Поток российских грузов обеспечивал Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz) стабильный доход, который позволял содержать инфраструктуру и для пассажирских перевозок без субсидий государства, теперь без средств из госбюджета предприятие обойтись не может. Но и они не спасают.
Как заявил министр сообщения Латвии Каспарс Бришкенс, нынешних государственных дотаций в размере 65 миллионов евро для содержания инфраструктуры Латвийской железной дороги недостаточно.
"Мы добились ощутимой экономии, но понятно, что будет наблюдаться тенденция роста объема дотаций. Я не могу оценить, сколько именно понадобится", - заявил министр.
По его словам, новый председатель правления Latvijas dzelzceļš должен проверить все представленные на данный момент расчеты и разработать несколько сценариев с учетом влияния санкций и даже спрогнозировать возможность остановки всего грузопотока.
Министр пояснил, что в каждом сценарии объем дотаций увеличивается пропорционально.
"Не считаю, что мы должны где-то закрыть железную дорогу, потому что железнодорожная инфраструктура имеет стратегическое значение, и мы должны решить, как устойчиво поддерживать эту инфраструктуру", - добавил Бришкенс.
Он подчеркнул, что инфраструктура должна сохраниться, если Латвия хочет развивать перевозки - пассажирские, внутренние грузовые, новые международные коридоры, но расходы на ее содержание вырастут.
Куда податься LDz
Комментируя будущее LDz, Бришкенс заявил, что министерство наметило несколько направлений развития. По его словам, период сейчас сложный, и ведутся работы по оптимизации содержания существующей железнодорожной системы.
"Раньше на всех важных линиях, как в направлении Латгалии, так и в направлении портов, пути содержались в круглосуточном режиме, но теперь магистральные линии уже перешли на 12-часовой режим обслуживания", - сказал министр.
Он посетовал, что к такой ситуации нужно было готовиться хотя бы 10 лет назад, зная, что грузы иссякнут. "Это нужно было учесть, а теперь неизбежна быстрая реорганизация", - добавил Бришкенс.
Также политик отметил, что в министерстве видят направления, связанные с западными союзниками. Кроме того, по его мнению, никуда не пропадет международный коридор Центральной Азии. Например, существуют контейнерные потоки между североамериканскими автопроизводителями и Узбекистаном, Казахстаном или поставки технологий в энергетические компании Центральной Азии.
"Нужно и в дальнейшем особое внимание уделять таким международным, стратегическим коридорам, понимая, что они, к сожалению, пересекают Россию, и риск сохраняется", - подчеркнул министр.
Кроме того, нужно подумать и о внутренних перевозках, хотя эта сфера, на его взгляд, к сожалению, не является приоритетной в железнодорожной экономике, поскольку упор всегда делался на транзит угля и нефти.
Пересадить всех на поезд
При этом, как подчеркнул Бришкенс, сейчас крупнейшим клиентом LDz является АО Pasažieru vilciens, и так должно было быть всегда, поскольку самым важным элементом железнодорожного транспорта в Европе является пассажир, а в Латвии это место долгое время занимал уголь. Поэтому, по его мнению, пассажирская инфраструктура в Латвию запущена и недостаточно развита.
"Теперь придется эти процессы ускорить, и пассажирским перевозкам мы уделяем наивысший приоритет. Необходимо думать не только о том, как пассажиров пересадить на поезда с частного транспорта, но и с параллельного - автобусного транспорта. На участках, где есть автобус и параллельно ходят поезда, железная дорога всегда должна иметь приоритет", - считает Бришкенс.
Также он упомянул, что железная дорога работает в связке с портами, поэтому обдумывается дальнейшее развитие портов, особых экономических зон, индустриальных парков, инфраструктуры возобновляемой энергетики, морских ветряных электростанций и в будущем - водородной энергетики.
Сошел с рельсов. Как рижский поезд не стал "Сапсаном" в России >>