Представьте себе: глухая тайга, заснеженные просторы Сибири или песчаные дюны Средней Азии.
И посреди этого безлюдья — компактная атомная электростанция, привезенная на нескольких грузовиках, способная обеспечить энергией целый военный объект или небольшой город. Фантастика? Ничуть! Такой проект уже существовал в СССР, а теперь Россия и Беларусь собираются возродить его на новом технологическом уровне.
От советской мечты до современных реалий
В далеком 1961 году советские ученые из Обнинского Физико-энергетического института создали нечто революционное — транспортабельную атомную электростанцию, известную как ТЭС-3.
Представьте только: атомный реактор, который перевозили на четырех гусеничных шасси! Испытания этого чуда техники продолжались до 1965 года, но затем проект был свернут.
Минобороны СССР отказалось от использования комплекса, реактор демонтировали, а сами машины отправились на Камчатку, где в итоге оказались попросту брошенными. Так бесславно завершился первый эксперимент с "атомом на колесах".
Но на этом история не закончилась. В 1973 году в БССР, в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований «Сосны», стартовал новый проект — "Памир".
На этот раз комплекс размещался на четырех грузовых автомобилях. Тестирования передвижной АЭС "Памир-630Д" проводились в 1985-1986 годах недалеко от Минска.
"А зачем вообще нужны мобильные АЭС?" — спросите вы. Ответ прост как валенок: для энергоснабжения отдаленных районов, куда кабель не протянешь, а солнечные батареи не поставишь.
Представьте военную базу в Арктике или научную станцию на Крайнем Севере — как им получать электричество? Везти туда тонны дизельного топлива? А что если можно привезти компактную атомную станцию раз и работать годами?
Почему проект закрыли и почему возрождают
Чернобыль. Это слово стало приговором для многих атомных проектов СССР, включая "Памир". После аварии 1986 года общественное мнение резко изменилось, и разработку передвижных АЭС свернули. Да и сложно представить, чтобы в то время кто-то согласился жить рядом с "атомом на колесах".
Но времена меняются. В апреле 2024 года на форуме «Атомэкспо-2024» академик-секретарь отделения физико-технических наук Национальной академии наук Белоруссии Сергей Щербаков заявил, что Москва и Минск обсуждают создание мобильного атомного реактора на новых технологиях. И это не просто разговоры — за ними стоит реальная необходимость.
"Мобильные АЭС могут быть использованы в качестве временного источника энергии в случае аварийных ситуаций или для обеспечения электроснабжения на строительных площадках, не имеющих доступа к центральным электростанциям", — поясняет генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов.
Представьте ситуацию: на Дальнем Востоке произошло землетрясение, линии электропередач разрушены, целые города остались без света. На восстановление инфраструктуры уйдут месяцы, а люди замерзают уже сейчас. И тут на помощь приходит караван с мобильной АЭС. Через несколько дней электричество снова подается в дома, работает отопление, жизнь возвращается в нормальное русло.
От теории к практике: современные технологии
Россия уже сделала первый шаг к возрождению мобильной атомной энергетики. В 2020 году в эксплуатацию сдали плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов».
Эта плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) базируется в порту Певек в Чукотском автономном округе и способна выдавать в бортовые сети 70 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии.
Конечно, «Академик Ломоносов» — это не совсем то, что мы представляем, когда слышим "мобильная АЭС". Это скорее плавучая станция, чем передвижная.
Но технологии не стоят на месте. В 2019 году на военно-техническом форуме «Армия-2019» научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля представил проект реакторных установок на автомобильном шасси. То есть, идея "атома на колесах" снова стала актуальной.
А теперь представьте: несколько тягачей с прицепами прибывают на место, где нужна энергия. В течение нескольких дней (а не месяцев, как при строительстве обычной АЭС) станция монтируется и запускается. И вот уже есть электричество для небольшого города или промышленного объекта.
Риски есть всегда. Как их минимизировать?
Разумеется, любое упоминание об атомной энергетике сразу вызывает вопросы о безопасности. И это правильно! Ведь несмотря на все меры предосторожности, всегда существует риск аварий, которые могут привести к выбросу радиоактивных веществ.
По словам Олега Шевцова, именно опасения касательно безопасности могут серьезно тормозить развитие мобильных АЭС как перспективного направления в энергетике. И с этим трудно спорить.
Однако современные технологии позволяют создавать реакторы с пассивными системами безопасности, которые не требуют вмешательства человека при возникновении нештатных ситуаций.
Кроме того, мощность мобильных реакторов обычно невелика по сравнению с "большими" АЭС, а значит, и потенциальный ущерб от возможной аварии будет меньше. Но это, конечно, не повод расслабляться и игнорировать вопросы безопасности.
Куда нам это все пригодится
Для многих регионов России — Приморья, Якутии, Курильских островов и Сахалина — крайне актуальна возможность оперативно подключать энергетические мощности. Представьте себе новый населенный пункт или промышленный объект где-нибудь в тайге.
Тянуть туда линии электропередач — это годы работы и миллиарды рублей. А мобильная АЭС может решить проблему энергоснабжения гораздо быстрее и, возможно, даже дешевле.
А еще есть военное применение. Хотя об этом официально говорят меньше, но очевидно, что мобильные источники энергии имеют огромное значение для обороноспособности страны. Ведь современная армия потребляет огромное количество электроэнергии, а в условиях боевых действий стационарные электростанции становятся уязвимыми целями.
Будем следить за развитием этого интереснейшего проекта. Кто знает, может быть через несколько лет "атом на колесах" станет таким же обыденным явлением, как передвижные электрогенераторы сегодня.
А вы что думаете о перспективах мобильных АЭС? Делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы о прорывных технологиях!