Не сподвиглась написать об этой книжке сразу по прочтении. Но вот поди ж ты. Грибы преследуют меня. Они повсюду и взывают к отклику!
Читаю «Вегетацию» Алексея Иванова (жанр – великая русская литература, мой диагноз как читателя в отношении автора – люблю, ценю и уважаю; достойная этой книги рецензия, несомненно, уже есть, остается только до нее добраться – к ней мысленно отсылаю). И в этой «лесорубной» антиутопии с проекцией знакомой картины мира в недалекое будущее и философским взглядом на сущностные вещи (человека, природу, жизнь) при фирменных ивановских экшене, жести и романтике разворачивается научно-фантастическая «грибная» тема. Мицелий, гифы, экосистема мутантного леса, грибы как нейросеть умного биоценоза и прочая-прочая. Увлечена, восхищена, буду читать дальше! но и сразу щёлк: мицелий же вот был совсем недавно... вот же «на днях» он уже спас кого-то!
Про эту другую «грибную» фантастику, китайскую, и расскажу. Зря что ли я стала поклонницей китайских фэнтези. Они, конечно, не претендуют на статус великой литературы, но имеют свои достоинства. И да, соединить эти две книги на одной странице по меньшей мере странно, по большей – нелепо. Но формальная связь – железобетонная)) Грибы, везде грибы… И они спасают мир!
«Маленький гриб» Ишисы Чжоу – китайский сай-фай, номинант национальной премии «Небьюла» (присуждается за достижения в научной фантастике) и ее серебряный победитель 2021-го года.
У нас роман стал известен не так давно с появлением в сети любительских переводов. Зайти в него было легко, когда уже в курсе «Задачи трех тел» (китайцы круты во вселенских катаклизмах и видении будущего🔥) + безнадежно влип в китайские даньмэй-фэнтези (женские романы, цепляющие гендерную психологию на раз-два). Конечно, творения эти – тоже «большие разницы», но если присмотреться – все те же грани художественного выражения восточного ума, меня (на новенького) сильно увлекающие и развлекающие сегодня.
В лучших традициях азиатского микса жанров «Маленький гриб» откликается и сай-фаю (недаром получил профильную награду), и экзотичному для нас даньмэю*.
В самом начале истории толкнуло в вики, чтобы напомнить себе давненько же я вышла из школы чтО есть грибы – как они устроены, чем размножаются, почему выделяются учеными в отдельное «царство» (не растения и не животные) и что такое мицелий.
ЭКСПОЗИЦИЯ
В 2020 году (а мы и не заметили) Земля лишилась своих магнитных полюсов и все пошло шиворот-навыворот. После череды всевозможных катастроф случилось массовое генетическое заражение, в котором живые организмы начали мутировать в невероятные формы, выдавая миксы насекомых с млекопитающими, людей с птицами, змей с ежами и т.п. (возможны любые сочетания плоти – фантазия в описаниях здесь жжет!). Человечество смогло сохранить несколько десятков тысяч своих незараженных представителей, ныкающихся теперь на «базах» (одна из них «Северная» и с красной звездой, не иначе китайская). И ведет борьбу не на жизнь, а на смерть со всем этим диковинным миром. В котором никто уже сам не свой. Кроме грибов. Они каким-то чудом сохранили свое «царство», выглядят по-прежнему и ни с кем «не сочетаются». Но при этом тоже имеют способность к мутации, и особенную. Главный герой может выглядеть натурально как гриб и в состоянии распространиться своим мицелием на большой площади, подобно гигантской биомассе, а может «сгруппироваться», приняв форму и качество(!) человека, ибо однажды в научно-фантастическом круговороте веществ усвоил гены погибшего юноши вместе с его памятью, знаниями и вроде как умениями. У гг кармическая задача – «найти свою спору», которую то ли потерял, то ли у него ее отняли. И выполнить миссию он может только во взаимодействии с людьми. Соответственно, гриб стремится на базу со звездой и встретит там второго гг, который по долгу службы со всей этой генетической «нечистью» борется и вообще в этом деле главный. Таков зачин. В аннотации был также заявлен то ли броманс**, то ли даньмэй. Я решила, что нежная дружба человека с грибом – это свежо, и пошла листать дальше.
