывчаткой (либо цепочка из отдельных зарядов).
Выстреливается на дистанцию в несколько сот метров (300-500 м) и подрывается. Получается внушительный прогал в минном поле. Шириной 6 м гарантированно, как раз, чтобы проскочила колонна штурмующей бронетехники.
Это ответ тем, кто возмущён, почему штурмуют колоннами техники… А иначе никак. Развернуться шеренгой означает кратно более высокие риски нарваться на мины. И проходы под каждую машину расчищать никто не будет. Тут бы 2-3 прохода сделать.
Аналогичные системы есть на Западе. Тележки M58 MICLIC, в качестве прицепа к технике.
Аналогичные коробки с зарядами размещены на машинах разминирования M1150 ABV на базе танков Abrams.
Имеется ряд похожих систем, все разбирать не стану. Идея понятна.
Плюсы таких решений – явно лучший эффект, чем просто артой по полю. Но и минусы очевидны. Машины разминирования – приоритетная цель. Их бьют из ПТРК с земли и с вертолётов, и, конечно, в современных реалиях, дронами.
Дистанция работы невелика, поэтому приходится подбираться близко к минному полю, а значит и позициям противника. Либо такая техника должна идти в единых порядках с штурмовыми группами брони. И тот и тот формат крайне рискованны.
Имеются заряды для дистанционного разминирования и в формате для переноски пехотинцами. Есть Отечественный ЗРП «Тропа». Существуют и Западные аналоги.
Проблемы ровно те же. Получаются не такие уж широкие проходы. Ещё нужно разведать параметры минного поля, чтобы понимать, где крайний безопасный рубеж, и как именно выстреливать заряд. Работать под огнём противника затруднительно. Так что применение ограничено.
Активно применяют минные тралы на танках, БМП, специальных инженерных машинах. Это нельзя отнести к чистым дистанционным методам, но уже не работа вручную. Переходной этап к беспилотным системам разминирования.
Существует целое семейство роботов для разминирования, как Отечественных (семейство «Уран-9» и другие), так и Западных. В своей сути это машинка на радиоуправлении с различной рабочей частью: катки, молотилки, ножевые тралы и т.д. Различаются размерами.
Техника недешёвая. С противопехотными минами справляется замечательно. А вот при контакте с противотанковой, особенно мощной, как ТМ-62, или тем более «бутербродом» из двух мин, сильно повреждается рабочая часть (иногда и полностью уничтожается). На роль панацеи ну никак не претендует.
Дальность управления ограниченная. Поэтому применяют для дистанционного разминирования, но уже в тыловых районах, когда операторам, находящимся относительно рядом с местом работы, не угрожает арта, дроны и прочее.
Прорабатываются и точечно применяются и малые беспилотные тележки, которые способы разведывать минное поле. Просто визуально, через камеру, и/или нести металлоискатель. Могут подвозить и оставлять накладной заряд для обезвреживания найденных мин подрывом на месте.
Ну и большое направление открылось, когда стали бурно развиваться летающие беспилотники.
Во-первых, дроны применяются для обнаружения самих минных заграждений. Из банальной экономии времени многие минные поля делаются просто путём установки мин на грунт. Поэтому их неплохо видно с воздуха.
Также мины в железных корпусах, даже установленные в грунт, хорошо выявляются с дрона через тепловизионный канал, особенно после солнечного дня, прогревшего почву.
Крупные БпЛА самолётного типа (или типа «крыло»), могут находить скопления противотанковых мин ТМ-62 (или им подобных) в полях, минные шлагбаумы на дорогах.
Для поиска противопехотных мин уже потребуются малые квадрокоптеры с хорошей камерой. И летать придётся низко.
Грамотно установленные в грунт мины, без оставления явных признаков минирования на местности, обнаружить с дронов не получится. Приходится сапёрам идти ногами…
Возможно какие-то продвинутые системы для поиска мина на беспилотных платформах появятся в будущем.
Во-вторых, после обнаружения мин, минных шлагбаумов, летающие дроны годятся и для собственно разминирования. Просто сбросами: ручными гранатами, различными «бомбочками», сделанными на базе выстрелов ВОГ-17 или различными самодельными взрывными устройствами (СВУ). В общем всем, что и так устоялось в качестве сбросов.
Если продумать систему зажигания огнепроводного шнура, то и классические накладные заряды, состоящие из тротиловых шашек и огневой трубки, можно сбрасывать, практически аккуратно укладывать с дрона на мины.
Для очистки участка с плотным минированием можно применять и FPV-дроны повышенной нагрузки, с боевой частью в виде мины ТМ-62.
Обычно такие козырные камикадзе тратят на более ценные цели: позиции противника в домах, блиндажи, станции РЭБ, РЭР. Но по мере роста числа дронов всё возможно.
Помимо собственно бомбления по минам с дронов, либо ударов камикадзе, можно применять и иные методы обезвреживания. Например, на обнаруженные ТМки можно сбрасывать с минимальных высот шашки с термитом и выжигать.
Также можно тралить мины с магнитным датчиком, банально шнурком, привязанным к коптеру, с куском железа на конце.
Возможно ли установить на летающий дрон какой-то электромагнитный излучатель, чтобы инициировал мины с магнитным датчиком, и при этом сам носитель не страдал – тема для изысканий специалистов.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: