Найти в Дзене

НХЖ 54. Привитый кедр (22). Декоративные карликовые клоны. 034 ‘Изумруд’ и 052 ‘Сохондо’

Оглавление

«Ведьмины метлы» (ВМ) встречаются нечасто. Но и не редко. Если человек с нормальным зрением и средней физической подготовкой проведет в хвойном лесу всего один рабочий день, будет ходить и осматривать кроны деревьев, то он обязательно найдет 1, 2, 3 ведьминых метлы. Те люди, которые начинают этим специально и всерьез заниматься, уже через пару лет прекращают снимать и размножать все найденные ВМ. Они берут сначала каждую вторую, потом каждую пятую, потом каждую десятую. Понятно почему. Клоны, производные от ВМ, конечно, разнообразны. Но это разнообразие отнюдь не бесконечно. Мы никогда не искали ВМ специально. Они попадались нам в ходе выполнения других исследований в лесу. Тем не менее, и у нас за 30 лет работы набралось до сотни клонов? производных от ВМ кедра сибирского.

Те клоны, по которым я опубликовал отдельные статьи, это лучшие из старых, хорошо и основательно испытанных. Многие давно введенные в культуру клоны показали себя не особенно перспективными, в первую очередь, из-за низкой устойчивости к болезням и вредителям при обычной (не выдающейся) декоративности и скороплодности. Их размножение постепенно сошло на нет. Мы про них не будем даже и вспоминать.

Другая группа клонов также не вполне устойчивы, но более или менее интересны. В нашем мире всё имеет цену, одни полезные признаки формируются за счет других, в частности, декоративность за счет устойчивости. Мы буквально в прошлый раз рассмотрели типичный случай: ‘Тамагочи’. Такие сорта мы продолжаем размножать и предлагать вам. Ведь устойчивость растений в саду – это вопрос технологический: мы в ответе за тех, кого приручили.

Характерный пример – клон ‘Изумруд’

Исходная ВМ - с Западного Саяна. Высота над уровнем моря 1600 м, это нижняя граница субальпийского пояса. Клон входит в первую десятку по продолжительности испытаний: первые прививки сделаны в 1996 г. Поначалу мы возлагали на него большие надежды. Вот одна из первых прививок в хорошем месте и на мощном подвое, возраст 2 года:

Здесь хорошо виден и потенциал ветвления, и специфический цвет хвои, и способность к плодоношению. Теперь посмотрим 8-летнюю прививку на среднем (40 см) подвое:

-2

Мы выбрали эту фотографию потому, что она идеально передает необычный, изумрудный, цвет хвои – главную характерную черту данного клона, из-за которой он получил свое название. Покажем также и прививку на совсем слабом, 20-сантиметровом подвое:

-3

Ей 9 лет. Форма кроны, как видите, другая: широкая, с тенденцией к чашевидности. Это потому, что мы пару раз срезали для размножения черенки в привершинной части кроны. Обычно считается, что привойный сорт на то и сорт, чтобы быть красивым без всяких таких мероприятий. Это правильно, но на то и правило, чтобы из него случались исключения. Казалось бы, ‘Изумруд’ – отличный клон без никаких проблем. Так да не так. С некоторых пор проблемы у него появились и стали накапливаться. Собственно, исходная проблема была всего одна: этот клон заметно выше среднего заселялся хермесом сибирским, насекомым из отряда полужесткокрылые, которое сосет «соки» из хвои. Вот характерный пример:

-4

Это 26-летняя прививка на мощном (140 см) подвое. Высота привоя 210 см. Получается, что средний прирост 8 см в год. Он колебался в пределах от 6 до 12 см, но без выраженного тренда. Жизненное состояние оставляет желать лучшего. Главный снижающий его негативный фактор – периодическое повреждение хермесом. Так, в прошлом году поражение было сильным (желтая хвоя), в текущем году – слабым (зеленая хвоя). Клон ‘Изумруд’ относится к высокогорным. В одной из статей мы уже обсуждали, почему именно они сильней повреждаются вредителем в нашем климате, более мягком относительно того, к которому они «привыкли» на родине. Насколько это страшно? Тут всё зависит от принятой у вас садовой концепции.

Начну издалека. Всеми старыми кедровыми клонами, введенными в конце прошлого и начале нового века, я активно делился: и в России, и за рубежом. «Окно в Европу» тогда было распахнуто настежь. Я ездил туда не реже, чем раз в год. Возил туда свои, обратно - чужие черенки. С тех пор у всех сколько-нибудь заинтересованных европейских хвойных специалистов есть весь набор моих клонов. Крупнейший – Эдвин Смитс (Edwin Smits) из Нидерландов. Некоторые российские любители до сих пор покупают мои кедровые клоны у него.

