Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Взрослые дети алкоголиков: какие роли им приходится играть? Объясняет психиатр-нарколог

Оглавление

«Да что со мной не так?!», «Почему я постоянно наступаю на те же грабли?»… Увы, алкоголизм в нашем обществе весьма распространен и часто маскируется под «бытовым пьянством». Поэтому дети алкоголиков не всегда в полной мере осознают факт зависимости своих родителей, — но при этом страдают от последствий. Алкоголизм в семье напрямую влияет на формирование личности ребенка и закладывает целый ряд эмоционально-поведенческих и мыслительных паттернов, которые закрепляются и во взрослой жизни. Главный врач нашей клиники и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, с какими проблемами сталкиваются дети алкоголиков, — и какие ролевые модели они могут переносить во взрослую жизнь.

Синдром ВДА: созависимые дети и их травмы

Синдром ВДА (взрослых детей алкоголиков) — это комплекс эмоциональных, поведенческих и мыслительных особенностей, которые формируются и проявляются у детей алкоголиков и наркоманов.

Этот синдром — одно из проявлений созависимости: эмоционально-поведенческого нарушения, при котором родственники и друзья алкоголиков или наркоманов посвящают свою жизнь заботе и «спасательству» больного, жертвуют своими потребностями и желаниями ради удовлетворения нужд зависимого человека.

Дети изначально зависят от родителей на физическом, эмоциональном и социальном уровне, поэтому они гораздо более восприимчивы к развитию созависимых паттернов. Рассмотрим ключевые проявления синдрома ВДА.

  • Низкая самооценка. Эмоциональная неустойчивость и непоследовательность в поведении родителей, недостаток родительского внимания и тепла, холодность или чрезмерная агрессивность, психологическое и физическое насилие… Дети алкоголиков вынуждены постоянно «заслуживать» любовь, поддержку и хорошее отношение к себе, которые в норме должны получать от родителей безусловно. В результате они теряют базовое чувство самоценности: у них формируется ощущение собственной «недостаточности», острая потребность во внешнем одобрении, болезненный перфекционизм, привычка к самобичеванию и сравнению себя с другими.
  • Подавление эмоций. Дети алкоголиков часто вынуждены подавлять свои эмоции и переживания. Во-первых, потому что родители могут игнорировать или обесценивать их: «Это все пустяки, ты слишком сильно реагируешь». Во-вторых, потому что открытое проявление эмоций и чувств несет в себе угрозу: вместо помощи и сопереживания ребенок получает насмешки, обвинения, крики и наказания. В результате ребенок не учится признавать, проявлять, понимать и анализировать свои переживания, не может развить полноценные навыки эмоциональной саморегуляции.
  • Подавление потребностей. Дети алкоголиков также учатся подавлять свои потребности. Во-первых, за открытое проявление желаний можно получить обесценивающие комментарии, насмешки, упреки и запреты родителей. Во-вторых, дети алкоголиков часто вынуждены жертвовать своими потребностями ради заботы о родственниках. В результате ребенок не учится формулировать и выражать свои желания, боится их, привыкает ставить интересы окружающих выше своих собственных.
  • Толерантность к насилию. Дети из пьющих семей часто сталкиваются с искажением понимания нормы. Кричать, унижать, оскорблять, применять физическое насилие — нельзя, но в семье это происходит регулярно и потому ощущается чем-то естественным, «нормальным». И эта выученная толерантность к насилию может проявляться по-разному. С одной стороны, это слабые личные границы: человек терпит психологическое и физическое насилие, часто\долго находится в абьюзивных любовных, дружеских или рабочих отношениях. С другой стороны, это трудности с самоконтролем: частые вспышки злости и гнева, импульсивное поведение, «срывы» на близких людей, использование психологического и физического насилия.
  • Повышенная тревожность. Непредсказуемое поведение родителей и угроза насилия заставляют детей алкоголиков испытывать постоянную «сканировать» обстановку: прислушиваться к звукам и интонациям, всматриваться в мимику и жесты, «считывать» настроение окружающих людей. И эта привычка лишает ребенка базового чувства безопасности, перерастает в постоянную фоновую тревогу во взрослой жизни. Кроме того, тревожность усиливается на фоне завышенных требований к себе, низкой самооценки.
-2

Если вы тоже росли в дисфункциональной семье и\или столкнулись с созависимыми отношениями, замечаете у себя эти признаки, — приглашаем вас в онлайн-школу доктора Шурова для родственников зависимых. Наши специалисты обеспечат поддержку и внимание, изучат индивидуальные семейные особенности, помогут справиться с тяжелыми переживаниями, подобрать подходящую стратегию поведения для самозащиты и восстановления ментального здоровья.