Сразу скажу, броманс был, даньмэя почти не дали, но сильно обозначили, и читательская фантазия может разгуляться как ей заблагорассудится, тем более что есть подливающие масла в этот огонь экстры. А в общем и целом, отношения героев можно назвать «кокетливыми» (любимое слово одного из протагонистов), и «кокетство» это – милое, нежное, местами ироничное и комичное.
Романтическая линия отношения героев – связующая нить повествования. И в них же – залог успеха человечества в деле выживания. В апокалипсисе нехилого масштаба! Потому что генным заражением, когда смешались люди, кони, монстры.., дело не ограничилось. Вселенная оказалась способной на большее!
Апокалипсис движет сюжет. Природа неумолимо и таинственно преобразовывается, увлекая в медленный, но верный водоворот трансформации все живое и неживое. Градус остроты глобальной катастрофы последовательно повышается, сгущая и взвинчивая интригу. И это тот случай, когда хочется знать, чем все закончится – как из этого всего вообще можно выпутаться-то..?!
SCI-FI
Уже после того, как вспомнишь все про грибы из школьной биологии, придется столкнуться с физикой. Причем квантовой (электроны, высокочастотные поля, мини адронный коллайдер и прочее). Но не пугайтесь. Все будет увлекательно и красиво! Новейшую «теорию струн» подадут под аккомпанемент Бетховена (с упоминанием конкретных сонат) и довольно складно объяснят происходящее.
Про хорошую «фантастичность» и ее вполне адекватные отношения с «наукой» в новелле можно говорить много. Чтобы не спойлерить, отмечу один только момент.
Неоднократно звучит тезис о том, что человечество в каждый период своего существования имеет дело с ограниченным горизонтом знаний. И здесь, как и в знаменитой «Задаче трех тел», романные ученые столкнутся с прискорбным фактом «физики не существует», а заодно и биологии, и других наук, не способных более объяснить происходящее в мире. Перед лицом катастрофы ученый мир «Маленького гриба» (в образе симпатичных персонажей физика-философа и биолога-технаря) в отличие от своих менее стойких коллег из «Задачи» (которые, обнаружив падение научных устоев, впадали в депрессию, пили и накладывали на себя руки) принимает кризис как вызов, относится к нему философски и остается на своем посту до последнего. За что и получает награду. В виде еще одного научного озарения. И, конечно, это не только про науку, но и про волю к жизни!
В дело вступит непреложный закон выживания видов, в том числе человеческого. А еще человеческий дух и воля, способные найти выход даже из безвыходной ситуации. В новелле этому будет посвящен не один пассаж, а тему выразят и герои-ученые, и главные персонажи. И это сильная сторона истории и ее жизнеутверждающий пафос.
Но еще больше в этой научной фантастике вдохновляет рассказ о том, как сущности из разных миров могут понять, оценить и принять друг друга. И полюбить!
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Тема «человек и выходец из иного мира» – благодатная почва для создания увлекательного сюжета с неожиданными поворотами и далекоидущими последствиями. И автор щедро ее возделал.
Гриб, Ань Чжэ – на вид 19-тилетний юноша прекрасной наружности. Существо двойственной («гетерогенной», как говорят в новелле, то есть неоднородной) природы. Изначально он принадлежит природному (растительно-животному) миру, пусть и уже аномальному, и способен ощущать то, что не дано людям – слышать запахи и звуки, недоступные человеку, воспринимать энергетические вибрации, испытывать пограничные состояния и т.п. Усвоив в катаклизме человеческие гены, Ань Чжэ открывает для себя не только жизнь другого «вида», но и его душевно-духовную суть. И будет это красиво, трогательно и символично. Потому что история Ань Чжэ – не про конфликт разностей, но про открытость новому, внимание к «другому», желание понять «чужое» и принять в себя лучшее. Мирное существование в грибочке разных сущностей и то, как это будет проявляться – одна из самых проникновенных и цепляющих линий этой истории.