В Фейсбуке есть закрытая группа Planet Conifer, где Эдвин является модератором и часто публикует там короткие посты о декоративных хвойных клонах из его ассортимента. 27 сентября 2021 г. он разместил там вот такую фотографию клона ‘Изумруд’, примерно 4-летняя прививка с ЗКС:

-5

Ссылка на источник фотографии

Выглядит неплохо, понравился подписчикам. В том числе, некоему Matti Jarvela, который спросил, годится ли этот клон для Финляндии. Эдвин, естественно, ответил: это растение как раз для вашего северного климата. Тут в дискуссию вступила известный российский специалист Елена Мумрина. Она написала: я из Санкт-Петербурга, это рядом с Финляндией, растения из Сибири у нас чувствуют себя плохо по причине неподходящего для них климата. Эдвин удивился: голландский климат в разы мягче прибалтийского, тем более сибирского; почему же сибирские клоны от Горошкевича отлично себя чувствуют у нас?

Как интерпретировать этот диалог? ‘Изумруд’ происходит из субальпийского пояса (1600 м над уровнем моря). Клоны из таких мест даже у нас в Томске живут плоховато: часто поражаются болезнями и вредителями. Потому, что климат не родной: слишком тепло. В Питере тем более, в Голландии тем более вдвойне. Так почему же у Елены в более подходящем климате сибирские кедровые клоны болеют и чахнут, а у Эдвина в совсем неподходящем климате – цветут и пхнут? Из-за той самой концепции, про которую я писал чуть выше. У Елены сад почти БЕЗУХОДНЫЙ, а у Эдвина – ВЫСОКОУХОДНЫЙ. В первом случае инсектициды и фунгициды почти не применяются, во втором – применяются обильно и регулярно. В Нидерландах это просто не обсуждается. Завел сад или питомник, изволь сделать так, чтобы там не было ни букашки, ни микроба. А если нет конкретных поражающих факторов, то слишком теплый климат сам по себе не так уж страшен. Вот и весь парадокс!

У нас питомник тоже, можно сказать, почти безуходный, если говорить про химуход: мы бережем наших людей, бережем нашу природу. Если каким-то нашим растениям это не очень нравится, то мы просто предпочтем им другие, более устойчивые. К тому же мы знаем, сады «голландского» типа в России, тем более, в Сибири – большая редкость. За такой наш подход многие наши клиенты нас как раз и ценят. Не все. Всем угодить невозможно. Клон ‘Изумруд’ мы понемножку размножаем, но акцент на него не делаем. У нас не Санкт-Петербург, тем более, не Нидерланды. Поэтому даже и без химухода ‘Изумруд’ неплохо себя чувствует в тех местах на нашем питомнике, где нет заселенных хермесом больших деревьев кедра. Вот эта фотография сделана буквально летом 2023 г.:

-6

‘Изумруд’ в отличном состоянии. Очень может быть, что он и у вас будет выглядеть так же, если вы его у нас приобретете.

Еще один высокогорный клон называется ‘Сохондо’

Сохондо – это довольно высокая (2500 м.) гора в Южном Забайкалье, недалеко от границы с Монголией. Мы там работали в 2006 г. и нашли вот такую ВМ:

-7

Впрочем, давайте сначала посмотрим на фон. Фон чисто субальпийский. Больше того, это верхняя граница субальпийского редколесья. Кедрики невысокие, кривые, много кедрового стланика. Высота 1850 м над уровнем моря. Теперь посмотрим на ВМ. Маленькая, но красивая. Очень плотная. Если прогнозировать свойства клона по внешнему виду исходной ВМ, как это любят делать "метловоды", то это второй ‘Тамагочи’. Увы, такие прогнозы не оправдываются. Вот 12-летняя прививка, только что пересаженная в горшок:

-8

Как видите, ничего похожего на исходную ВМ. Растет не быстро: высота 60 см, средний прирост 5 см в год. Но вместо желто-зеленого плотного шара – сине-зеленое компактное, но отнюдь не избыточно плотное деревце. Почему так? Потому, что фенотип ВМ, кроме ее наследственных свойств, зависит еще от многих других внешних по отношению к ней факторов: возраста дерева, положения ВМ в кроне, положения дерева в системе эколого-географических координат. Обратите внимание на цвет хвои. Напоминает цвет ‘Изумруда’. Оно и понятно: это общее свойство высокогорных клонов. Ближе к солнцу – тоньше атмосфера – больше ультрафиолета – специфичней восковой покров кутикулы, отражающий излишнюю радиацию. Второе свойство высокогорных клонов – повышенная заселяемость хермесом у этого клона тоже присутствует. С вашего позволения не будем показывать попорченные прививки.

Итак, мы ознакомились с примерами высокогорных клонов из южной полосы сибирских гор. Они красивые, особенно если говорить про цвет хвои. Но слегка проблемные. Поэтому думайте сами и решайте сами, иметь их в коллекции или не иметь. Кое-какая информация для размышлений есть также в видеосюжете на YouTube канале и в VK Видео. Ну а в следующий раз мы попробуем переместиться на северо-восток, поближе к Байкалу.