Со всеми коммунальными удобствами
В Свиблово мы с родителями жили в пятиэтажке, в коммунальной квартире со всеми удобствами. Когда захочешь, тогда и банный день. Ванная есть, хоть каждый день мойся. Но почему-то мылись мы в ванне не каждый день, а чаще принимали душ. В ванне - раз в неделю. Тогда и голову мыли. Мама говорила, что если мыть чаще - наши красивые волосы испортятся. Почему? Никто не объяснял. Но, кстати, этого нашим волосам и правда хватало.
Летом, когда отключали горячую воду на три недели, возникали некоторые затруднения. Но они легко решались: мы ездили к бабушке на проспект Мира и мылись у нее, графики отключения воды всегда были разные. А дома, для "легкого мытья" просто нагревали воду в кастрюле.
Ребенку нужно в баню!
Хуже всего было, когда мы с бабушкой ездили к тете Вале в Ленинград. Она с семьей жила в Павловске, в частном финском домике. На участке у них был летний душ с всегда прохладной водой. Может, потому, что конец августа в Питере - почти осень? И вот тогда начиналось: “Ребенку нужно в баню, голову помыть!». Как будто другим не нужно.
Собиралось нас человека четыре - я, бабушка, тетя Валя и моя двоюродная сестра Наташа, которая старше меня на 13 лет, почти взрослая. Ох, как мне идти неохота! Я эти бани терпеть не могла. Но что поделаешь? Идем.
В Павловске было две городские бани. Ничем они особо не отличались, разве что одна чуть поновее. Но самое ужасное, что в эти бани можно было от нас дойти только пешком, транспорт там не ходил. Ну ладно. Идем. Все одеваемся как-то не очень. Потому что могут что-нибудь стянуть. Даже меня одевают в какую- то ерунду: «А то свистнут!». Терплю. Им виднее. Денег берем в обрез - по той же причине.
Бабушка считает, что я растяпа
Мы подходим к одноэтажному зданию. Еще издалека я чувствую специфический запах бани - натопленной печи, распаренных мочалок и хозяйственного мыла. Почему-то тогда многие мылись именно хозяйственным мылом. Заходим в баню, в раздевалке оставляем куртки, в предбаннике на вешалках развешиваем свою одежду, с собой берем только полиэтиленовый пакет с надписью "Океан", там лежат мочалки и мыло. И - «пожалуйста в зал!».
В «зале» надо было взять сразу три шайки на человека. Шайка - это такой маленький оцинкованный тазик с ручками. Почему три? Одна для ног, другая - с теплой водой, третья для прохладной - ополоснуться . Я беру одну - совсем неудобно ходить с тремя шайками. Бабушка считает, что я растяпа.
Ох уж эта душегубка!
Тетя Валя набирает в шайку крутой кипяток и обдает лавку. Все, теперь чистая. .Расставляем все наше добро на лавке, кладем свои мочалки и мыло рядом. Теперь это наше место. Идем в парную. Терпеть ее не могу - душегубка! Мне заранее голову завязывают полотенцем, чтобы не перегрелась. Не перегреюсь - я сажусь на пол. Тетя меня и бабушку стегает облезлым веником. Надоело! Но еще два раза заходить и париться.
Мытье. Сначала мочалку нужно распарить в горячей воде, чтобы она стала мягкой. Потом намылить ее мылом (мое любимое - "земляничное"), и тереть себя мочалкой до хруста и скрипа кожи. Именно до скрипа. Я намыливаю мочалку и тру руки и коленки. А бабушка с тетей Валей трут друг другу по очереди спины, пока не покраснеют. Теперь моя очередь подставлять спину. Как же неохота. Тетя Валя ловит меня и трет мочалкой, я визжу и вырываюсь. Кричу, что она сейчас протрет меня насквозь! Но это я так - для приличия. Мне не больно, а даже приятно. Ору я просто чтобы тетя была осторожнее и мыло не попало мне в глаза.
Волосы нужно мыть два раза с мылом. Намыливают мне их около душа, чтобы я сразу нырнула под прохладную воду. Затем их надо ополоснуть водой с уксусом - чтобы легче расчесывались и для блеска. Уксус мы приносим в маленьком пузырьке, на донышке.
Сплю на ходу
Чистые и распаренные выходим в раздевалку. Немного отдыхаем, закутанные в старые тонкие простыни, потом одеваемся. Я с трудом натягиваю на ноги колготки. А мне еще «покупают фен», то есть сушку феном. Причем только мне, остальные пойдут по улице в платках. Пока я сушу волосы, тетя и бабушка густо намазывают свои лица кремом. Бабушка любит "детский" и "янтарь, других не признает. После фена я уже еле надеваю куртку - разморило.
Выходим на улицу, все довольные, чуть ли не поют. Взрослые идут, смеются , смотрят на звезды, а я сплю на ходу. Они и надо мной смеются: «Смотрите, она же спит!». Я их уже почти не слышу и, как дошли до дома, не помню.
Хорошо, что банный день только раз в неделю!
◦