Ещё в 2014 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заказал у британского экономиста и финансиста Джима О’Нила отчет по росту устойчивости микроорганизмов к противомикробным препаратам. Опасения премьер-министра оказались не напрасны.
Когда отчет был готов, он показал: к 2050 году, если тренд сохранится, инфекционные заболевания будут забирать 10 млн жизней в год. И это далеко не предел.
Давайте заглянем в это альтернативное будущее и посмотрим, к чему же может привести бесконтрольное использование антибиотиков.
Предыстория
Александр Флеминг открыл Пенициллин в 1928 году, однако выделить это вещество, а тем более запустить лекарство в массовое производство он не смог. Это удалось сделать только во время Второй мировой войны уже другим ученым, Говарду Флори и Эрнсту Чейну.
С 1940-х по 1960-е началась «золотая эра» антибиотиков: они появлялись один за другим. Большинство современных антибиотиков были открыты еще тогда. Медики были уверены: бактериальные инфекции остались в прошлом.
В 1962 году лауреат Нобелевской премии написал: «Середину XX века можно считать завершением одной из важнейших социальных революций в истории — практически полным устранением инфекционных заболеваний как значимого фактора социальной жизни»
Первые проблемы
Но открытия сопровождали сообщения об устойчивости бактерий к антибиотикам:
- Тетрациклин ввели в практику в 1950 году, а в 1959-м ученые нашли резистентные к нему штаммы бактерий.
- К эритромицину, который стали применять в 1953 году, бактерии выработали резистентность в 1968-м.
- Метициллин 1960-го был новостью для бактериального сообщества всего лишь два года.
- Та же судьба ждала и другие антибиотики, стоило внедрить их в клиническую практику. А устойчивость бактерий к первому антибиотику, пенициллину, обнаружили еще в 1940 году, аж за три года до введения его в массы.
Медицинское сообщество не принимало предупреждение всерьез вплоть до 1980-х, когда в больницах начались эпидемии, вызванные резистентными бактериями.
С тех пор потребление антибиотиков только возросло, как и резистентность бактерий.
Эпоха разочарования
Открыть новый антибиотик становилось все сложнее. Вещества, которые можно легко и быстро выделить из микроорганизмов и превратить в лекарства, уже выделили и использовали.
Если новый антибиотик все же вводился в практику, то в течение пары лет бактерии приспосабливались и к нему — и нужно было разрабатывать еще более новый.
Разработка антибиотиков стала просто нерентабельной, и в 1990-х годах половина крупных фармацевтических компаний сократили ее финансирование.
На создание нового лекарства и прохождение всех этапов тестирования и регистрации нужно потратить миллиарды долларов — при этом продавать антибиотики экономически не так выгодно, как, например, статины или антидепрессанты, которые пациенты принимают месяцами или даже всю жизнь: типичный курс антибактериального препарата длится всего неделю-две.
В 2019 году ВОЗ выявила 32 антибиотика, которые находятся на этапе клинической разработки и предназначены для лечения болезнетворных возбудителей, включенных в список приоритетных патогенов ВОЗ, из которых только шесть антибиотиков отнесены в категории инновационных.
Мы уже обсуждали как микроорганизмы приобретают резистентность:
И даже подробно рассматривали почти все микроорганизмы группы "ESKAPE", оставлю ссылки на них в конце статьи.
Резистентность - проблема не только медицины
Антибиотики используют при выращивании растений, разведении рыбы, на животных фермах.
В 2010 году животным скормили 63 000 тонн антибиотиков. К 2030 году эта цифра вырастет на 67% — потому что спрос на мясо растет, и предприятия продолжают выращивать большое количество животных при плотной посадке и используют антибиотики, некоторые типы которых еще и стимулируют рост.
К чему это приводит? Куча антибиотиков попадает в кишечник животного — и взаимодействует с местными бактериями, которые учатся выживать. Затем "обученные" микроорганизмы попадают в почву, в воду и продолжают свой путь.
Антибиотики — проблема без решения?
