Найти в Дзене

Истоки кальянной культуры в Российской Империи.

В рамках исследования "Феномен Russian Shisha" попросил Игоря Погуляло поделиться своими знаниями в области истории кальянов.

Об авторе: Работает в кальянной сфере уже 9 лет.
5 лет назад начал изучать историю кальяна и создал канал
Кальянный Историк, где публикует заметки, статьи и переводы исторических научных трудов о кальяне. Сейчас стремится к написанию собственной серии книг об истории кальяна.

Из моего кальянного окружения Игорь обладает самым глубоким погружением в историю и доносит информацию легко и непренужденно!


Заряжайте кальян, заваривайте китайский чаек и вперед!

Приятного чтения!

Это Игорь
Это Игорь

Всем привет, на связи Кальянный историк.

История кальяна — сложная тема. Как и история любого предмета, являющегося частью жизни обычных людей. Историческая наука начала изучать жизнь не героев относительно недавно, в конце XX века. До этого акцент делался на персоналиях и великих деяниях. Объективно, подход был героико-персоналистским. К счастью, эти акценты отходят на второй план, и сейчас всё больше внимания уделяется жизни и быту обычных людей.

Когда ваш покорный слуга изучает историю кальяна, он сталкивается с недостатком информации, поэтому не удивляйтесь, если через пять лет, в свете новых данных, мне придётся переписать этот текст.

История кальяна в России, в отличие от других стран Европы, имеет ряд отличительных особенностей:

  • Континентальный характер Российской империи. В отличие от других империй, таких как Португалия, Испания, Франция и Великобритания, Россия располагалась преимущественно на одном континенте, если не учитывать Аляску, которая не является предметом нашего сегодняшнего обсуждения. Такое расположение позволяло властям осуществлять более централизованное управление, а культурный обмен происходил намного проще.
  • Политика интеграции местных культур. На протяжении большей части своей истории Российская империя, подобно Великобритании, стремилась не разрушать местные культуры и навязывать свою, а интегрировать их в государство вместе с местной элитой. За счёт этого местные культуры сохраняли определённую автономность и идентичность, хотя и подвергались изменениям.
  • Прямое и постоянное взаимодействие с Османской и Сефевидской империями. Турция и Персия, соответственно. Несмотря на постоянные конфликты, с обеими странами существовали устойчивые торговые и культурные связи. Общая континентальная граница способствовала не только войнам, но и обмену знаниями и прямой торговле.
  • Включение в состав империи регионов с кальянной традицией. Таких как Крым, Кавказ и Средняя Азия. Эти территории уже обладали кальянной культурой до их присоединения к Российской империи.

Благодаря этим особенностям Россия стала первой европейской страной, где кальян стал не просто диковинкой на выставках или дорогим предметом интерьера в домах джентльменов, а частью быта определённого круга элиты.

Лично я считаю, что наибольшее влияние на проникновение кальяна в российское общество оказало присоединение новых регионов Евразии. Другие аспекты также сыграли свою роль, но именно этот фактор позволил русским ближе познакомиться с носителями кальянной традиции и перенять их опыт.

Крым — первый шаг.

Крымское ханство — осколок Золотой Орды, который продержался дольше других благодаря выгодному расположению и тесным связям с Османской империей.

Россия присоединила Крым в 1783 году, при Екатерине II. После этого началась массовая миграция населения из центральных районов империи. Это было связано с несколькими факторами: сильным сопротивлением местных татар, стратегическим положением полуострова для флота и армии, а также благоприятным климатом.

Крымские татары тесно взаимодействовали с турками, и кальян пришёл к ним довольно рано — примерно в XVII веке. После массового заселения Крыма славянами начался активный культурный обмен, и местные привычки вошли в обиход.

Крым также стал курортом для дворян и императоров. Если вы были в Крыму, то наверняка видели дворцы, сохранившиеся со времён Российской империи. Конечно, это были в основном представители элиты, но даже они заимствовали местные традиции, и кальян для них перестал быть диковинкой.

Кроме того, климат полуострова позволял выращивать табак. Местные активно этим пользовались, и табак выращивается там до сих пор — по мнению автора, весьма высокого качества.

Кавказ — культурный мост.

Кавказ — сложный и раздробленный регион, зажатый между тремя империями: Российской, Сефевидской и Османской. Каждая из них имела своих союзников среди местных народов.