Взрослые дети алкоголиков: 5 главных ролевых моделей

Помимо «общих» признаков синдрома ВДА выделяют также характерные ролевые модели, которые могут формироваться у детей алкоголиков. Эти модели влияют на развитие личности и проявляются как в детстве, так и во взрослой жизни.

1. «Гордость семьи\Спаситель»

В этом случае ребенок стремится в полной мере «заслужить» родительское принятие, одобрение и уважение. Ради этого он берет на себя несоразмерную возрасту ответственность и выполняет «взрослые» обязанности:

  • берет на себя все ключевые бытовые задачи;
  • ухаживает за родителями и беспокоится об их здоровье;
  • заботится о младших братьях и сестрах, пожилых родственниках;
  • рано начинает работать и может начать обеспечивать семью до совершеннолетия.

Внешне такая ролевая модель кажется состоятельной: «герои семьи» прилежно учатся и работают, демонстрируют высокие достижения, часто становятся успешными карьеристами, авторитетными начальниками. Они с раннего возраста развивают ответственность и инициативность, любят и умеют держать все под своим контролем, занимать роль «главного» в работе, дружеских и любовных отношениях.

Но роли «героя семьи» есть серьезные изъяны и последствия:

  • страх потери контроля;
  • болезненный перфекционизм;
  • переработки, частое переутомление, выгорание;
  • трудности с доверием и делегированием обязанностей;
  • страх доверительной близости и глубокое чувство одиночества.
Я должен быть лучшим! Я должен все решить, во всем разобраться, обо всех позаботиться!
Кто, если не я? Без меня все разрушится!
Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам!
-3

2. «Безотказный помощник»

В этом случае парентификация (перенос «родительской» роли и функций на ребенка) происходит не полностью. Зависимые родители продолжают оставаться авторитетной фигурой для ребенка: чрезмерно контролируют, оказывают давление, проявляют агрессию, дают команды и распоряжения.

Поэтому, хотя ребенок и принимает на себя часть «родительских» функций, он не имеет возможности занять лидерскую позицию и стать «героем семьи». Вместо этого у него формируется более «покладистая» и удобная для родителей ролевая модель «безотказного помощника». Такой ребенок:

  • боится самостоятельных решений и действий, не проявляет инициативу;
  • полностью подчиняется воле родителей, выполняет их приказы;
  • берет на себя бытовые обязанности, заботится о младших детях и пожилых родственниках — но из позиции «помощника»;
  • подавляет эмоции и потребности, жертвует своими интересами ради выполнения пожеланий родителей.

Взрослые дети алкоголиков с такой ролевой моделью часто занимают позицию «прилежного подчиненного» в самых разных сферах взрослой жизни:

  • не могут принимать самостоятельные решения и боятся брать на себя ответственность;
  • боятся отказывать и постоянно выполняют чужие просьбы в ущерб своим интересам;
  • становятся очень исполнительными и угождающими сотрудниками;
  • боятся одиночества, вступают в абьюзивные отношения по модели «начальник-подчиненный»;
  • боятся вступать в открытую конфронтацию, терпят психологическое и физическое насилие.
Я не могу сам решить, мне нужен совет! Как мне поступить?
Ну не могу же я отказаться, я не эгоист! Придется снова дать в долг, подменить коллегу, помочь с ремонтом…
Начальник так приказал, нужно сделать в лучшем виде!
Да, он на меня кричит, унижает, бьет… Но я его люблю! Не могу представить, как буду жить без него… Кому я буду нужна?
-4

3. «Бунтарь\Плохиш»

Эта ролевая модель — противоположность «герою семьи» и «безотказному помощнику». Здесь парентификации не происходит: родители оставляют за собой роль авторитетов, продолжают выполнять свои функции (по крайней мере, частично).