Использование антибиотиков увеличивает давление отбора на популяцию бактерий: выживают только самые устойчивые, которые к тому же охотно делятся генами со всем бактериальным сообществом.
Мы убиваем их — они становятся сильнее.
Ситуацию радикально ухудшает бесконтрольное использование антибиотиков. В половине случаев, когда люди применяют их, они вовсе не нужны. Антибиотики эффективны только против бактерий — но многие пытаются ими лечить вирусы. Коронавирус, например. А еще лекарство неправильно подбирают. Пациенту, которому подошли бы антибиотики узкого спектра, нацеленные на конкретные возбудители, выписывают антибиотики более широкого спектра действия, то есть направленные на многие виды бактерий. Сразу многим видам бактерий приходится бороться и вырабатывать устойчивость, шанс, что они станут резистентными и передадут свойство собратьям, — выше.
Что делать с резистентностью сейчас?
Дело в том, что бактерии размножаются и развиваются очень быстро. Новое поколение бактерий появляется каждые 20 минут. Поэтому микроорганизмы так быстро эволюционируют и адаптируются под внешние угрозы. Более того, чем чаще мы используем тот или иной антибиотик, тем больше шансов мы даём бактериям развить к ним устойчивость.
Немало стран, где антибиотики до сих пор можно купить в аптеке без рецепта. Даже в России, где официально их продают только по рецепту, можно свободно купить многие из 30 видов антибиотиков, доступных на рынке.
370 млн упаковок антибиотиков продаются в России каждый год, это второй по популярности тип лекарств.
Почему их продают без рецепта? Да потому что всем это выгодно и удобно. Врачу удобно — не надо тратить время на оформление еще одного документа. Пациенту удобно — не надо ходить к врачу. Аптекарю выгодно — любая дополнительная прибыль хороша. Фармкомпании выгодно — больше продаж, больше доход.
Как же будет выглядеть наше будущее без антибиотиков?
1. Мы не сможем лечить инфекционные заболевания.
Причем в первую очередь начнут умирать от инфекций те, кто чаще всего ими болеет, это дети и старики.
2. Мы не сможем лечить рак.
Современные методы лечения рака вроде химиотерапии или хирургии сильно полагаются на антибиотики. Существуют антибиотики с антибактериальным, противогрибковым и противоопухолевым действием.
Три основных способа борьбы с онкологическими заболеваниями — это хирургия, химиотерапия и облучение. Любой надрез на коже — это потенциальное заражение, а химиотерапия и облучение настолько снижают количество лейкоцитов, что заражение практически неизбежно. В мире без антибиотиков человек с онкологическим заболеванием предстанет перед выбором: отказаться от традиционного лечения рака или рисковать возможностью погибнуть от бактерии.
3. Любая травма станет опасной, потенциально фатальной.
Неважно, попали ли вы в автокатастрофу или просто упали с лестницы. Вам придётся жить гораздо осторожнее и следить за каждым своим шагом.
4. Канут в Лету многие виды спорта.
Думаю, совершенно очевидно, что экстремальные виды спорта уйдут в прошлое. Так как они потому и экстремальные, что там велики шансы получения травм. Да что там экстрим?! Наши правнуки уже вряд ли когда-то освоят велосипед или самокат, ведь это лишний риск.
5. Татуировки и пирсинг будут менее популярны.
Украшать свое тело естественно для современного мира. Если исчезнут антибиотики, ситуация сильно изменится. Да, случаи заражения в тату-салоне не такие частые, но они есть. Станете ли вы рисковать, если будете знать, что лечения нет?
Отдельно стоит отметить, что инфекции, которые обычно передаются в процессе создания татуажа, малоприятны и малоприглядны. Сейчас при воспалении татуировки можно выпить антибиотик, а без лекарств самым эффективным средством станет ампутация.
6. Спрос на пластическую хирургию исчезнет.
Любая операция — это риск заражения. При любых операциях от 2% до 4% пациентов заражаются инфекционными заболеваниями. Это происходит несмотря на прием антибиотика до и после процедуры.
