– Я думаю, что Лада не вернется. Но вот учительница Романа может ей позвонить, она иногда звонила дочери. А что она ей в ответ скажет неизвестно. – вдруг предположила Лидия Тимофеевна.
– Но я думаю, что она давным-давно симку сменила, ведь не для этого она убегала, чтобы вы ее нашли. Вы ведь не можете до нее дозвониться?
– Нет, сколько раз пробовала, но не получается.
– Ну тогда имейте в виду, что если будут звонить с незнакомого номера, то это скорее всего будет Лада звонить, – сказал Павел а сам подумал, – когда ей приспичит.
Лидия Тимофеевна с такой надеждой смотрела на Павла, что он уже собрался согласиться переехать к ней, но сдерживая себя сказал уже стоя у двери:
– Я подумаю над вашим предложением.
И он ушел, взяв с хозяйки слово, что она сразу позвонит ему, если ей будет совсем плохо, – и не только физически, Лидия Тимофеевна, но и морально. Не закрывайтесь от людей, это плохо. Согласитесь, что одиночество только усиливает беспокойство за свое будущее. И не только за свое, но и за будущее Романа. А я готов всегда вам помочь, и всегда готов выслушать вас, когда вам будет особенно тяжело от своих переживаний.
Павел вышел на улицу и посмотрел на знакомые окна, он привык к этой квартире, хотя и недолго, всего-то полтора года он жил здесь, привык к ее хозяйке, а к Ромке особенно. Про свою бывшую жену он старался не думать, но та быстро оформила развод, ведь он не был отцом ее ребенка, а уж вышла ли она замуж ни он, ни Лидия Тимофеевна не знали. Та может и хотела бы узнать, но Павлу уже было все равно. Его любовь как-то вдруг сразу словно “перегорела”, как лампочка. Хотя почему сразу, все было по порядку: разговор с мамой об измене Лады, ее бегство, ну а ее полный отказ от матери и сына, до конца развеяли его любовь, как дым над пепелищем.
Вскоре выяснилось, что в школе знают о том, что Роман остался на попечении бабушки. И ее вызвали к директору. Рома принес из школы записку от его учительницы Ольги Викторовны, где она приглашала Лидию Тимофеевну к определенному часу в школу. И бабушке пришлось отпрашиваться с работы. Директором у них в школе был мужчина, поэтому Лидии Тимофеевне было стыдно рассказывать ему о том, что произошло в ее семье, но она заверила его в том, что дочь опомнится и вернется домой.
– А если этого не произойдет, тогда что прикажете делать нам? – спросил директор, – мы ведь тоже несем ответственность за вашего ребенка?
Лидия Тимофеевна смутилась, но ответила:
– Я знаю, но все же пока подожду с опекой над внуком. Надеюсь, что она скоро вернется.
– Хорошо, мы пока закроем на это глаза. Мало ли что в семье бывает. Но с нового учебного года мы сообщим о вас в Отдел опеки и попечительства.
Расстроенная Лидия Тимофеевна, вернувшись на работу, хотела было сразу позвонить Павлу, но все же передумала:
– Зачем я сейчас буду звонить, мне ведь дали время разобраться в нашей ситуации. Нет, я знаю точно, что Лада домой не вернется. Зачем мне тогда ждать с моря погоды, оформлю сейчас опеку над внуком да и дело с концом.
Ее мысли разбегались, и она так и не смогла прийти к окончательному решению, поэтому каждый день она все откладывала и откладывала свой визит в опеку.
Прошел уже почти месяц, Павел периодически заходил к ним в гости. Приходил обычно он не с пустыми руками. А когда у него закончился месяц проживания в его съемной квартире, он все же принял предложение Лидии Тимофеевны и переехал к ним. Она была довольна, сложив с себя обязанности ходить по магазинам и гулять по выходным с Ромкой. Теперь это делал Павел.
Бабушка считала, что именно эти прогулки, когда они шли по городу, задушевно переговариваясь, и привили Роме чувство душевной близости, после них Роман некоторое время и дома не отходил от бабушки, стараясь показать ей свою любовь. А еще они почти каждый день читали вслух по очереди. Лидия Тимофеевна любила читать. Да и книг у нее было много, в основном читали они, конечно же, классику, и русскую, и советскую.
В настоящее время они читали Аркадия Гайдара. У нее был его четырехтомник. Поэтому они читали все подряд. Роме понравилось все, что они уже прочитали, а потом он самостоятельно нашел в интернете биографию знаменитого писателя и прочитал ее. И несколько дней ходил под впечатлением, даже рассказывал о нем своим одноклассникам.
А однажды Роман просил бабушку рассказать ему о том, были ли у нее родственники, которые воевали на войне. И та показала ему в фотоальбоме ее прадедов и со стороны мамы, и со стороны отца, которые воевали. И еще у нее сохранилась медаль, правда никаких документов на ее не было, видно где-то затерялись, но она запомнила, что медалью был награжден ее дед Константин Борисович Алексеев, об этом она и сообщила внуку.
– Ты, Рома, запиши это где-нибудь, чтобы и твои дети об этом знали и помнили, ведь когда-нибудь и у тебя будет семья. А сейчас заведи себе записную книжечку и записывай в нее все, что посчитаешь нужным. Вот в прошлом году ты победил на олимпиаде по математике, возьми и напиши об этом событии твоей жизни. Да, оно не слишком значительное для кого-то, но для тебя это очень важно. Это, можно сказать, история нашей семьи. А вдруг ты у нас великим математиком станешь? Ты же учишься хорошо, да и учительница тебя хвалит.
