Клон 08 ‘Биосфера’, о семенном потомстве которого мы рассказывали в прошлый раз, плодоносит не часто и не обильно. У других карликовых привойных клонов, например, у ‘Олигарха’ или ‘Рекордистки’, семян и семенного потомства значительно больше. Могут ли они заменить ‘Дитя Биосферы’. Вполне. Особенно если учесть значительное внутрисемейное разнообразие. В этой области, как и во многих других, действует универсальное правило, которое 100 лет назад сформулировал Игорь Северянин:
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, чего хочется, нет.
Вот, например, как хорошо было бы получить семенное потомство от клона 036 ‘Тамагочи’. Какой отличный бонсай можно было бы вырастить из его мутантной половины. Увы, мешает частица «бы»: за 25 лет ‘Тамагочи’ ни разу не дал ни одной шишки. Как и другие самые медленнорастущие клоны. Это очевидная закономерность: обратная зависимость между скоростью роста и плодоношением клонов, производных от «ведьминых метел». Пограничным в этом отношении является клон 06 ‘Нарцисс’. Мы, собственно, и назвали его так за стерильность и красоту. Потом выяснилось, что он все-таки дает шишки, но крайне редко и мало. Из семян вырастают вот такие замечательные кедрики.
Обратите внимание на цвет хвои. Она совсем светлая. Это у него явно от мамы, которую по кедровой шкале можно обозначить как блондинку. Потомство ‘Нарцисса’ у нас есть только в штучном количестве. Оно не продается, используется лишь для дальнейшей селекционной работы. Что вырастает из семян таких широко известных и обильно плодоносящих клонов, как ‘Олигарх’, ‘Авров’, ‘Рекордистка’? На самом деле, примерно то же самое, что из семян ‘Биосферы’. Меньшая популярность этих сортов-полусемей связана лишь с тем, что возраст их самых возрастных представителей не 27-28 лет, а примерно в 2 раза меньше. Поэтому нет старых фотогеничных экземпляров, которые можно продемонстрировать. Так случилось потому, что для выращивания ‘Детей Биосферы’ мы использовали семена с исходной «ведьминой метлы», которые были доступны уже в конце прошлого века. А семенное потомство других перечисленных клонов появилось в нашем распоряжении значительно позже, когда в плодоношение вступили их прививки и дали некоторое число семян. Посмотрим некоторые примеры. Начнем с клона 012 ‘Авров’. Федор Дмитриевич Авров, который ввел в культуру этот клон, выдвинул также много перспективных научных идей, которые в совокупности можно обозначить как «Наследие Аврова». Так же, ‘Наследием Аврова’, уж не знаю, насколько это корректно и уместно, мы назвали этот сорт-полусемью.
Как видите, оно довольно однородное, реально карликовое и вполне симпатичное. Конечно, как и в любом семенном потомстве, в нем есть разнообразие. 1-й, 2-й и 4-й слева выглядят поинтересней других. Мы их и сортируем. Для выращивания бонсай используем отборные. Например, вот такие.
Из остальных, слегка разлохмаченных, например, вот из таких, формируются просто замечательно красивые деревца для обычной, грунтовой культуры.
Эта фотография сделана через год после двух предыдущих, к тому же, в сезон максимальной декоративности. Поэтому производит более яркое впечатление. Деревца с предыдущих фотографий исходно сидели довольно густо. Мы их рассадили. Посмотрим, как они себя проявили на новых хороших местах.
К 12-летнему возрасту деревце достигло высоты 60 см при ширине кроны 80 см. Форма кроны – не простая, оригинально-бугристая. Для бонсайного производства это плюс. Жаль, что у нас некому заниматься такой тонкой работой. Потомство клонов 03 ‘Олигарх’ и 032 ‘Рекордистка’ похоже на потомство клона 012 ‘Авров’. Однако из привычки не сваливать все в одну кучу, каждому сорту-полусемье мы дали собственное имя, ‘Олигарх Мини’ и ‘Рекордистка Next’, соответственно. Чтобы не утомить вас, не будем показывать весь набор фотографий. Покажем лишь пару образцов готовой продукции.
Согласитесь, выглядят достойно. Теперь коснемся еще одного интересного и важного вопроса. Когда мы обсуждали привойные клоны первого порядка, производные от ВМ, то отмечали, что некоторые из них, имеющие высокогорное происхождение, на юге Западной Сибири имеют пониженную устойчивость к негативным биотическим факторам, в первую очередь, к повреждению хермесом сибирским. Распространяется ли это на их семенное потомство? Нет, не распространяется. Видимо, по двум причинам. (1) Молодые корнесобственные растения всегда более жизнеспособны, чем привои со зрелых деревьев. (2) В семенном потомстве только одна половина генома (которая от мамы) имеет высокогорное происхождения; вторая половина (которая от папы) – местная. Возьмем, например, клон 016 ‘Семинский’ с Центрального Алтая. Карликовая половина его семенного потомства получается и устойчивой, и компактной, и вполне симпатичной. Посмотрим на типичного представителя в динамике развития:
Еще один пример, клон 034 ‘Изумруд’ с Западного Саяна. Его семенное потомство есть у нас более зрелое.
Выглядит очень даже неплохо: красивое, веселое, жизнерадостное. Даже и цвет хвои ему достался от мамы слегка изумрудный. Еще один экземпляр посмотрим в чуть более старшем возрасте.
На первой фотографии мы видим очень гармоничное деревце, которое наверняка всем понравилось. На второй мы видим пик приростов, который с эстетической точки зрения может интерпретироваться как некая подростковая нескладность. В привершинной части кроны прирост побегов увеличился до 17-18 см, отчего появились прогалины. Они скоро затянутся, т.к. ветвление очень обильное. Клоны ‘Семинский’ и ‘Изумруд’ из-за невысокой устойчивости у нас теперь плодоносят не часто, семян дают мало. Поэтому собственных названий для этих двух полусемей мы пока не придумали.
Вывод. Все без исключения карликовые плодоносящие клоны кедра сибирского, производные от «ведьминых метел», дают в семенном потомстве расщепление 1 : 1 на нормальные и карликовые саженцы. Последние можно рассматривать как устойчивые и высоко декоративные сорта-полусемьи, представляющие высокую ценность как для обычного использования в ландшафте, так и для контейнерной культуры: ленивого, а если с ним не лень поработать, то и не ленивого бонсай. Кстати, можете посмотреть несколько довольно содержательных видеосюжетов про бонсай из этих сортов на нашем канале VK Видео:
«Ленивый бонсай в новых вазонах»
«Ленивый макробонсай в новых контейнерах»
Ну вот, это были карликовые декоративные сорта-полусемьи. Они настоятельно рекомендуются для сибирского ландшафтного строительства. Ну а в следующий раз мы обсудим тему разнообразия внутри этих полусемей и рассмотрим полусемьи с более сдержанным ростом, которые предназначены, в том числе, для других целей.