Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Люди и кактусы. Маргарита Юльевна Генинг и «Рука Негра» Maihueniopsis clavarioides.

Продолжаю цикл заметок, которые не столько о личностях в кактусоводстве и не столько об интересных кактусах (а не-интересных и не существует!), сколько о бесконечных аспектах и смыслах этого поразительного увлечения.

Люди и кактусы | Дмитрий Семенов | Дзен

В этот раз взбалмошная субстанция – Память – подсказывает мне замечательный сюжет и замечательную личность: Маргариту Юльевну Генинг.

Небольшая дань гендерному сексизму: я довольно много общался с зарубежными кактусистами (любителями) и кактологами (профессионалами). И даже был членом Немецкого кактусового общества. Везде почти исключительно мужчины этим делом занимаются. Только у нас в кактусоводстве много женщин. Еще не раз они станут героинями этого цикла.

Все та же капризная Память избирательно, но очень четко показывает мне начало нашего с Маргаритой Юльевной знакомства. Просто как во сне вдруг оказываешься … и я вижу себя в тот осенний солнечный день в сказочном уголке старого Тбилиси.

Зато дату этой встречи я уже никак не спутаю/не забуду. И не благодаря Памяти, а потому что это было во время Первой (она же последняя и единственная) кавказской герпетологической конференции. То есть в 1983 г. – в исторических/архивных анналах записано.

Как раз в те годы у меня только закладывалась привычка при любом своем выезде, хоть в командировку – хоть по своим делам, хоть за границы – хоть по России, искать/находить возможность посетить заодно не только местные туристические достопримечательности, но притягательные объекты для моих специальных интересов, в том числе, уникальные кактусовые коллекции, ботанические сады, зоопарки.

С Маргаритой Юльевной получилось также: интересовался у тбилисских коллег и один из них поделился этим знакомством. Ну а я уже напросился в гости/посмотреть, уже не помню – то ли звонил, то ли предварительно написал.

И вот в тот день я проклинать устал, взбираясь по невозможно крутым и змеистым улочкам Старого Города и запутавшись отыскивать дом с заветным номером. И вдруг вопреки всякому здравому смыслу оказался прямо перед этим домом. И вот тогда день стал сразу чудесным-солнечным, а вся архитектура вокруг – невозможно прекрасной.

Наверное, и дом Маргариты Юльевны, и сад вокруг тоже были прекрасны. Но про это Память молчит. Потому что я сразу провалился в невероятную по тем временам кактусовую оранжерею.

Тут многое для меня оказалось впервые.

  • Никогда до этого я не бывал и даже не видел частных кактусовых оранжерей – в Москве даже самые роскошные коллекции тогда были комнатными, в лучшем случае лето растения проводили в балконных парничках.
  • Многих видов кактусов я не встречал в московских коллекциях – потому они были либо не-по-комнатному крупнорослыми, либо непривычного не-кактусового облика.
  • Но даже хорошо мне знакомые кактусы здесь открывались неожиданными экземплярами: крупными, зрелыми (даже старыми), по-особенному выросшими – в теплице, да еще под горно-южным солнцем.

Открывшийся мне дивный мир кактусов Маргариты Юльевны разглядывать можно было бы бесконечно, но бесконечного разглядывания визит не предполагал. Да и сама владелица этого мира была не то чтобы достигнутой вершиной кактусоводства вполне уже удовлетворена (тем более конечно не пресыщена), но несколько отстранена. И легко было понятно отчего - у нее было два огромных увлечения: кактусы и … живопись маслом!

Все стены в доме были в картинах, написанных М.Ю. Генинг.

И тут нужно отметить принципиальное различие: увлечение кактусами может выйти на определенное «плато» и на нем оставаться/поддерживаться неопределенно долго, а вот с творческой живописью не так (если конечно вы не рисуете шаблонные картинки на продажу у метро) – тут находишься в постоянном поиске и в муках творчества (впрочем, сам пока не художник -сужу об этом со стороны). И потом, выращивание каждого коллекционного кактуса – постоянный и непрерывный процесс, с картиной же иначе: закончил, подписал, - и вот она уже исторический замерший артефакт. А со следующей все надо начинать заново.