Для России такими союзниками стали местные христианские народы — армяне, грузины, абхазы и осетины. Несмотря на это, завоевание Кавказа заняло почти 50 лет и завершилось только в 1864 году. Сложный рельеф и влияние Османской и Сефевидской империй мешали России установить полный контроль над регионом.

Тем не менее, даже в ходе Кавказской войны казаки и местные народы наладили культурные связи. Терские и кубанские казаки перенимали элементы культуры у черкесов, чеченцев, ингушей и других народов. Это отразилось даже на казачьей одежде, которая к середине XIX века сильно отличалась от традиционной запорожской.

Хотя кальян не стал повседневным атрибутом казаков, они знали о нём и иногда курили кальян вместе с местными во время праздников и переговоров. Об этом свидетельствуют мемуары генералов Кавказской войны.

Интересный факт: Александр II — единственный достоверно известный император России, который курил кальян. Эту привычку он перенял на Кавказе во время инспекции гарнизонов. Вероятнее всего, ему предложили кальян казаки Терского войска, поскольку вряд ли император общался напрямую с представителями местных народов в условиях войны.

Средняя Азия — последний штрих.

Средняя Азия — регион, населённый тюркскими и ираноязычными народами, долгое время оставался сложным для Российской империи. Постоянные набеги кочевых племён вынуждали государство тратить огромные средства на оборону, но это не приносило стабильного результата. Многие жители России попадали в плен и продавались в рабство на рынках Бухары и Самарканда.

Покорение Средней Азии началось в 1840-х и завершилось лишь к 1890-м годам. Кальянная культура была здесь глубоко укоренена ещё с XVI века. Некоторые исследователи считают, что именно Средняя Азия стала родиной кальяна, хотя это мнение остаётся спорным.

Влияние региона на кальянную культуру России было минимальным. Массового переселения сюда не происходило, и курортов для дворян здесь не создавалось. Однако тысячи русских военных и казаки Семиреченского войска, служившие в регионе, перенимали местные обычаи, включая курение кальяна.

Кальян и российская элита.

Итак, как же кальян стал частью быта российской элиты?

Во-первых, благодаря интеграции местных элит в Российскую империю. Некоторые представители этих элит были носителями кальянной традиции и жили в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге и других центрах.

Во-вторых, континентальный характер империи способствовал беспрепятственному передвижению купцов, которые привозили с собой не только товары, но и культурные традиции. Особенно активными были купцы с Кавказа и из Средней Азии.

К началу XIX века кальян перестал быть диковинкой для российской знати. Некоторые даже ввели его в домашний обиход. Однако настоящий пик популярности кальяна пришёлся на правление Александра II, который ввёл кальян в императорский двор. Как и следовало ожидать, мода быстро распространилась среди дворянства.

Императорский двор всегда задавал стандарты, и кальян стал элементом интерьера многих дворянских домов. Хотя письменных источников об этом немного, можно с уверенностью сказать, что именно при Александре II кальян пережил первый пик популярности в России.

Тем не менее кальян так и не стал массовым явлением. В отличие от южных регионов, в Центральной России табак не рос, и позволить себе привозной табак могли только люди с высоким доходом.

После смерти Александра II популярность кальяна пошла на спад. Это совпало с политическим откатом при его сыне, Александре III, который свёл на нет многие реформы отца. Возможно, кальян стал ассоциироваться с прежним курсом, и от него начали отказываться. Но это лишь предположение.

Меньше чем через 40 лет случилась Октябрьская революция и всем уже стало не до кальяна. Конечно, он сохранился на Кавказе и в Средней Азии, но в большинстве своём уступил дешёвым сигаретам. Новый виток популярности в России ждал кальян только с падением СССР.


Спасибо, что уделили время на прочтение интервью.

Подписывайтесь на мой профессиональный паблик "Кальянный СЕО", там я рассказываю про кейсы по управлению персоналом, мотивации и саморазвитию, публикую учебные материалы, а также высказываю отношение к событиям в кальянной индустрии.

Мои продукты - это табак для кальяна "Молодость" и "Кобра".
Если вы скажете, что пришли за ними по рекомендации "Кальянного СЕО", я точно узнаю об этом от наших дистрибуторов. Если вы уже являетесь ценителем моих брендов, порекомендуйте их своим друзьям, которые любят кальян. Это самая мощная поддержка.

Спасибо!

Владимир Денежкин,

Кальянный СЕО.