7. Большинство людей станет вегетарианцами.
Еще один важный момент: люди — не единственные существа, кого спасает антибиотик. Антибиотики необходимы для того, чтобы защитить животных от заражения — их «прописывают» в качестве превентивной меры. Кроме того, антибиотики увеличивают вес животного на 3%, за счет чего снижается стоимость мяса.
Без антибиотиков животных станет меньше, они будут меньше весить, продукты животного происхождения сильно подорожают. Но самое главное — они станут смертельно опасными. Любая сальмонелла сможет убить человека. С отсутствием мяса человек, конечно, не вымрет от голода, но ему придется пережить острый кризис на рынке продуктов питания и в итоге перейти на вегетарианство.
8. Никаких трансплантаций. Вообще никакой серьезной хирургии.
Операции на сердце, трансплантация органов и многое другое — все это станет слишком опасным. Что касается пересадки органов, то помимо рисков заражения, без антибиотиков организм с большей вероятностью отторгнет трансплантат.
Большинство болезней, которые требуют хирургического вмешательства, перейдут в категорию неизлечимых.
9. Роды станут крайне опасными.
Задумайтесь: до появления пенициллина 500 женщин из 100 тысяч погибали в родах.
Если вам кажется, что это не так много, то сравните с показателями нового времени — в 2015 году из 100 тысяч рожавших женщин в родах умерло 12.
Это значит, что отсутствие антибиотиков увеличит смертность в родах в 41 раз! Такие перспективы вряд ли пробудят в женщинах желание рожать больше. Смертность увеличится, рождаемость упадет, а вместе с этим резко сократится популяция человека.
10. Экономический коллапс.
Отсутствие антибиотиков скажется даже на тех, кому повезет не заболеть — мир ожидает экономический кризис, огромная часть населения окажется за чертой бедности. Почему массовые заболевания разрушают экономику? Пожалуй, читатель, столкнувшийся с коронавирусной инфекцией, отлично понимает, в чем тут дело: в мире станет меньше работоспособных людей и вклад в экономику будет меньше. Люди начнут постоянно брать больничный, находясь дома и в больнице чаще, чем на работе. Все это ударит по системе здравоохранения, которая и так требует значительных ресурсов. Иными словами, люди станут меньше давать и больше брать от экономики.
Прогнозы:
Не хочется заканчивать статью на столь печальной ноте, поэтому в конце добавлю прогнозы наступления вышеописанных событий. В вопросе роста резистентности научное сообщество делится на два типа людей, на оптимистов и пессимистов. Вот как выглядят их прогнозы.
Прогноз пессимиста
- Мы уже проиграли в войне против устойчивости — и будущее без антибиотиков неизбежно.
- Мы можем только замедлить его приход, чтобы найти альтернативы антибиотикам во всех сферах. Для этого нужно замедлить распространение устойчивости к антибиотикам.
- Во-первых, вести ограничения на использование антибиотиков в сельском хозяйстве.
- Во-вторых, нужно создать условия, при которых фармацевтические компании снова займутся исследованием новых антибиотиков.
Прогноз оптимиста
Но некоторые учёные считают, что у нас есть надежда.
Устойчивость к антибиотикам у бактерий не проходит бесследно. У них появляются дополнительные гены, которые стоят им преимущества над другими "нерезистентными" бактериями того же вида. Например снижение скорости размножения или снижения вирулентности.
- Если мы не будем атаковать их антибиотиком, то бактерии без устойчивости будут размножаться быстрее, и бактерии с устойчивостью вымрут.
- Если чередовать антибиотики, то они будут работать эффективнее. Скажем, мы используем несколько лет один тип антибиотиков, а потом, когда у бактерий появляется к ним устойчивость — переключаемся на другой.
Истина как всегда где-то посередине. Если статья была вам интересна, поставьте лайк. Подписывайтесь на канал, и не забудьте познакомиться с самыми опасными бактериями поближе по ссылкам внизу. До новых встреч.