В своем общении с кактусистами я потом еще не раз сталкивался с поразительными личностями, совмещавшими любовь/понимание кактусов с изобразительным творчеством. Что-то явно есть сопряженное в этих двух незаурядных ипостасях, какая-то синхронная одаренность.

Так вот, у Маргариты Юльевны на том этапе ее жизни явно превалировала тяга к живописному самовыражению.

Картины ее наверняка следует относить к наивному искусству, и мне они были совсем не близки. Но нужно отдать им должное: сочно-красочные, обильные жизненными деталями, с однозначными сюжетами.

Увы, фотографий я тогда не делал, а репродукций не нашел (как не нашел сейчас вообще никаких упоминаний о М.Ю. Генинг). Но одну картину вижу отчетливо, как сейчас (удивительная она, Память): по каменистому ущелью едет мексиканский всадник, а над ним, на кромке стены ущелья, высится канделябр огромного столбовидного кактуса. Всадник маленький, лошадь под ним - пропорционально – еще меньше, сомбреро огромное, каменистая стена ущелья – жуткая, но над всем довлеет и реет именно кактус, огромнее и жутче всех. Может быть – именно наивный стиль, но может быть – вполне мировозренческий посыл и продуманная гипербола, - кто знает: я же не картиновед.

И вот же жизнь замечательных/незаурядных людей: Маргарита Юльевна как-то присылала в Москву свои кактусы – на выставку. И в Москву же на выставку – другую! – привозила свои картины.

В один из таких приездов они с мужем были в гостях и у меня, хотя конечно куда моей тогдашней коллекции до ее, тогдашней.

Упущение какое: еще ни слова не написал про ее мужа. Он не писал картин и не увлекался кактусами – да я и не знаю, чем он занимался по жизни. И имени его не вспомню. Но не забуду, с каким восторгом и почтением он относился к своей супруге и ее увлечениям, с какой гордостью. Он и один приезжал в Москву – догадайтесь, зачем? За багетами для картин Маргариты Юльевны!

Бурные события в период распада СССР прервали наши с Маргаритой Юльевной Генинг контакты, и я ничего не знаю ни о ее судьбе, ни о судьбе ее уникальной коллекции, ни о галерее ее полотен.

Но возвращаюсь к ее кактусам. Одно из самых впечатляющих впечатлений на меня произвел совершенно невероятный кактус, в просторечье – «Рука негра». Конечно, он мне был знаком – всякий, кто интересовался кактусами не может не знать о нем или забыть. Но до этого я видел лишь крошечные экземпляры, привитые на другие кактусы. А в углу теплицы Маргариты Юльевны красовался прямо-таки здоровенный куст. Не вспомню сейчас, был ли он привит. Наверное, да. Центральные ветви были подвязаны к опоре. А во все стороны змеились, топорщились и даже - опадали бесчисленные разнокалиберные побеги, которые я привык считать чуть ли не штучными драгоценностями кактусового мира. Опавшие кусочки самоукоренялись тут же в горшке, как у самой банальной маммиллярии. И одну такую укорененную веточку я получил в подарок.

До сих пор не представил его названия, но еще немного терпения. Потому что вопрос с названием неоднозначный. Как и сам этот кактус.

Каждый кактус по-своему удивителен, интересен и своеобразен. Все они – пришельцы из Космоса. Но есть среди них и совершенно особенные, которые сами пришельцы в кактусовом мире. Наш герой – из таких.

Кактусовая он невозможность – один из самых парадоксальных, на других не похожих кактусов. И его не-научные названия странные: «Рука негра», «Пальцы мертвеца», «Опунция-гриб» (невольно вспомнишь чудесную мистификацию двух Сергеев – Курехина и Шолохова про то, что Ленин был грибом).

Ну да, строго-ботанически говоря, это – опунция. Но самая странная и загадочная. Никакой это не куст/дерево с ветками из лепех, игловидными колючками, коварными крошечными глохидиями и рудиментарными листиками. Никаких лепех или других явных сегментов, никаких колючих колючек, никаких глохидий. Листочки, сохраненных Эволюцией, микроскопически незаметны. Только крупные желтые цветки с небольшим числом листков околоцветника однозначно указывают на принадлежность к опунциям.

