Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

«Дежурный шутник»: откуда берется и к чему приводит маска «клоуна»? Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Он — душа компании!», «Она такая остроумная, любого может рассмешить», «Он такой несерьезный, ветер в голове»… Образ «шута», «трикстера» — один из самых популярных в массовой культуре. Такие люди всегда в центре внимания, всегда в хорошем настроении и «на хорошем счету» в коллективе. Со стороны кажется, что они ничего не воспринимают всерьез и несутся по жизни с легкостью и весельем. Но что скрывается под этой маской? Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает, как формируется такая поведенческая модель, к каким неочевидным последствиям приводит — и что делать, если «маска шута» тяготит.

«Маска шута»: откуда она берется?

Такая поведенческая модель формируется еще в раннем детстве и постепенно интегрируется в самые разные сферы жизни, от личных отношений до работы и хобби.

Зачем же ребенок становится «шутом»? Рассмотрим ключевые причины.

1. Разрядить обстановку в семье

Чаще всего «маска шута» формируется в раннем детстве на фоне напряженных внутрисемейных отношений.

Родители часто ссорятся, родственники «враждуют» между собой, в семье кто-то страдает от алкоголизма или другой зависимости и подвергается осуждению…

Ребенок ощущает, что обстановка напряжена. Но при этом одна из его базовых потребностей — чувство безопасности и защищенности.

И в какой-то момент ребенок замечает: когда он делает что-то нелепое и забавное, удачно шутит и веселит взрослых — обстановка разряжается. Родители смеются, расслабляются, начинают вести себя менее агрессивно. Ссоры на время утихают, внимание окружающих ловко переключается.

В результате у многих детей формируется «маска клоуна» как эффективная поведенческая модель.

Так, эта модель часто проявляется у взрослых детей алкоголиков — подробнее о других ролевых моделях ВДА мы писали здесь.

-2

2. Привлечь внимание родителей

Еще один возможный мотив для формирования «маски шута» — это желание напрямую заполучить внимание.

Родители проводят с ребенком мало времени, мало интересуются его жизнью, чувствами и переживаниями, ведут себя эмоционально холодно и отрешенно, или уделяют непропорционально много времени другим детям в семье…

А внимание родителей — еще одна важнейшая потребность для ребенка, ведь именно от них зависит его безопасность, удовлетворение физических и психологических нужд. Поэтому ребенок учится «заслуживать» внимание.

Для этого дети неосознанно выбирают разные способы — в зависимости от того, какой «сработал» первым, насколько часто приносит нужный результат и как много ресурсов на него уходит. Например, можно привлекать внимание прилежной учебой и выдающимися достижениями: пятерки, золотые медали, призы в кружках и секциях.

Но можно и по-другому: выдумывать остроумные шутки, попадать в нелепые ситуации, вести себя подчеркнуто инфантильно и гиперактивно. Тогда родители точно заметят и проявят эмоции.

-3

3. Обесценить тяжелые переживания

«Маска шута» также может использоваться как инструмент психологической защиты.

Ребенок переживает резкую смену обстановки (переезды, переходы в другие школы, развод родителей и т. д.), потерю близких людей, психологическое или физическое насилие.

В результате он сталкивается со сложными чувствами и переживаниями, которые его детская психика не способна эффективно «переварить». И если ребенок не получает своевременную помощь, ему приходится справляться с этим чрезмерным грузом в одиночку.

И «маска шута» — один из способов. Токсичный позитив, шутки и ироничные замечания помогают ребенку обесценить значимые переживания, сделать их «неважными», «незначительными» — и подавить.

4. Заслужить социальное одобрение

Наконец, «маска шута» может использоваться как инструмент социализации.

Еще одна значимая потребность, особенно в подростковом возрасте — чувство принадлежности к группе. Ребенку важно ощутить себя частью сообщества: школьного коллектива, «дворовой» компании, команды в кружке по хобби.

Но как получить принятие и поддержку социальной группы? Это малознакомые люди, общение с ними может тревожить и пугать, особенно при болезненно низкой самооценке.

