Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Железная дорога в Латвии обескровлена, а порты мечтают о спаде не больше 7%

Оглавление

Мы просто лишились грузов и денег и никак не навредили России, признают стивидоры. По их прогнозам, в наступившем году спад в грузоперевозках продолжится

Вентспилсский порт © Sputnik
Вентспилсский порт © Sputnik

Транзитный бизнес Латвии, некогда столь прибыльный и значимый, сегодня далек от своих позиций 10-летней давности. Все это время грузооборот латвийских портов неуклонно снижался - в основном из-за сокращения потока российских грузов.

Окончательная статистика за весь 2024 год появится позже, но пока, по предварительным оптимистичным оценкам, спад в отрасли не должен превысить 7% (к 2023 году).

В отрасли железнодорожных перевозок ситуация еще драматичнее - объем грузов за 10 лет уменьшился в несколько раз, государственное предприятие Latvijas dzelzceļš (Ldz, Латвийская железная дорога) финансово обескровлено и превратилось в субсидируемую компанию, которое больше не в состоянии свести концы с концами без господдержки.

Латвийская железная дорога © Sputnik
Латвийская железная дорога © Sputnik

Начало СВО на Украине и последовавшее за ним ужесточение санкций только усугубили проблемы транзитной отрасли Латвии. Портовиков стали много и во всеуслышание критиковать за то, что они не решаются полностью разорвать транзит с Россией.

Политики хоронят транзит

Типичное мнение политической латышской элиты на этот счет выразил экс-президент Банка Латвии Мартиньш Казакс, заявив, что "бизнес с Россией полностью противоречит национальным интересам Латвии".

Мартиньш Казакс © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ernests Dinka
Мартиньш Казакс © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ernests Dinka
"Не стоит обманывать себя, что это лишь временное явление и когда-нибудь все встанет на свои места. Мы хотим, чтобы Украина победила, потому что, если Украина победит, мы будем в безопасности", - рассуждает Казакс.

Без транзита в Россию не выжить

Люди "на земле" с этим в корне не согласны. В Латвийской ассоциации стивидоров (которая объединяет работающих в портах грузоперевозчиков) полагают, что военные действия когда-нибудь закончатся и торговые связи будут восстанавливаться.

Янис Касалис © соцсети
Янис Касалис © соцсети

Председатель правления ассоциации Янис Касалис подчеркнул, что Латвия просто не может позволить себе остановить транзитный сектор.

"Так не бывает, чтобы кто-то, скажем, премьер-министр, 5 или 10 лет назад сказал: "Вы меняетесь!", и частный бизнес побежал трансформироваться. Частный бизнес принимает свои решения прагматично", - объясняет портовик.

Марганцевая ошибка

Касалис назвал ошибкой запрет на перевалку марганцевой руды, которая идет в Россию. Соответствующее ограничение входит в 14-й пакет антироссийских санкций Евросюза.

"Этот груз продолжает идти в Россию (другими маршрутами - ред.). Поэтому мы просто потеряли 2 000 000 тонн, или Х евро, на железной дороге и в портах и ​​никак не навредили России", - говорит Касалис.
Рабочие в цеху по производству высокоуглеродистого ферромарганца © Sputnik
Рабочие в цеху по производству высокоуглеродистого ферромарганца © Sputnik

Он указал, что марганцевая руда не такой уж "стратегический" груз, как об этом говорят. "Большая часть руды используется в металлургии и не касается производства оружия", - добавил стивидор.

Читайте еще по теме:

Советник главы Рижского порта: нас ждет медленная голодная смерть >>

Латвийская железная дорога соревнуется с Вентспилсским портом - кто закроется первым >>

Зерно есть, контрактов нет: порт Лиепаи работает как склад >>