Найти в Дзене

Выездные и камеральные проверки становятся проще и эффективнее. Налоговая «хлопает» бизнес на раз-два

У большинства директоров и бизнесменов сложилось впечатление, что камеральные налоговые проверки — это что-то несерьезное и неопасное. Вот выездные — это да, это страшно и разорительно. Там инспекция запрашивает документы, дёргает на допросы, долго что-то анализирует (хотя это уже не совсем так, о чём вы можете прочитать в статье ниже). А камералки… Чаще всего камеральную налоговую проверку бизнес даже не видит — она проводится автоматически после направления декларации, и если все хорошо, то никакого внимания со стороны инспекции компания/ИП на себе не ощущают. Но уже несколько лет, как ситуация меняется. И камеральные проверки и выездные становятся все менее трудозатратными для инспекции. А значит, она может проводить их все больше. А те, которые проводит, может разрабатывать полнее и глубже. Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно. 2021. Камеральные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 90,3 млрд. Выездные. Доначис
Оглавление

У большинства директоров и бизнесменов сложилось впечатление, что камеральные налоговые проверки — это что-то несерьезное и неопасное.

Вот выездные — это да, это страшно и разорительно. Там инспекция запрашивает документы, дёргает на допросы, долго что-то анализирует (хотя это уже не совсем так, о чём вы можете прочитать в статье ниже). А камералки… Чаще всего камеральную налоговую проверку бизнес даже не видит — она проводится автоматически после направления декларации, и если все хорошо, то никакого внимания со стороны инспекции компания/ИП на себе не ощущают.

Но уже несколько лет, как ситуация меняется. И камеральные проверки и выездные становятся все менее трудозатратными для инспекции. А значит, она может проводить их все больше. А те, которые проводит, может разрабатывать полнее и глубже.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.

Статистика по доначислениям камеральных и выездных налоговых проверок

2021.

Камеральные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 90,3 млрд.

Выездные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 332 млрд.

2022.

Камеральные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 94,7 млрд.

Выездные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 670 млрд.

2023.

Камеральные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 96 млрл.

Выездные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 336 млрд.

2024.

Камеральные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 132 млрд.

Выездные. Доначислено (налог, пеня и штраф) — 333 млрд.

Здесь можно сказать, что после выездных проверок доначисления в разы больше. Но доля доначислений по результатам камеральных проверок растёт. В 2024 доначисления по камералкам уже составили 28,3% от всех доначислений.

Но дело в том, что выездные налоговые проверки все же трудозатратнее и дольше, в них участвуют несколько сотрудников, в рамках выездной надо совершить много действий (хотя уже не так много, как раньше). С камеральными проверками все куда проще и быстрее. Поэтому не надо считать, что камеральные проверки — это что-то несерьёзное.

Камеральные (и выездные) проверки становятся все опаснее из-за того, что инспекции все проще их проводить.

Как на практике выглядит акт камеральной и выездной проверки и что требуется от налогового инспектора, чтобы этот акт составить

Ещё лет 7 назад сам акт камеральной проверки был редкостью. Инспекция не успевала за 3 месяца сделать запросы по цепочке контрагентов, получить и проанализировать документы, оценить всех контрагентов в цепи, проверить банковские выписки, допросить свидетелей и т.д. Сейчас — всё гораздо проще. У меня есть клиент, работающий в сфере клининга, которому инспекция за один квартал доначислила 7 млн руб по камеральной проверке. Причем акт камеральной проверки по сбору доказательств не отличается от акта выездной налоговой проверки.

Итак, компания сдает декларацию, начинается камеральная проверка или инициируется выездная (тут я упрощаю, потому что перед выездной проводится предпроверочный анализ, поэтому к моменту начала выездной проверки инспекция уже почти все знает).

Итак, система АСК НДС-2 сразу видит, где налоговый разрыв. Что это значит для инспекции? Что в бюджете отсутствует источник возмещения, то есть кто-то применяет схему по уходу от налогов.

А раз существует схема, то есть и тот, кто её создал и в чьих интересах она работает, то есть выгодоприобретатель. Как его определить? Элементарно и очень быстро: самая состоятельная и серьезная компания в цепочке — и есть выгодоприобретатель. Им «назначается» компания, с которой есть, что взять. Инспекция автоматически определяет выгодоприобретателя по ряду признаков и вносит такие компании в Федеральный реестр выгодоприобретателей. Это такой скорбный список серьезных компаний, которым инспекция выставляет налоговые счета, когда у кого-то где образовался налоговый разрыв.

Итак, схема есть, лицо которое заплатит (выгодоприобретатель) тоже. Что дальше? Дальше надо определить, кто участвовал в схеме. Поможет легендарная цифровизация налоговой

И здесь у инспекции все тоже легко и быстро делается. Почему? Потому, что у налоговой есть программные комплексы, которые собирают и систематизируют массу информации о компаниях и предпринимателях. Например:

АСК НДС-2. Эта программа ищет разрывы в цепочке уплаты НДС: сопоставляет информацию, полученную от компании-налогоплательщика с информацией от его контрагентов. Если есть «разрыв», то, возможно, кто-то «химичит» с НДС. У АСК НДС-2 есть «надстройка». Это

ПП “Контроль НДС”. Программа, которая выставляет каждому налогоплательщику уровень риска: «низкий», «средний», «высокий». В категорию «высокий риск» попадают компании, которые не имеют ресурсов, чтобы заниматься заявленной деятельностью, платит НДС по минимуму или не платят вообще, связанные с однодневками.

