Ну что, любители грохочущих механизмов и стальных монстров! Давненько наше КБ «Рубин» не радовало нас свеженькими разработками подводного флота: презентация проекта неатомной субмарины «Амур 1650».
И это, друзья мои, не просто очередная железяка для военно-морского парада, а настоящий прорыв в подводном кораблестроении. Как говорится, такое даже конструкторам не снилось!
От «Варшавянки» до чуда-юда морского
Многие из вас наверняка слышали про легендарную «Варшавянку» — подлодку, которую в НАТО ласково прозвали «Чёрной дырой» за её феноменальную скрытность. Так вот, «Амур 1650» — это её праправнук, который прошёл через несколько поколений эволюции и мутаций.
«Поди ж ты, решили старики снова за своё взяться», — подумал я, когда услышал про новый проект от «Рубина». И не прогадал! Оказалось, что ребята действительно решили не почивать на лаврах, а сделать нечто совершенно невероятное.
История началась ещё в далёком 1987 году, когда советские инженеры замахнулись на создание проекта 677 «Лада». Но, как это часто бывает в нашей стране, между «задумали» и «сделали» прошло немногим более... 20 лет! Аккурат к моменту, когда технологии успели сделать несколько витков развития.
Но «Лада» всё равно получилась впечатляющей: первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, с автоматизированной системой управления, возможностью залповых ударов и сниженной на треть численностью экипажа. Представляете?
Теперь под водой можно обойтись меньшим количеством людей, которые месяцами не видят солнца. Прогресс, чтоб его!
Тише мыши — на то и субмарины
Но что такое «Лада» по сравнению с новеньким «Амуром 1650»? Так, разминка перед основным представлением!
«Амур» — это как если бы взять «Ладу», отжать из неё всю воду и оставить только самое сочное. При практически идентичных характеристиках эта подлодка легче предшественницы на целую треть!
«Как такое возможно?» — спросите вы. А я вам отвечу: когда за дело берутся наши инженеры, то понятие «невозможно» временно исключается из словаря. Они, видимо, решили: «А давайте-ка мы сделаем нечто такое, что заставит всех конкурентов долго чесать в затылке!»
Водоизмещение этого морского чуда — всего 1765 тонн. Для сравнения, это примерно как 350 слонов, но при этом «Амур» умеет то, что слонам и не снилось. В частности, ходить под водой так тихо, что рыбы принимают его за большую деликатную акулу, которая не хочет никого тревожить.
«Вдвое меньший уровень шума по сравнению с представленными на рынке экспортными ПЛ других производителей», — хвастаются в ОКБ «Рубин».
И я им верю! Потому что когда русские инженеры говорят, что сделали что-то тихим, то это значит, что оно действительно тише воды и ниже травы.
А теперь внимание! Несмотря на компактность, «Амур 1650» напичкан такими игрушками, что любой противник трижды подумает, стоит ли связываться.
Представьте себе: в этой малышке установлена интегрированная система Club-S с дальностью стрельбы до 300 км!
То есть, подлодка может находиться где-то у берегов условной страны А, а наносить удары уже по территории условной страны Б, при этом никто не будет знать, откуда прилетело. Вот это я понимаю — сюрприз из глубины!
Помимо этого, в арсенале имеются 18 торпед с дальностью в 50 км. Ну и, конечно же, гидроакустический комплекс «Лира» с буксируемой низкочастотной антенной.
Эта штука — просто песня! Она позволяет «слышать» всё, что происходит на огромном расстоянии, при этом сама подлодка остаётся незамеченной.
А что касается глубины погружения — тут «Амур» тоже не подкачал. 300 метров! Это как 30-этажный дом, только перевёрнутый вверх ногами и под водой. На такой глубине уже практически ничего не видно и не слышно, а давление такое, что обычному человеку и не снилось.
«А как же автономность?» — поинтересуетесь вы. О, с этим всё в полном порядке!
Благодаря воздухонезависимому двигателю, субмарина может находиться под водой до двух недель, преодолевая расстояние до 500 миль. Представьте: экипаж может спокойно отпраздновать свой день рождения, потом Новый год, и только после этого думать о всплытии. Впечатляет, не правда ли?
Конец эры гигантизма
Отдельно хочется отметить важный тренд, который наглядно демонстрирует «Амур 1650». Похоже, в российском кораблестроении окончательно закончилась эпоха гигантизма.
Помните те огромные, похожие на целые подводные города субмарины советской эпохи? Типа «Акулы» или «Тайфуна»? Это были настоящие монстры, которые могли нести на борту столько оружия, что хватило бы на небольшую мировую войну.
Но времена меняются, и сегодня ставка делается на компактность, манёвренность и скрытность.
«Амур 1650» — это как раз такой случай: маленький, юркий и смертоносный. Как говаривал мой дед: «Мал золотник, да дорог». А в данном случае ещё и очень опасен.
Кстати, о стоимости. Уменьшение размеров и водоизмещения напрямую влияет на цену подлодки. То есть, построить такую субмарину будет дешевле, что позволит выпустить их больше. А чем больше таких незаметных подводных хищников будет бороздить моря и океаны, тем спокойнее будет спать страна.
Ещё один важный момент — снижение требований к строительным докам. Чем меньше подлодка, тем больше верфей смогут взяться за её производство. А это, в свою очередь, означает увеличение темпов строительства и обновления флота.
«Амур 1650» без преувеличения можно назвать венцом развития неатомных подводных лодок.
По словам специалистов, ничего лучше в этом классе в ближайшие пару десятилетий представлено не будет. И я склонен им верить.
Это как если бы сказали, что появился новый смартфон, который не нуждается в зарядке месяцами — в такое сложно поверить, но когда факты налицо, остаётся только восхищаться.
Интеграция 130 новых систем и технологий в одном корпусе — это не просто эволюция, это настоящая революция в подводном кораблестроении. «Амур 1650» сочетает в себе всё лучшее, что было создано за десятилетия разработок, и добавляет к этому ещё немножко волшебства современных технологий.
Что мы имеем в итоге? Компактную, малошумную, хорошо вооружённую и способную долго находиться под водой субмарину, которая способна нанести точечный удар с большого расстояния.
И всё это при сниженной стоимости и упрощённом производстве. Не подлодка, а мечта командующего флотом!
А что думаете вы об этой новинке? Считаете ли вы, что за такими компактными субмаринами будущее? Или всё-таки большие атомные подлодки ещё скажут своё веское слово?
Делитесь своими мыслями в комментариях, подписывайтесь на канал, и давайте вместе следить за развитием этой захватывающей истории подводного флота России!