Описанная еще в первой половине XIX века, опунция клавариоидес, Opuntia clavarioides, долго оставалась не только удивительной и странной, но чрезвычайно редкой. Неопределенность существовала даже в представлениях о месте естественного произрастания вида – называли и Чили, и Мексику, в действительности же это – аргентинская опунция. Мало кому из специалистов удавалось увидеть ее цветущей. Так, классики кактологии Н. Бриттон и Дж. Роуз в своем 4-томном труде признаются, что сами никогда не видели цветка этого растения и приводят его описание по другим публикациями. Тот факт, что это растение зацвело 15 июня 1896 года в коллекции некоего аптекаря Капелле, был, очевидно, настолько сенсационным, что упоминается в старых научных монографиях.

Литографическое изображение опунции клавариоидес из кактусовой монографии позопрошлого века. И тогда ее выращивали привитой - на обычной "лепешочной" опунции.
Литографическое изображение опунции клавариоидес из кактусовой монографии позопрошлого века. И тогда ее выращивали привитой - на обычной "лепешочной" опунции.

Все необычно у этой опунции. И округло-цилиндрические стебли, непредсказуемо ветвящиеся и причудливо изгибающиеся; то длинные, тонкие, нередко расширенные на концах, то разрастающиеся наподобие петушиного гребня, то образующие бесформенные вздутия. И окраска побегов: шоколадно-коричневая – ничего зеленого. И практически гладкая поверхность стебля – никаких характерных для цилиндрических опунций бугорков. И крошечные ареолы-крапинки, густо покрывающие этот кактус. И совсем незаметные красноватые листочки на молодых побегах (у других опунций листья хоть и редуцированные, но все-таки хорошо заметные). И почти ненастоящие колючки, такие мелкие и тонкие, что их даже не видно почти: эту опунцию – пожалуй, единственную – можно безбоязненно брать голыми руками.

А еще у нее огромный реповидный корень – нечастое приспособление среди опунций, у которых обычно корни очень длинные и сильно разветвленные.

Опунция клавариоидес носит запоминающееся американское название – «Рука Негра», очевидно, отражающее сходство удлиненных побегов с пальцами чернокожей руки. Но, наверное, возможна и другая интерпретация: на замечательном ботаническом рисунке аргентинского профессора К. Кастелланоса изображено растение данного вида с хорошо развитым корнем, который удивительно похож на темную кисть с согнутыми пальцами.
Эта иллюстрация Кастелланоса.
Эта иллюстрация Кастелланоса.

Строго говоря, опунция эта – геофит. То есть живет и сохраняется в основном в земле – на поверхности появляются лишь небольшие концевые побеги – чтобы зацвести-оставить потомство и немного пофотосинтезировать. При этом едва пробивающийся из-под земли кусочек кактуса от поедателей защищают не колючки, а незаметность – мимикрия под окружающую поверхность. Отсюда такая необычная окраска и фактура.

Корень, сформировавшийся у укорененного отростка за несколько лет. Фотографии, кроме оговоренных, из моего фотоархива.
Корень, сформировавшийся у укорененного отростка за несколько лет. Фотографии, кроме оговоренных, из моего фотоархива.
Рука негра с корнем - фантастическая природная скульптура (с https://bihrmann.com).
Рука негра с корнем - фантастическая природная скульптура (с https://bihrmann.com).

Облик этого миниатюрного кораллообразного кактуса настолько необычен, что он всегда привлекал внимание коллекционеров. Но парадоксальным образом интерес к опунции клавариоидес у ее владельцев обычно довольно быстро угасает. Конечно, вначале этот своеобразный кустик (как правила, привитый на интенсивно растущий подвой) радует и порождает оптимистичные ожидания: какой же красивой станет малышка, когда подрастет! Но ожидания эти не оправдываются. «Малышка», обычно, действительно, растет, особенно, если удачно привита, но ее очарование постепенно исчезает. Это пока у опунции побегов совсем мало, она выглядит изящной и обаятельной. Но, разрастаясь и увеличиваясь в числе, бессистемно изгибающиеся и свисающие ветви различной формы и размеров создают совсем неорганичный, какой-то всклоченный и неряшливый куст. Хотя опунция клавариоидес считается миниатюрной, ее густые кусты могут достигать высоты 40 см! При этом ювелирная оригинальность отдельных побегов и ветвей становится совершенно незаметной. К тому же, как и большинство карликовых кактусов с огромными реповидными корнями, эта опунция довольно капризна. Поэтому ветви старых растений нередко местами засыхают, покрываются пятнами. В общем, зрелые экземпляры этого вида разочаровывают. К тому же лишь неисправимые оптимисты надеются дождаться их цветения. В результате кактусисты, если и сохраняют этот кактус в своих коллекциях, то обычно периодически возобновляют его из черенков, избавляясь от разросшихся экземпляров.