Ань Чжэ сначала ищет свою спору, повинуясь зову природы, а потом наравне с людьми участвует во всех перипетиях жизни и судьбы человеков.
26-тилетний красавец, полковник Лу Фэн – правильный человек на неправильном месте. Его род занятий мог напрочь стереть в нем все человеческое. И поначалу кажется, что так оно и есть. Полковник – главный из Судей, которые в экстремальных обстоятельствах выживания отвечают за опознание и безжалостный отстрел людей-мутантов, причем в тот момент, когда последние еще выглядят как люди и считают себя таковыми. Кровищи льется много. Но могло быть и больше, если бы не все тот же Лу Фэн, у которого 100%-ая точность приговора. Платит полковник за это свое «знание и умение» семейной трагедией, отторжением от общества и тотальным одиночеством. И по всему, Судья должен был стать антагонистом мутантному Грибочку. Но нет! Станет протагонистом. К тому же наш Лу Фэн – классический «холодный герой» китайских новелл. У которого, как правило, два проявления – полная внешняя неэмоциональность, отстранённость, закрытость, а потом изнутри сразу бац! чуткость, бережность и нежность. И все это в одном прекрасном теле и душе! И такое сочетание, конечно же, действует на читателя (читательниц) безотказно. И здесь тоже. Полковник временами еще и шутит. Но своеобразно. Бедный Грибочек шарахается и недоумевает. И это тоже мило.
Герои второго плана также яркие и запоминающиеся, независимо от того, сколько времени отведено им на страницах романа. Поэт, историк, физик, биолог, друзья-наемники (добытчики ресурсов из дикой природы), борец за права, дельцы черного рынка, дети базы и будет еще сильный женский персонаж, которому посвящен том «Роза» – все они важная часть сюжетного пазла и штрихи картины, рисующей множество реакций, откликов и ответов на происходящее как вариантов решения одной проблемы и общей задачи.
В новелле много жестких коллизий, не всегда подробно раскрытых, но обозначенных автором – сталкиваются чувство и долг, общее и личное, природа и дух, демократия и диктатура, идеалы и их цена. Но пафос истории все же не в конфликте и противостоянии всех против всех, а в том, что даже исключающие друг друга выборы, сделанные разными людьми (и грибом!) в разных ситуациях, могут работать на общее дело и вести к одной цели. Это вдохновляет! И звучит для меня вполне «по-китайски» – множественность вариантов одного и того же, нелинейность, не жесткая детерминированность (что в квантовой физике, что в людском мире) и вот это вот «разными путями к одной цели...». Лейтмотив новеллы и ее девиз или второе название, Wrong But Still Right (Неправильно, но все же верно), обыгрывающийся в героях и их действиях на разные лады, мне тоже импонирует.
Катастрофа дышит, вибрирует энергетическими волнами, источает запахи (от гнили до страха) и жонглирует людскими эмоциями (от смирения до паники и безумия). Все, однажды начатое, получит продолжение, все дойдет до своей кульминации, ни одна дорожка не свернёт в сторону. Но фатализма при этом нет и не предвидится. И за каждым пределом обнаруживается новое начало. В этом круговороте главные герои пройдут свой путь до конца, столкнутся с неизбежным и с честью выдержат удар. А их чувства будут только расти, очищаться, проясняться и наполняться силой. Все как мы любим! И как китайцы умеют.
Вселенский хэппи-энд тоже будет. И тоже «китайский» – в духе «продолжение следует».
МАНЬХУА
У романа, как часто бывает с азиатскими новеллами, обнаруживается визуальная версия – комикс-маньхуа. Зачем нам комикс?
