Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Пять превращений Алексея Толстого

Оглавление

Жизнь Алексея Николаевича Толстого — это череда удивительных превращений и неожиданных поворотов судьбы. Он прожил жизнь, полную резких переходов: из эмигранта в привилегированного советского писателя, из поклонника декадентства в романиста-эпопеиста, из белогвардейца в главного идеолога литературного Союза.

Толстой трудился сразу в нескольких жанрах: историческая эпопея, научная фантастика, сатира, детская литература. Давайте погрузимся в пять интересных этапов его биографии, каждый из которых раскрывает новую грань этого многогранного таланта.

Кончаловский П. П., А. Н. Толстой в гостях у художника, 1940–1941, Холст, масло. 142 х 168, источник Виртуальны Русский музей
Кончаловский П. П., А. Н. Толстой в гостях у художника, 1940–1941, Холст, масло. 142 х 168, источник Виртуальны Русский музей

1. От Бострома к Толстому

Алексей Николаевич родился 10 января 1883 года в городе Николаевск Самарской губернии. Его мать, Александра Леонтьевна, состояла в браке с графом Николаем Александровичем Толстым, но к моменту рождения сына жила с Алексеем Аполлоновичем Бостромом. До 17 лет будущий писатель носил фамилию Бостром. В 1901 году судебным решением подтверждено рождение от Николая Толстого. Так, Алексей стал Толстым и графом. В Российской империи титул графа был наследственным и относился к высшему дворянскому сословию, предоставляя его обладателям значительные привилегии и статус.

Однако принадлежность Алексея Толстого к роду Толстых вызывала сомнения как при его жизни, так и после его смерти. Только в 2024 году медико-генетический центр Genotek провёл исследование, сравнив ДНК потомков Алексея Толстого с ДНК представителей рода Толстых. Результаты подтвердили, что его биологическим отцом был именно граф Николай Толстой.

2. От секунданта к спасителю

В 1909 году между поэтами Николаем Гумилёвым и Максимилианом Волошиным разгорелся конфликт из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, известной как Черубина де Габриак. Гумилёв якобы нелестно отозвался о ней, что побудило Волошина вызвать его на дуэль. Алексей Толстой, будучи секундантом Волошина, всячески предлагал примирение, но противники настаивали на поединке.

Тлстой отмерял расстояние между дуэлянтами, но его широкие шаги вызвали недовольство Гумилёва, который воскликнул: «Граф, не делайте таких неестественных широких шагов!». Толстому пришлось пересчитать шаги заново. Пистолет Волошина дважды дал осечку, а Гумилёв то ли промахнулся, то ли выстрелил в воздух. Он настаивал на третьем выстреле, но секунданты не разрешили продолжить дуэль. Таким образом, поединок завершился без жертв.

3. От Пиноккио к Буратино

Еще в Крыму, в самом начале XX века, у Волошина, который любил мастерить из дерева, Толстой обратил внимание на деревянные куклы Волошина. Возможно, именно тогда зародился его интерес к деревянным персонажам. Создание повести началось с того, что в 1923 году Алексей Толстой, будучи в эмиграции, редактировал русский перевод сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (1883), осуществлённый Ниной Петровской. Через год эта книга вышла в Берлине, в издательстве «Накануне» (когда Толстой уже вернулся в СССР).

В 1932 году Алексей Толстой предложил издательству «Детгиз» перевести сказку Карло Коллоди «Пиноккио» и получил за это аванс. Однако он не сдал рукопись в срок. Чтобы избежать судебных разбирательств, редактор издательства Самуил Маршак предложил Толстому создать на основе старой истории новый текст. Так появилась сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», где Толстой переработал оригинальный сюжет, добавив новых персонажей и деталей, сделав историю ближе советскому читателю.

Сказка получилась необычной, глубже и многограннее оригинала, во многом превзойдя первоисточник по выразительности образов и смысловой насыщенности.

4. От башни к гиперболоиду

Шуховская башня была построена в 1922 году как радиобашня для передачи радиосигналов по всей стране. Она стала символом инженерной мысли того времени. Её гиперболоидная конструкция могла вдохновить Алексея Толстого на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина», где описывается мощное лучевое оружие. Хотя прямых доказательств влияния башни на замысел романа нет, сходство названий и интерес Толстого к научно-техническим достижениям позволяют предположить такую связь.

Алексей Толстой внёс огромный вклад в развитие советской научной фантастики, предвосхитив многие технологические идеи XX века. Его роман «Аэлита» стал одной из первых книг о межпланетных путешествиях, а «Гиперболоид инженера Гарина» поднял тему научных открытий, способных изменить мир.

Толстой не только увлекал читателей невероятными сюжетами, но и поднимал философские вопросы о власти науки и её возможных последствиях.

5. От графа к советскому идеологу

После смерти Максима Горького в 1936 году Алексей Толстой стал одним из ведущих писателей Советского Союза. Более того, он занял пост Первого секретаря Союза писателей СССР, фактически став первым писателем страны Советов. Его произведения, такие как трилогия «Хождение по мукам» и роман «Пётр Первый», получили широкое признание.

Толстой активно участвовал в общественной и политической жизни страны, поддерживая советскую идеологию. Его труды были отмечены высокими государственными наградами и признанием.

Жизнь Алексея Толстого — это путь великих трансформаций. Он мастерски использовал разные жанры, создавая произведения, которые захватывали и вдохновляли. Его умение приспосабливаться к эпохе сделало его одной из ключевых фигур русской литературы.

Как вы считаете, что побуждало его к таким переменам? Делитесь своими мыслями в комментариях.