И тут на помощь приходит «маска шута». Ребенок замечает, что удачные шутки и комментарии, остроумные розыгрыши и самоирония помогают ему достичь сразу 3 целей:

  • привлечь внимание сверстников, оказаться в центре событий — и самолично создавать эти события;
  • заслужить одобрение группы, стать тем самым «душой компании», которого все ценят и ждут;
  • защититься от нападок и травли — ведь если ты сам шутишь над другими и при этом умеешь первым удачно пошутить над собой, то тебя тяжелее задеть.
-4

Что скрывает «маска шута»? Проблемы и последствия

Конечно, у модели «дежурного шутника» много преимуществ: такие люди легко социализируются и часто получают больше возможностей для карьерного роста, создания сети полезных связей.

Но увы, за напускным весельем могут скрываться серьезные проблемы и последствия.

1. Ранимость и сложности с саморефлексией

Прежде всего, привычка «превращать все в шутку» вредна для ментального здоровья.

С одной стороны, эта психологическая защита позволяет успешно подавлять болезненные переживания.

Но, с другой стороны, человек попросту не учится полноценной эмоциональной саморегуляции:

  • боится сталкиваться с тяжелыми чувствами «всерьез»;
  • обесценивает свои душевные страдания и «консервирует» их внутри, не умеет их проживать;
  • не понимает, что именно с ним происходит, ощущает растерянность, тревогу и страх при сильных эмоциях;
  • не умеет открыто и честно выражать свои чувства.

2. Страх конфликтов и слабые личные границы

Еще одна проблема «маски клоуна» — трудности с защитой личных границ.

Да, «дежурный шутник» отлично умеет избегать прямой конфронтации — переключать внимание, отшучиваться, смеяться над собой.

Но у этой тактики есть обратная сторона. Человек с поведенческой моделью «шута»:

  • не умеет и боится серьезно отстаивать свои потребности и желания — он всегда «заминает» конфликт в зачатке, избегает прямой конфронтации и теряет возможность по-настоящему обстоятельно решить проблему;
  • не умеет и боится давать настоящий отпор при неуместных шутках и болезненных замечаниях — вместо этого он просто шутит и иронизирует над собой, нормализуя пассивную агрессию в свой адрес;
  • привыкает терпеть нарушение границ — если «отшутиться» не получается, у человека просто не хватает поведенческих навыков для самозащиты.
-5

3. Неустойчивая самооценка и поверхностные отношения

С одной стороны, «дежурный шутник» не испытывает трудностей с социализацией, легко заводит знакомства и уверенно чувствует себя в больших компаниях.

Но, с другой стороны, эта поведенческая модель накладывает свои ограничения — социальная активность и самооценка оказываются «завязаны» на шутливое гиперактивное поведение. Так, «дежурный шутник»:

  • зависит от общественного одобрения — нуждается в постоянном внимании для ощущения уверенности в себе и остро переживает, если показался людям не смешным и не остроумным;
  • боится вести себя «серьезно» — переживает, что при более спокойном поведении и без постоянных шуток покажется людям неинтересным, скучным, неважным;
  • заводит поверхностные отношения и часто меняет партнеров — боится настоящей доверительной близости, не может полноценно расслабиться и «быть собой», боится отпугнуть партнера проявлением истинных чувств, ощущает острое чувство «одиночества в толпе».

Если вы часто сталкиваетесь с социальной тревогой, ощущаете болезненное чувство одиночества и подавленности — приглашаем вас на нашу групповую программу в онлайн-школе доктора Шурова! На занятиях мы:

  • изучаем мыслительные и поведенческие модели, которые провоцируют внутреннее напряжение;
  • учимся заменять эти модели на более здоровые и эффективные паттерны мышления-поведения;
  • учимся на практике внедрять в свою повседневную жизнь навыки стрессоустойчивости и релаксации;
  • получаем теплую поддержку и внимание опытных специалистов и членов группы.

4. Страх ответственности и «чужая жизнь»

Наконец, образ «шута» может не только помогать, но и мешать саморазвитию и карьерному росту.

Окружающие часто воспринимают «дежурных шутников» как несерьезных, необязательных, ненадежных людей. И человек может столкнуться с интроектом — начинает воспринимать приходящие извне установки как реальное описание своей личности, часть своего самоощущения. В результате «дежурный шутник»:

  • чувствует себя глупым, поверхностным, инфантильным — и вместо объективного самоанализа или борьбы с негативными установками начинает использовать этот интроект как знамя, визитную карточку своей личности;
  • считает, что не способен на серьезную работу — и боится ответственности, избегает сложных задач, отказывается от карьерных возможностей;
  • ограничивает себя в выборе профессий и хобби — начинает «подгонять» свои интересы и увлечения под образ «шута», даже если испытывает влечение к менее характерным для его внешнего образа занятиям.
-6

Как освободиться от «маски шута»?

Сама по себе такая поведенческая модель — не «вредная по определению». Человек может ощущать себя в этом образе весьма органично и не испытывать вышеперечисленных трудностей.

Но если роль «дежурного шутника» начинает нас тяготить, если она негативно влияет на нашу жизнь, работу, отношения и ментальное самочувствие, самовосприятие — мы можем корректировать эту модель.

Изучаем свои «внутренние ограничители». Прислушиваемся к себе и пытаемся понять, что конкретно вызывает у нас внутренний дискомфорт и социальную тревожность: конкретизируем свои страхи и тревоги.

Я не хочу показаться не смешным и скучным. — Я боюсь, что со мной никто не захочет общаться и дружить. — Я боюсь одиночества.
Я не хочу проявлять свои истинные эмоции и переживания. — Я боюсь, что люди не воспримут мои чувства и переживания всерьез, засмеют, осудят, заскучают, уйдут.
Я не хочу идти в эту профессию, браться за эту задачу. — Я боюсь ответственности. — Я уверен, что я слишком глупый и необязательный, что я не справлюсь. — Я боюсь, что после моей крупной неудачи люди поймут\убедятся в том, какой я дурак.
Я не хочу ввязываться в конфликт всерьез. — Я боюсь, что лишусь своего главного защитного преимущества, не смогу справиться с давлением, проиграю спор с позором.

Учимся рефлексии. Одна из важнейших составляющих «маски шута» — низкая способность к рефлексии и эмоциональной саморегуляции. Поэтому нам важно повышать свой эмоциональный интеллект. Прежде всего, нам поможет дневник эмоций: мы можем ежедневно записывать свои самые яркие чувства и переживания, давать им имена, анализировать ощущения и реакции, описывать ситуацию-источник и мысли, которые вызвали в нас эти эмоции. Это поможет изучить свою эмоциональность и повысит самоконтроль.

Учимся открыто выражать чувства и потребности, обозначать границы. Постепенно отказываемся от привычной ироничности: начинаем говорить о своих чувствах и желаниях прямо, спокойно и без «обшучивания». Открыто заявляем о своем дискомфорте, не терпим, не оправдываемся за свои чувства.

Я чувствую себя подавленно и грустно, эта ситуация меня задела. Можешь меня выслушать, обнять? Мне сейчас очень нужна твоя поддержка…
Нет, мне это не нравится. Я не люблю, когда ты так говоришь и делаешь. — Нет, я не хочу. Нет, я не помогу. (без «потому что…»)

Учимся открываться. Наконец, мы можем начать больше говорить о своих настоящих интересах, высказывать свое истинное мнение и точку зрения. Да, после этого наш круг общения начнет сужаться — но мы получим возможность завести более глубокие и прочные связи, получить общение, внимание и поддержку тех людей, которые по-настоящему нам близки.

А вам знакома модель «дежурного шутника»? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

Как отстаивать себя, но не казаться грубым? 5 главных правил

Как детские механизмы защиты от боли разрушают нашу взрослую жизнь — и что с этим делать?

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!