ПК АИС “Налог-3” система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение денежных средств. Система определяет вывод денег через ИП и их обналичивание, раскрывает схемы с “бумажным НДС”.

Программно-информационный комплекс (ПИК) «ВНП-Отбор» анализирует известные данные о компании по 43-ём критериям. Программа начисляет баллы. Больше баллов — подозрительнее компания, вероятность выездной проверки выше.

ПИК «Однодневка» собирает сведения о «массовых» учредителях и руководителях компаний и о «массовых» регистрациях. К контрагентам таких компаний будут вопросы.

ПИК «Налог-3». Самая всеобъемлющая база, в которой собрана масса информации о налогоплательщике: наличие средств, имущества, состав учредителей и руководителей и т.д.

И вот инспекция анализирует цепочки контрагентов уже определённого выгодоприобретателя. И видит, кто из этих контрагентов больше всего похоже на техничку. То есть у кого:

  • массовый адрес или недостоверный адрес;
  • директор, который отказался от участия в деятельности компании или который ещё не допрошен, но, например, получает доход в другой компании в должности курьера;
  • нет сотрудников, техники, нет ничего в собственности;
  • у кого общие IP-адреса и ещё масса признаков.

И не забывайте, что когда надо, инспектора запросто могут «натянуть сову на глобус» и переврать информацию. Например, получив в банке выписку по платежам контрагента, инспектор может легко «не заметить» платежей за аренду, коммунальные услуги, на покупку канцелярских принадлежностей, за поставку товаров и услуги перевозки и т.д., и заявить в акте проверки, что контрагент не несет расходов, свойственных бизнесу, а значит, он не ведёт реальную деятельность и является технической (транзитной), созданной для незаконной экономии на налогах.

А полную выписку по банку налоговая проверяемому налогоплательщику не предоставляет.

Проверки становятся все проще. А значит, инспекции все проще «закрыть» бизнес, который она считает нарушителем налогового законодательства

В такой ситуации инспектору даже нет необходимости вызывать директоров спорных контрагентов, чтобы вытрясти из них признание, что они номиналы. Если директор руководит несколькими компаниями (массовый) или получает доход в другой компании не занимая высокую должность, то инспекция видит это по своим программам, и этого достаточно, чтобы сделать вывод о его номинальности.

Конечно, инспекция запрашивает документы у контрагентов. Но только для того, чтобы увидеть там противоречия. Например, проверяемый налогоплательщик — подрядчик. И по договору он должен был согласовывать субподрядчиков со своим заказчиком. А он не согласовывал. Для инспекции это означает, что никакого субподрядчика на самом деле не было, а подрядчик выполнил работу своими силами.

Вы понимаете? Проверки упрощаются. Большую часть работы инспектор может провести, щелкая компьютерной мышью, потому что программные комплексы любезно поставляют всю информацию о контрагентах. А уж «выдергивать» из этой информации негатив, чтобы представить бизнес нарушителем, инспектора умеют. Не умели бы, не работали бы в налоговой.

И что все это значит? Какие выводы бизнес должен вынести

1. Провести большое количество проверок — легко. Чтобы сверстать акт камеральной или несложной выездной проверки, опытному инспектору нужен один день. Два максимум. Конечно, есть выездные проверки, где все сложнее, где надо и свидетелей допросить, и к номинальному директору вечером домой с допросом прийти, и версию налогоплательщика проверить и т.д. Но в несложных ситуациях состряпать акт — дело недолгое.

Причём, как показывает практика, для судов такой формальный сухой подход, является достаточным.

2. Если вас вызывают на комиссию, где в системе АСК НДС-2 показывают разрывы — значит, вы в группе риска. И если предполагаемые доначисления серьёзны, назначение в отношении вас выездной проверки — реальная перспектива. А если вашим контрагентам полетели запросы документов по работе с вами, значит, вас уже передали в отдел предпроверочного анализа. Значит, все очень серьёзно. Хотя шансы «соскочить» есть, и у меня есть практика, как я не допускал выездную проверку, когда отдел предпроверочного анализа уже вовсю работал.

3. Размер доначислений вы сами видели в начале статьи. 9 из 10 компаний после налоговой проверки закрываются. А это значит, что доначисленные налоги не будут взысканы с компании. А с кого они будут взысканы? С директора и учредителей в рамках привлечения к субсидиарной ответственности или в рамках уголовного дела. Но это тема для другой большой статьи.

4. Не отмахивайтесь, если вас вызвали для дачи пояснений в налоговый орган. Вызов в инспекцию и составление протокола комиссии — это первый звоночек о том, что в отношении вас может быть выездная. И, как показывает актуальная практика, инспекции становится все легче проводить и выездные и камеральные проверки.

____________________________________

Налоговая реформа — это, по сути, существенное повышение налогов. Она ставит перед бизнесом новые вопросы:

— как работать дальше?

— какой должна быть структура бизнеса?

— как должны быть оформлены отношения между хозяйствующими субъектами?

При этом необходимо исключить претензии налоговой инспекции, но и не разорится на налогах.

Более 20 лет я помогаю бизнесу в вопросах налоговой оптимизации и снижения налоговых рисков. Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните, мы предложим вам действенные и безопасные способы работы.

____________________________________

С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.

Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.

Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.