Примерно так выглядят эти кактусы в природе. Данный экземпляр - из коллекции Д. Дёмина.
Примерно так выглядят эти кактусы в природе. Данный экземпляр - из коллекции Д. Дёмина.
А вот так они обычно разрастаются в культуре.
А вот так они обычно разрастаются в культуре.
Побеги могут быть при этом самой разнообразной и неожиданной формы. Тут - близко к естественной.
Побеги могут быть при этом самой разнообразной и неожиданной формы. Тут - близко к естественной.
Здесь - явная гребенчатость.
Здесь - явная гребенчатость.
Молодой, растущий побег.
Молодой, растущий побег.
Моя опунция где-то в нулевых.
Моя опунция где-то в нулевых.

Вопреки книжным рекомендациям, я не стал прививать свою опунцию клавариоидес, а посадил ее в рыхлую, обедненную земляную смесь, используемую для особо требовательных и медленно растущих видов. Так она и жила у меня лет 30, давая, в зависимости от условий, то более обильный, то совсем слабый прирост. Пока я не отдал ее вместе со всей коллекцией. Периодически я отделял плохо развитые или не гармоничные веточки. И очень редко - пересаживал.

Немного позже.
Немного позже.

Еще немного позже крона начала склоняться, что со временем натолкнуло меня на мысль ...
Еще немного позже крона начала склоняться, что со временем натолкнуло меня на мысль ...
... посадить ее в подвесной горшок и выращивать ампельно.
... посадить ее в подвесной горшок и выращивать ампельно.
Другой мой экземпляр - привитый.
Другой мой экземпляр - привитый.
Нечастая история - цветение. Фотографию прислал мой немецкий коллега с разрешением ее обнародовать.
Нечастая история - цветение. Фотографию прислал мой немецкий коллега с разрешением ее обнародовать.

Еще раз отмечу, что в природе кактус этот растет совсем иначе. И лишь в условиях, имитирующих природные, приобретает именно тот характерный природный облик

Любопытно, что Эволюция, сотворившая с этой опунцией ТАКОЕ, явно затаила в ней невостребованные потенции. В частности, к причудливому формообразованию и к монстрозности, что проявляется в непривычных для растения условиях.

Еще одна фотография из моего фотоархива.
Еще одна фотография из моего фотоархива.

И все-таки про корректное ботаническое название. Я везде пишу «опунция», поскольку как бы там ни было, опунция она и есть, и описана изначально была под названием Opuntia. Но от прочих опунция так она далека, что в истории кактологии, ее помещали в самые разные роды: Cylindropuntia, Austrocylindropuntia, Tephrocactus. Выделяли и в специальный род Clavarioidia. В 1982 г. был описан род Пуна, Puna, а его типовым видом стала она, clavarioides. Но сейчас основные центры ботанической номенклатуры включают Пуну в род Майуэниопсис, Maihueniopsis, в качестве подрода. Именно это название вынесено в заголовок.

В род Maihueniopsis входит еще несколько необычных карликовых опунций, но ни одна из них даже близко не напоминает поразительную клавариоидес.
Maihueniopsis minuta.
Maihueniopsis minuta.

Ну и что сказать в заключение? Совсем не обязательно всем и каждому заводить свою коллекцию кактусов (хотя как много теряют те, кто этого еще не сделал!). Но вот СВОЙ кактус рано или поздно найдет и заведет всякий – это неизбежно. Так пусть то будет не самый заурядный/обычный и не первый попавшийся в импортном миксе.

Посадите «Руку негра»! И удивляйтесь/радуйтесь/наблюдайте долгие годы.