Найти в Дзене
Воздух Писателя

Как стать успешным писателем без таланта?

Оглавление

Все, кому хочется верить в исключительный божественный дар писательства, без которого невозможно заставлять людей читать твои книги с трепетом, могут смело идти мимо этой статьи. А с остальными мы обсудим, из чего складывается успех писателей, которые планируют добиться всего с помощью упорства.

Потому что успех и качество текста — это не дар, а систематический подход.

Психологи достаточно подробно изучили аспекты, которые делают из людей с предрасположенностью успешных профессионалов. Путь к мастерству складывается из четыре ключевых элемента, которые работают в любой сфере — от спорта до медицины, от музыки до писательства.

📌 Я почерпнул эти принципы из видео науч-поп канала Veritasium (прикрепил видео внизу статьи — обязательно посмотрите!) и решил разобрать, как применить их к писательству.

Итак, поехали!

1. Выбери предсказуемую “игровую площадку”

“Я просто буду писать – и однажды меня заметят!”

Нет. Ты можешь писать хоть 20 лет – но если никто не увидит твой текст, это ничего не изменит.

📌 Представь, что ты тренируешься метать дротики в темноте.

Иногда попадаешь, иногда нет – но ты не знаешь, почему.

А теперь представь, что перед тобой мишень с разметкой – ты видишь, где промахнулся, и можешь скорректировать бросок.

Во втором случае ты научишься быстрее.

Как это работает в писательстве?

Есть предсказуемые площадки: конкурсы рассказов, самиздат-платформы, издательства. Они дают понятные критерии успеха:

  • У конкурса есть тематика и формат.
  • У платформы есть топ успешных книг – ты видишь, что работает.
  • У издательства есть серии книг – ты понимаешь, что они издают.

Есть непредсказуемые поля: соцсети, случайные рецензии, надежда, что тебя заметят “просто так”.

Это не значит, что там нельзя выстрелить, но строить стратегию только на удаче – глупо.

📌 Ошибка новичков:

“Я напишу экспериментальный модернистский роман, и его заметят!”

Нет. Никто не ищет экспериментальный роман от неизвестного автора.

🎯 Вывод: Выбирай площадку, где есть понятные правила, изучай их и работай по ним.

2. Постоянные тренировки

“Я не хочу учиться – я могу сразу написать шедевр!”

Ну да, можно сразу пойти в зал и попытаться поднять 150 кг.

Но через секунду ты либо сломаешься, либо поймёшь, что сначала нужно освоить базу.

📌 Как это работает в других сферах?

  • Спортсмен тренирует один удар тысячи раз.
  • Музыкант играет гаммы, прежде чем перейти к концерту.
  • Шахматист заучивает тысячи партий перед тем, как играть на высоком уровне.

Что делать писателю?

  • Напиши десять рассказов – научись строить конфликты и цеплять читателя. Если рассказы ещё и что-то выиграют — то вообще атас.
  • Напиши несколько повестей – удержи внимание дольше.
  • Напиши роман в рассказах – потренируйся работать с длинной историей.
  • И только потом пиши полноценный роман.

Хотя можно начать с простенького романа, затем написать ещё один с дополнительными "приколами", потом ещё усложнить и т.д.

📌 Пример:

Рэй Брэдбери писал по рассказу в неделю на протяжении нескольких лет, прежде чем смог написать роман.

Джоан Роулинг в юности заполнила тетрадь с биографиями персонажей «Гарри Поттера» – ещё до того, как написать первый абзац.

Джордж Мартин начинал как автор коротких рассказов, работал сценаристом сериалов, и лишь потом взялся за «Песнь льда и пламени».

🎯 Вывод: Нельзя вырасти без повторений пройденного и не повышая при этом уровень сложности.

3. Получай актуальную обратную связь

“Я пишу, но не знаю, хорош ли мой текст…”

Так спроси у людей.

📌 Обратная связь ускоряет рост – но только если она:

Быстрая – если между твоей работой и её оценкой проходит много времени, ты не понимаешь, что улучшать.

Осмысленная – тебе не просто говорят «нормально», а разбирают ошибки.

Как это работает в писательстве?

Редакторы, литагенты – помогут взглянуть на текст объективно.

Бета-ридеры – укажут на слабые моменты сюжета.

Читатели – если они бросают книгу на первой главе, значит, проблема есть.

📌 Пример:

Стивен Кинг прибивал гвоздём к стене все отказы, которые получал – и анализировал ошибки.

Джордж Оруэлл специально искал жёсткую редактуру, потому что знал: если его рукопись разнесут в пух и прах, значит, она ещё недостаточно хороша.

📌 Ошибка новичков:

🚫 Писать “в стол” и не получать фидбэк.

🚫 Игнорировать критику, даже если её дают профессионалы.

🚫 Получать обратную связь только от друзей («Мне нравится!») – это не поможет расти.

🎯 Вывод: Критика – не твой враг, а инструмент развития. Да, не вся критика одинаково полезна, но следует научиться её фильтровать.

4. Развивайся, даже если уже хорош

“Я уже пишу нормально. Можно расслабиться?”

Если ты не растёшь – ты деградируешь.

📌 Когда навык становится автоматическим – развитие останавливается

  • Врач, который 20 лет не сталкивался с редкой болезнью, не распознает её.
  • Водители, который чувствует себя уверенным за рулём, вероятнее попадёт в аварию, чем новичок за рулём.
  • Писатель, который пишет одно и то же, не становится лучше – он просто повторяется.

Как это работает в писательстве?

  • Если тебе легко писать (пишешь, не задумываясь) – значит, пора что-то усложнить.
  • Всегда должен быть новый челлендж: попробуй новый жанр, новую структуру, новый стиль.
  • Изучи как работают подтекст, символизм, ритм прозы.

📌 Пример:

Достоевский пробовал разные жанры – от сатиры до философского романа.

Булгаков изучал драматургию, что помогло ему строить диалоги.

Нил Гейман постоянно экспериментирует с форматами — то пишет книги, то комиксы, а то — сценарии.

🎯 Вывод: Если писать стало слишком легко – ты перестал расти.

Мастерство – это не таинство, а стратегия и путь

🎯 Выбери предсказуемую среду. Где ты реально можешь расти? Если конкурсы, то изучи правила победы в конкурсах. Если хочешь издать книгу, то узнай, какие книги издают.

🎯 Пиши с усложнением задач. Всегда выходи за рамки своих возможностей. Можешь только графоманить? Тогда забудь о лаврах великого писателя.

🎯 Ищи качественную обратную связь. И учись по ней. Кстати, успешные продажи твоей книги — это тоже обратная связь.

🎯 Постоянно развивайся. Даже если ты уже хорош. Особенно, если ты уже хорош!

🔥 Никто не рождается писателем. Им можно только стать. Вопрос только в том, готов ли ты развиваться? 😏

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!

А вам удаётся сочетать все 4 элемента для развития в своей деятельности?