Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
В 2007 году стало известно, что в Париже будет построен новый православный собор. Причина проста: два уже имевшихся на тот момент парижских собора не могли вместить всех православных прихожан. Далее последовали долгие согласования, решение всевозможных бюрократических вопросов, проведение конкурса среди архитектурных бюро, выборы победителя, их отмену, а затем перевыборы и, наконец, непосредственно строительство нового комплекса зданий, вместившего себя помимо собора еще и духовно-культурный православный центр. Как известно, семь раз отмерь, один раз отрежь. Никто не отменял смысл этой известной пословицы, ни во Франции, ни в России. Вот только в случае с новым православным собором в Париже на каком-то этапе что-то пошло не так. Но обо всем по порядку.
Для начала немного истории. Итак, первый полноценный русский православный храм в Париже появился в 1861 году. Им стал кафедральный собор Святого Александра Невского, выполненный по всем канонам русского церковного зодчества. Долгие годы он являлся главным русским собором в Западной Европе, но вскоре после революции и резкого изменения к церкви со стороны государства он оказался, что называется, в подвешенном состоянии, а в 1931 году так и вовсе перешел под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Строительство нового собора под эгидой Русской православной церкви в Париже состоялось лишь тремя десятилетиями позже. Вот только итоговый облик сакрального сооружения иначе как странным и несуразным не назовешь. Все дело в том, что владельцы земли, где предполагалось начать строительство, согласились разместить там храм лишь при условии, что ни один элемент внешней архитектуры не будет напоминать о религиозном значении нового здания. Невероятно, но факт: неброская постройка, напоминающая скорее магазин или какое-то бытовое учреждение более чем полвека прослужило центром целой епархии.
Так было вплоть до появления нового Свято-Троицкого собора в 2016 году, строительство которого за несколько лет до того было согласовано и одобрено на уровне руководителей стран и Русской православной церкви. Но и тут французской стороной было выдвинуто требование к архитектуре нового сооружения: сделать ее максимально соответствующей окрестной городской застройке. В целом вполне уместно, учитывая, что место для строительства собора было приобретено Россией в самом центре французской столицы: до Эйфелевой башни отсюда чуть больше 500 метров, Дом инвалидов расположен в километре, а до Триумфальной арки на Елисейских полях не наберется и полутора километров.
Однако, в конечном итоге история со строительством нового здания церкви приобрела совершенно абсурдный характер. Победителем конкурса проектов стал испанский архитектор Мануэль Нуньес-Яновский, предложивший весьма смелый проект собора. Вот только против него резко выступил бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ, назвав будущее здание портящим внешний вид набережной Сены и никак не вписывающимся в антураж района. И вот спустя два года победивший проект был отозван, а новым архитектором был назначен француз Жан-Мишель Вильмотт, занявший в первоначальном конкурсе последнее(!) место.
Сами строительные работы так и вовсе начались лишь в середине 2014 году, спустя три с лишним года после проведения конкурса. Разумеется, проект тоже был кардинально переработан, и вместо одного масштабного многофункционального здания на выделенной территории появилось сразу четыре сооружения: собственно собор, центр дополнительного образования, выставочный центр и здание амфитеатра.
Новые здания к тому же заняли лишь половину выделенной площади, а не всю, как предусматривал изначальный проект, что позволило провести сквозь центр внутреннюю улицу и разбить небольшой сад, правда, почему-то недоступный для посещения, а также символично посадить перед входом в собор две небольшие березки.
Вот только просто так зайти с улицы на прогулку по территории собора не получится: вход на территорию возможен лишь после тщательного досмотра и прохождения через рамки металлодетекторов. В этом плане даже в знаменитый Нотр-Дам-де-Пари попасть проще. Возможно, усиленная безопасность объясняется тем, что помимо собора и духовно-культурного православного центра здесь располагается ни много ни мало Патриарший экзархат Западной Европы, объединяющий епархии РПЦ 14 западноевропейских стран и территорий.
Что же из себя представляет сам собор? Что и говорить, выглядит он весьма и весьма необычно, особенно на контрасте с теми церквями, что строятся в последние годы по всей России, и уж тем более с теми, что строились на протяжении минувших столетий. Фасады собора представляют собой горизонтальные линии гранита светлых оттенков, а купола так и вовсе были выполнены из современных материалов, стекловолокна и термопластика, а затем покрыты сплавом золота и платины, что позволило в несколько раз облегчить их. Последнее объяснялось тем, что комплекс зданий стоит на набережной Сены, и при проектировании необходимо было учитывать его суммарный вес.
Пару лет назад на страницах блога я задавался вопросом, могут ли православные церкви выглядеть современно, а в качестве примера приводил как раз Свято-Троицкий собор в Париже. В большинстве комментариев люди высказывали свое недовольство и даже неприятие современной архитектуры, особенно применительно к сакральным сооружением. И, пожалуй, глядя на новый парижский собор, я вынужден если уж не согласиться, то по крайней мере признать правомерность такой точки зрения.
Архитектура Свято-Троицкого собора и духовно-культурного православного центра отлично подошла бы для какого-нибудь офисного или административного здания. Выглядело бы оно в меру современно, совершенно не вычурно и, главное, довольно неброско, тем самым отлично вписываясь в парижскую застройку. Вот только купола с крестами, недвусмысленно свидетельствующие о предназначении здания, полностью меняют его восприятие. Современность начинает вызывать вопросы, а из неприметного сооружения в глазах смотрящего оно превращается едва ли не в самое неоднозначное строение во всем Париже.
А что же внутри? Как ни странно (или наоборот, ожидаемо?) никакой современностью внутри и не пахнет. Просторное помещение, наполненное светом, даже немного пустое. По крайней мере таковым оно представляется из-за довольно скромного, пожалуй, даже аскетичного убранства.
Внутри немноголюдно. Похоже, что большинство посетителей составляют сами парижане или же туристы, решившие осмотреть очередную достопримечательность по пути от Эйфелевой башни к Елисейским полям. Хотя богослужения в соборе совершаются ежедневно, так что, надо полагать, свой постоянный приход здесь тоже есть. Но повторюсь, каждый раз, приходя в храм, выкладывать на входе из карманов телефон и ключи, а также открывать сумки, на мой взгляд, несколько странно.
В остальном же все как везде. Сегодня ведь и в России многие современные церкви не украшены массивными иконостасами и фресками от пола до самых куполов. Так что внутреннее убранство парижского собора уже не так удивляет, как его внешнее исполнение.
На выходе расположена небольшая церковная лавка с продукцией на русском, французском и английском языках. Все сотрудники, кстати, насколько я помню, тоже говорят по-русски. Надо полагать, это наши бывшие соотечественники, перебравшиеся на ПМЖ во Францию, но сохраняющие связь с Родиной, в том числе посредством вероисповедания.
Резюмируя все вышесказанное, стоит лишний раз заметить, что внешний облик Свято-Троицкого собора, а также процесс его посещения производят весьма неоднозначное впечатление. То, как снаружи выглядит собор, безусловно, идет вразрез с устоявшимися канонами церковной архитектуры, характерными для нашей страны. И в то же время внутри собор вполне соответствует современным сакральным сооружениям в нашей стране. Отношения у России и Франции в последние годы, как известно, далеко не безоблачные, и это мягко говоря, но тем не менее хорошо, что существует подобный «мостик», и на фоне главного символа Парижа, Эйфелевой башни, возвышается русский православный собор.
И на этом о Свято-Троицком соборе в Париже на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.