До недавнего времени мои представления об этом жанре ограничивались поверхностным знакомством с его американским вариантом (в когда-то подаренных сыновьям журнальчиках про супергероев, которые, помнится, не произвели впечатления даже на них). Но входя в восточную тему, пройти мимо этой сущности сложно. И она неожиданно открывается новой стороной.
Маньхуа — китайский комикс. Вместе с японской мангой и корейской манхвой он важная часть культуры Восточной Азии. В странах этого региона у комикса богатая и долгая история и своя эстетика.***
Маньхуа «Гриба» демонстрирует все достоинства жанра. Хорошо выстроенный сценарий (внятный при ограниченном тексте рассказ), точный, пробивающий на нужный градус эмоций язык и примечательный стиль рисовки и графики (минимум дробных картинок, максимум полностраничных изображений в сочетании линейного рисунка и живописной техники). Плюс оригинальная раскадровка и интересная работа с дизайном текста. Чиби-версии героев, когда грибочек и полковник превращаются во взлохмаченных мультяшек, тоже хороши (этот традиционный прием для снижения напряжения и пафосности в повествовании – отдельное удовольствие в восточных комиксах, и здесь особенно).
В итоге, листая книжку (а это натурально книжки и не одна, такие комиксы всегда многотомники), прямо чувствуешь вибрации и дыхание Бездны, таешь от хрупкости и нежности Грибочка, вздрагиваешь и замираешь под прицелом глаз и пушки Судьи и буквально слышишь эту ну очень звучную эпопею (в романе, кроме Бетховена, бушует целая симфония звуков от воя монстров до шипения высокочастотных энергий, ну, а в комиксе это зачётные «хрясь!», «трясь!» и «взжжух!»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ждать ли нежных чувств, окунуться ли в научпоп или залипнуть в картинках, открыв для себя современный комикс в китайском изводе – выбор за читателем. Но, кажется, «Маленький гриб» может удовлетворить и порадовать всех!
p.s. для тех, кто уже приобщился и не боится спойлеров – остроумное краткое изложение сюжета и оригинальные иллюстрации у @книжное ворчание
***
Примечания:
*Даньмэй – специфический жанр азиатских романов, создаваемых сугубо женщинами для женщин же из большой любви к мужчинам. Героинь здесь нет, только герои. Носители энергии ян живут и действуют в фантастических обстоятельствах, бесконечно далеких от правды природы и здравого смысла. Что совершенно не мешает поклонникам (поклонницам!) этого жанра получать удовольствие (а заодно и своеобразную психотерапию) от этих историй. Суть которых всегда в заботливых и бережных отношениях и Любви с большой буквы☝️, с кем бы она ни случалась. Подозреваю, что именно «психотерапевтический» эффект в этом деле главный. Но и хорошая литературная составляющая не исключается. Почему это чудо родилось и цветет только в Азии – интересный вопрос.
**Броманс (от bro) – тот же даньмэй, прикрытый вуалькой из цензурных соображений.
***У азиатских комиксов долгая и богатая история. Издаются они массово и массово же читаются. Причем всеми поколениями. У почитателей этой традиции огромное по разнообразию предложение жанров от политической сатиры до эротических и более опусов. Изначально появившись в Японии, комиксы в стиле манга распространились по всему Юго-Восточному региону и сегодня переживают второе рождение благодаря вебтунам — цифровым версиям, позволяющим не только обходить цензуру, но и расширять возможности визуального представления. Среди особенностей китайских маньхуа в сравнении с японскими и корейскими братьями/сестрами обычно отмечают красочность, сочетание линейного рисунка с живописью, а также популярность фэнтезийных и фантастических фабул.
#МаленькийГриб #ИшисыЧжоу #Китайскиефэнтези #LittleMushroom #小蘑菇
Также на канале:
«30000 ли до Чанъаня», или Любите ли вы Ли Бо?
Невероятная ЭРХА, или Дружат ли коты с собаками?
«Сад Роскошных Зрелищ», или Как я читаю «Сон в красном тереме»