Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.
Клиент: строительная компания.
Что случилось: инспекция заподозрила компанию в неуплате налогов, заключении фиктивных сделок и покупке «бумажного НДС». Директора трижды вызывали на комиссию по легализации налоговой базы и требовали доплатить 12 млн руб, (для пущей убедительности на последней комиссии присутствовал сотрудник ФСБ) но он решил не платить.
Через некоторое время после третьей комиссии налоговая направила компании и её контрагентам требование представить документы по сделкам за три года. Директор помнил моё указание: запрос документов означает, что налоговая начала предпроверочный анализ компании, чтобы решить — включать фирму в план выездных проверок или нет.
Требовалось понять — будет назначена выездная проверка или нет
Я разобрался в ситуации, и стало ясно, что проблемы серьёзные. Мой опыт сопровождения и оспаривания выездных проверок говорил, что «косяков» у компании достаточно, чтобы выездная была согласована. Например:
- компания не заплатила нескольким из спорных контрагентов за товары, а одному заплатила на 60%. Контрагенты не попытались взыскать этот долг. Такая ситуация говорит о том, что товары существовали лишь в документах, а налогоплательщик покупал «бумажный НДС»;
- несколько директоров контрагентов оказались массовыми и работали охранниками и т.д.
В общем, типичная картина работы с не самыми добросовестными контрагентами.
Потенциальные доначисления тоже тянули на выездную. В 2022 году по Москве среднее доначисление по результатам выездной проверки составляет 94,5 млн руб. Но те 12 млн руб, которая инспекция вменяла директору на комиссиях — это только НДС. А ведь на выездной будет доначислен и налог на прибыль, появятся пеня и штраф (скорее всего 40%).
Кроме того, перед комиссией инспекция глубоко не копает, и претензии предъявляются только по самым очевидно недобросовестным контрагентам. Во время выездной же налоговая «раскопает» все, в том числе нарушения, о которых ранее и не заявляла.
А учитывая судебную практику, убедить суд в своей правоте будет очень мало шансов. Впрочем, к тому времени спасать бизнес уже не придётся, потому что он развалится: выиграть тендер для компании, в отношении которой идёт выездная, нереально, заказчики скажут «позвоните, когда все это кончится», а против директора к тому времени уже будет возбуждено уголовное дело.
Надо во что бы то ни стало не допустить назначения выездной. Как?
Заплатить, пока не поздно.
Мы созвонились с инспекцией и договорились встретиться. На встрече были замруководителя инспекции и глава КАО (контрольно-аналитического отдела).
Мы сказали:
— Хотим пересмотреть свои налоговые обязательства, потому что поняли, что ранее не совсем верно восприняли ситуацию. Также были финансовые сложности в компании. Но, как мы понимаем, в отношении компании уже идёт предпроверочный анализ.
Инспектор:
— Да, анализ идёт, и по его результатам, скорее всего, выездная будет назначена.
Мы:
— Хотелось бы этого избежать. Мы готовы доплатить по спорным контрагентам, но выплатить 12 миллионов сейчас возможности нет.
Сошлись на том, что несколько контрагентов являются критичными, и по ним придётся доплатить 6 млн руб.
Инспектор:
— Гасите долг 6 миллионов, и я посмотрю, что после этого покажет предпроверочный анализ. Если учесть, что вопрос по самым критичным контрагентам будет закрыт, есть вероятность, что основания для назначения выездной отпадут.
Так и получилось. Описанные события происходили год назад, и с тех пор директор компании не звонил мне. Это значит, что участь угодить в план выездных компанию миновала.
Итак, директору удалось с моей помощью не допустить назначения выездной проверки компании, разорения и уголовного дела. Но отчасти здесь сработал и элемент удачи, потому что соглашаться платить по спорным контрагентам, когда уже пошёл предпроверочный анализ компании — рискованное дело. Напишу об этом риске следующую статью.
Комментарий на полях или как надо относиться к «бумажному НДС», чтобы не было обидно
Я с 2008 года сопровождаю выездные налоговые проверки на стороне бизнеса и заметил такую вещь. Через некоторое время после покупки «бумажного НДС» директора словно забывают, что они незаконно оптимизировали налоги и искренне возмущаются, когда инспекция через 2-3 года требует этот налог заплатить.
Но извините, заниматься налоговой оптимизацией с помощью «бумажного НДС» незаконно. И чтобы не было обидно, когда инспекция предлагает заплатить сэкономленные суммы, лучше относиться к этому способу уменьшить налоги как к банковскому кредиту.
Приведу пример: бывает, что у компании в процессе развития, в каком-то периоде возникает высокая налоговая нагрузка. Платить налоги в полном объеме крайне затруднительно, так как необходимы оборотные средства. Кто-то для этого привлекает заёмные средства, например банковский кредит.
Однако некоторые бизнесмены, будучи неопытными, используют агрессивные способы налоговой оптимизации, что незаконно. И очень часто эти схемы “вскрываются” налоговыми органами. В этом случае инспекция предлагает доплатить налог и пени. Может быть, что если сумма будет маленькой, то компания может «проскочить». Но если бизнес оптимизировал налоги серьёзно, то надо быть морально и финансово готовым выплатить бюджету сэкономленное с процентами.
Выводы
Если компания не платит после комиссии по легализации налоговой базы, инспекция может начать в отношении компании предпроверочный анализ. Результатом анализа будет рекомендация включить компанию в план выездных проверок или не включать. Это зависит от прогнозируемого объёма доначислений и возможности их взыскать.
Директор проверяемой компании узнает о том, что в отношении его бизнеса идёт предпроверка, потому что ему придут требования предоставить документы по сделкам. Такие же требования придут и контрагентам.
Даже если в отношении вашей компании уже начался предпроверочный анализ, ещё не поздно пойти на попятный и заплатить по спорным контрагентом. Тем более, что сумму можно уменьшить более, чем в 10 раз. Вот один мой кейс на эту тему, а вот другой.
____________________________________
С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.
Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.