Такие разговоры бывали у них частенько. А теперь, когда у них снова появился Павел, они и его стали привлекать и к прогулкам, и вечерним посиделкам. И Павел не сопротивлялся он, привыкший дома к тишине и уюту, понимал, что здесь ему будет так же хорошо, как раньше было дома. Теперь же домой он заходил редко.
Его мама постоянно искала ему невест, и в каждый его приход рекомендовала то одну, то другую. У нее было просто неуемное желание непременно женить сына. Павел, конечно же, не шел у нее на поводу, сказав, что его женитьба отбила у него желание жениться вообще, или по крайней мере на ближайшие три года. И он однажды сказал матери:
– Мама, если ты не прекратишь свои попытки найти мне жену, то, возможно, я вообще не женюсь. Хотя надеюсь, что если и женюсь, то во второй раз я не ошибусь с выбором.
Вскоре начались каникулы и Лидия Тимофеевна решила, что все же сходит в опеку:
– А то вдруг они сами придут, да и заберут Романа, – делилась она с Павлом своими страхами.
В опеке ей стало ясно, что о судьбе Ромки там и не знали, но объяснили, что лучше сделать все по закону:
– Раз мать его бросила, то у вас, как у его бабушки, есть полное право взять над ним опеку. Вы и деньги будете получать, и льготы на него будут, – а потом добавили, – но так как квартира у него есть, то другую он уже не получит.
И Лидии Тимофеевне дали листок с перечнем всего того, что ей необходимо сделать для того, чтобы стать опекуном своего внука Романа. Вскоре она пошла в отпуск. Тут и начались ее мытарства, которые и должны были в результате привести ее к установлению опекунства над Романом. Но поход Лидии Тимофеевны по инстанциям занимал слишком много времени. Правда, она с одной стороны была и рада, так как давным-давно не была в поликлинике, а тут у Лидии Тимофеевны появилась такая возможность – пройти почти по всем врачам, но еще больше обрадовали результаты посещения врачей, потому что со здоровьем у нее все было в полном порядке.
Лидия Тимофеевна уже вышла на работу после отпуска, но дело с опекунством так до конца и не довела. И опять ей приходилось отпрашиваться с работы, но начальство все-таки входило в ее положение, и Лидию Тимофеевну без проблем отпускали.
Но наступил все же день, когда она вздохнула с облегчением. В честь этого события они решили сходить в парк, а затем посидеть в кафе. Роман был очень доволен этой прогулкой, в этот день он познакомился в парке с мальчиком по имени Костя. И вдруг оказалось, что его мама была одноклассницей его матери.
Павел повел мальчиков на качели-лодочки. Оказывается они на них никогда не катались, так как не с кем было кататься. Сначала с одной стороны стоял Павел, а с другой стороны мальчики. Но вскоре, быстро научившись, они катались сами. Павел купил им еще два билета, и, получив дополнительное время, Роман и Костя с упоением летали из стороны в сторону, столько удовольствия они никогда ни от одного аттракциона не получали.
А в тени на лавочке Лидия Тимофеевна с мамой Кости Верочкой разговаривали о том, что столько лет прошло, а они виделись только однажды, Тогда Лидия Тимофеевна была с Ладой, а Верочка со своей мамой, у них тогда детишкам было по три года. И их обоих только-только определили в детский садик, и встретились они в торговом центре, чтобы сразу после обеда забрать их домой. Правда ходили ребятишки в разные садики, но оба сада были недалеко от торгового центра.
Верочка, как заметила баба Лида, была грустная, и вскоре Вера поведала ей о своей беде:
– Моего мужа не стало полгода назад, он у меня был военным, а теперь мы с сыном живем одни. Мы, собственно, в прямом смысле одни. Мама меня воспитывала без отца, а у мужа родни никакой не было, он был сиротой, а три месяца назад мама умерла, но зато мы на жилье богатые у нас и квартира и дом, он остался от дедушки с бабушкой которые умерли два года назад, и оба в апреле.
Лидия Тимофеевна обняла Веру и сказала:
– Девочка ты моя, сколько же горя пришлось тебе пережить.
– Плохо нам одним, очень плохо, – с горечью говорила ей Вера, – особенно тогда, когда мы с Костей приходим на кладбище. И стоим с ним вдвоем, а напротив вся наша семья смотрит на нас, но только с фотографий.
И она все же не выдержала и заплакала.
Лидия Тимофеевна обняла Веру и проговорила:
– Верочка ты не расстраивайся, вы не одни, вокруг вас люди, и не все они равнодушные, ведь так. Некоторые наверняка относятся к тебе с участием, я же права? Ты приходи к нам в гости мы с удовольствием будем с вами общаться, а живем мы все там же. Мальчики наши друг другу, как мне кажется, понравились.
И они тут же выяснили, что разница в возрасте между ребятами всего в три недели. А Лидия Тимофеевна вдруг отчетливо поняла, что ее проблема с дочерью по сравнению с бедой Веры кажется такой несущественной.
Но тут подбежали мальчики и подошел Павел и Лидия Тимофеевна обрадовалась, что не успела рассказать Верочке о своей дочери.
И они гурьбой направились в кафе, мальчики от нетерпения периодически срывались и бежали вперед, а потом ненадолго возвращались и повторяли свой "забег" еще раз. Они в отличие от взрослых были необыкновенно счастливы, наслаждаясь прогулкой.
Мои благодарные читатели! Буду рада лайкам и обратной связи. Успехов вам во всех начинаниях!
Читайте также и другие мои рассказы: