В конце прошлого года был подписан Федеральный закон от 26.12.2024 г. № 490-ФЗ, который внес множество изменений в КоАП РФ, в результате чего с 1 января 2025 года штрафы за нарушения ПДД значительно выросли. В законодательстве зафиксированы новые суммы за проступки для простых автолюбителей и собственников грузовых авто. А еще в прошлом осталась скидка в 50% для тех, кто осознал вину и быстро заплатил штраф.
В статье ниже подробно про новые штрафы ПДД с января 2025 года: кого касаются, насколько выросли, что со скидкой. Попробуем разобраться, почему руководство страны столь стремительно и резко повысило штрафы. Какие мнения высказывают эксперты по этому поводу. Помогут ли новые штрафы ПДД в 2025 году навести порядок на дорогах страны.
Штрафы ПДД с 1 января 2025 года
Неожиданно для всех автолюбителей, в конце осени прошлого года, Правительство России предложило значительно увеличить суммы штрафов по нарушениям правил дорожного движения. Причем изменения в КоАП поступили не отдельным законопроектом, а в виде поправок к документу, ранее внесенному в парламент [об увеличении ответственности при отсутствии ОСАГО]. В результате авторам идеи даже не понадобилось писать пояснительную записку, чтобы обосновать нововведения.
Кто именно стал инициатором не ясно до сих пор, потому что руководители МВД, Минтранса и Минфина категорически опровергли свою причастность к разработке документа. Но решение, очевидно, принималось на очень высоком уровне, потому что уже через несколько дней Комитет Госдумы РФ по госстроительству рекомендовал парламенту страны принять законопроект, значительно усиливающий наказания по «водительским» статьям 12 главы КоАП РФ.
Все предлагаемые изменения в КоАП:
- 12 декабря рассмотрели на пленарном заседании Госдумы,
- 20 декабря поправки одобрил Совет Федерации,
- 26 декабря ФЗ-490 был подписан Президентом и опубликован официально на государственных порталах.
Вот так стремительно штрафы ПДД в 2025 году выросли в несколько раз.
Для справки! Самым распространенным нарушением в России является «превышение скорости на 20-40 км/ч». На долю таких нарушений ПДД приходится порядка 70% от общего количества, что в абсолютном выражении соответствует цифре в 238 млн выписанных постановлений в год.
Самые значимые изменения
Для простых автолюбителей важными становятся такие нововведения.
За превышение скорости на 20–40 км/ч штраф повысится с 500 до 750 ₽. Это самое массовое нарушение в России, которое затрагивает очень многих. Зачастую автолюбители попадают на этот штраф по банальной неосторожности, когда двигаясь в общем потоке на пределе +18..+19 км/ч, не имеют возможности снизить скорость, а любое лишнее нажатие педали газа приводит к наказанию.
Размер максимального штрафа за управление транспортным средством без полиса ОСАГО вырос с 800 до 5 000 ₽. Ранее ответственности за повторное нарушение не было. Просто всех штрафовали по 800 ₽ (а с учетом скидки на 400 ₽). В результате до 3,6 млн российских водителей ездили без полиса. Многим было проще оплатить штраф, но не покупать ОСАГО. Теперь сумма может больно ударить по любому кошельку.
Штраф за ремень безопасности и проезд на красный выросли с 1 000 до 1 500 ₽. Две «популярные» категории, которые также чаще всего выписывают не инспекторы ГАИ, а камеры автофиксации. В регионах ремень безопасности и сейчас используют очень немногие. А повторный проезд на красный вообще оценили в 7 500 ₽. Причем нарушение «проезд на красный» больше нельзя оплатить со скидкой!
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых автомобилей с 500 до 5 000 ₽ в регионах. Подорожание в 10 раз! Но только для регионов. В Москве и Санкт-Петербурге подобное нарушение уже давно оценивают в 5 000 ₽, а теперь будет 7 500 ₽. При повторной фиксации сумма вырастает в 2 раза.
Скидка при ранней оплате теперь всего 25%, а не 50% как было ранее. И хотя данный момент постарались сгладить, продлив срок с 20 дней до 30 дней, легче от этого не становится.
С учетом последнего пункта, картина существенно меняется — штрафы ПДД с 1 января 2025 года вырастают в ряде случаев в 2,25 раз. Например, с учетом скидки с 250 до 562 ₽ в случае превышения на 20-40 км/ч.
Для удобства, собрали все нововведения для грузоперевозчиков в одном месте, дали ссылки на статьи КоАП РФ. Желающие могут убедиться, что всё это не сон, а новая реальность.
Таблица новых штрафов ПДД для владельцев грузовиков
Основные изменения 2025 года коснулись штрафных санкций при перевозке крупногабаритного и тяжелого груза. В статье 12.21.1 некоторые штрафы сильно выросли.
Подробнее про штрафы за негабарит и перегруз в 2025 году.
Мотивы законодателей
Машин в стране становится всё больше, а культура вождения падает. Может быть поэтому далеко не все рядовые автолюбители осуждают изменения в штрафах ГАИ (ГИБДД) в 2025 году.
Но гораздо интереснее почитать мнения представителей законодательной власти России.
Итак, о чем говорят чиновники:
- КоАП РФ в разделах «штрафы для водителей» не менялся многие годы. Суммы давно далеки от реальности и не пугают автолюбителей. Многим гораздо проще заплатить штраф за нарушение, чем придерживаться правил дорожного движения.
- Ситуация на дорогах всё более сложная. Навести порядок можно только, если вывести штрафы за нарушение ПДД в 2025 году на новый уровень. Если водители будут опасаться наказания и проверок со стороны ГАИ, то начнут вести себя более дисциплинировано.
Для справки! Штрафы за скорость не изменялись с 2007 года, за проезд на красный свет — с 2011 года, за пьяное вождение — с 2014 года.
Примечательно, что Минфин РФ разработало законопроект, по которому 25% сборов от штрафов за нарушения ПДД будут поступать в федеральный бюджет (сегодня 100% сборов идут в регионы). Очевидно, что увеличение сумм в КоАП с этим связано.
Мнения экспертов
Сложно отрицать тот факт, что культура вождения в России находится на не слишком высоком уровне. В абсолютном выражении наши штрафы за нарушения можно назвать низкими (в сравнении с развитыми странами). При этом уровень жизни в последние годы заметно вырос, а вот «водительские» штрафы реально остались на уровне прошлого десятилетия.
Но! Все общественные деятели обратили внимание на ускоренную процедуру принятия поправок. Еще в начале осени прошлого года ничего не предвещало, а с 1 января 2025 года новые правила и изменения уже вступили в силу.
Как говорится, если что-то происходит, значит это кому-то нужно!
Если же говорить предметно, по существу, то у экспертов есть немало замечаний.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков обратил внимание на то, что усилили ответственность именно для водителей, там где собрать штрафы проще всего. При этом многие более общественно значимые нарушения (например, порча земель) наказываются менее строго.
Антон Шапарин, занимающий должность вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) тоже остался недоволен. По его словам поправки приняли в спешке, хотя они должны были пройти процедуры обсуждения, в том числе с участием региональных властей.
Кроме того, Шапарин отмечает, что за серьезные нарушения штрафы ГАИ в 2025 году не вырастут. За «детские кресла», «пьяное вождение», «показательный дрифт на дороге» суммы остались прежними. То есть, изменения в КоАП направлены не на усиление безопасности, а на сбор средств с рядовых автолюбителей.
Для справки! Повысили штрафы за нарушения ПДД в 2025 году в основном по тем категориям, которые фиксируются в автоматическом режиме, с помощью дорожных камер.
Также существует мнение, что двукратное уменьшение скидки вновь снизит собираемость штрафов. Ведь когда она появилась, власть отмечала, что водители стали охотнее платить штрафы. Теперь скидка составит всего 25%, что определенно скажется на мотивации собственников авто.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов сообщает, что в большинстве своем водители спокойно восприняли факт повышения: новые штрафы ПДД в 2025 году мало кого удивили, ведь это ожидалось достаточно давно.
Это интересно! Правительство России планирует в течение 2025 года получить в бюджет порядка 350 млрд рублей штрафов. При этом никакие санкции или ответственность за неправильные или неправомерно выписанные штрафы по-прежнему не предусмотрена.
Какие еще нововведения в 2025 году
С 1 января 2025 года любая лесозаготовительная техника, а также все машины для перевозки леса, должны быть оснащены устройствами АСН «ГЛОНАСС» и передавать данные в ФГИС Лесного комплекса.
С 1 января 2025 года изменились цены на тарифы и услуги АО «ГЛОНАСС». Теперь идентификация одного прибора АСН будет стоить 1 330 рублей, а абонентская плата за передачу данных обойдется в 105 рублей. Изменения коснулись и тарифного план «ЭРА-ТЕЛЕМАТИКА».
С 1 февраля 2025 года выросла оплата по тарифу «Платон» и теперь она составляет 3,34 рубля за километр. А еще законодатели пытаются принять новые штрафы за неоплату проезда по платным дорогам. Если инициатива пройдет все стадии и будет оформлена в виде поправок в КоАП, то штраф за «Платон» вероятно вырастет в 4 раза.
С 1 сентября 2025 года водители не смогут уклоняться от весогабаритного контроля. Если раньше многие объезжали рамки или игнорировали требование пройти взвешивание, то теперь эту лазейку закрывают. Новый Федеральный закон от 30.11.2024 № 445-ФЗ наделяет должностных лиц новыми полномочиями – теперь они могут потребовать от водителя, чтобы грузовая машина незамедлительно прошла весовой и габаритный контроль.
Подписывайтесь на наш Telegram. Еще больше полезного контента. Поможем найти ответ на любой вопрос.