Но все же пьянство в семье оказывает сильное влияние на ребенка: он может ощущать смутное чувство стыда за родителей, острую нехватку родительской любви и заботы.

И в этом случае у ребенка может формироваться ролевая модель «бунтаря»:

  • ведет себя неуважительно по отношения к взрослым, хулиганит;
  • применяет насилие к животным, становится инициатором агрессии и травли сверстников;
  • плохо учится, может бросить школу или университет;
  • рано начинает употреблять алкоголь или наркотики;
  • ведет беспорядочную половую жизнь.

Такое поведение «бунтаря» не только помогает ему привлечь внимание родителей, но и позволяет «отвлечь» семью и общество от главной проблемы. В результате «бунтари» играют роль «козла отпущения», «громоотвода»: на такого ребенка родители вымещают нервное напряжение, злость и другие негативные переживания, его обвиняют во всех внутренних проблемах, на него переносят ответственность за пьянство и агрессию родителей.

Ох, какой трудный ребенок! Ну да, с ним любой начал бы пить… И как тут его не наказывать?...

И такая модель поведения может закрепиться у «бунтаря» и во взрослой жизни:

  • ведет себя откровенно враждебно и провокационно;
  • часто начинает конфликты, вступает в драки;
  • пренебрегает обязанностями, часто сталкивается со штрафами и увольнениями, или сам меняет места работы;
  • ведет беспорядочную половую жизнь или вступает в абьюзивные отношения в роли «агрессора»;
  • испытывает глубокое чувство стыда и вины, отверженности и одиночества, занимается самобичеванием.
Это я виноват в проблемах моей семьи, родители из-за меня столько пили!
Какой же я жалкий неудачник…
Все считают меня «паршивой овцой», значит — так и буду себя вести! Не стану их разочаровывать…
-5

4. «Шут»

Эта ролевая модель близка к «бунтарю», прежде всего по мотивации: ребенок хочет привлечь внимание родителей, отвлечь родственников и социум от семейных проблем.

Но в этом случае ребенок выбирает своим инструментом не «бунт», а «клоунаду»:

  • постоянно шутит, передразнивает и пародирует окружающих;
  • разряжает юмором напряженные ситуации и конфликты;
  • ведет себя подчеркнуто инфантильно и гиперактивно.

Такая ролевая модель также помогает ребенку «заслужить» одобрение и любовь окружающих своим весельем и очаровательной беззаботностью. И во взрослой жизни «шуты» часто становятся «душой компании», могут продвигается по карьерной лестнице за счет харизмы или хорошо проявлять себя в творческих профессиях.

Но «шуты» также сталкиваются с целым рядом проблем:

  • высокий уровень тревожности и неуверенности в себе;
  • неумение или страх брать на себя серьезную ответственность;
  • страх «взрослости» в поведении и решениях;
  • страх настоящей уязвимости и глубоких доверительных отношений.
Да я ведь дурак, я не гожусь для такой серьезной работы!
Нет уж, я не готов принимать на себя какие-либо обязательства!
А вдруг они увидят меня настоящим, искренним — уставшим, серьезным, грустным — и разлюбят, потеряют интерес?..
-6

5. «Невидимка»

Наконец, ребенок в семье алкоголиков может выбирать еще один путь — эскапизм: уход от суровой реальности в свой собственный мир.

Такой ребенок не стремится быть «героем семьи», и не спешит выполнять приказы. Он не привлекает к себе внимание «бунтом» или «клоунадой». Наоборот — он пытается стать «невидимкой»:

  • ведет себя очень тихо и замкнуто, не привлекает внимания родителей, почти не общается со сверстниками;
  • избегает конфронтации, выполняет просьбы и приказы родителей без излишнего рвения, но и без недовольства;
  • много времени проводит в фантазиях, книгах, фильмах, любимых увлечениях.

Во взрослой жизни «невидимки» нередко становятся успешны в тех сферах деятельности, которые не требуют социальной активности, но нуждаются в усидчивости, внимании, полной поглощенности процессом.

Но при этом «неведимки» страдают от собственных проблем:

  • часто становятся аутсайдерами и жертвами социальной травли (в школе, университете, на работе);
  • имеют высокий уровень социальной тревоги и низкие коммуникативные навыки;
  • боятся знакомиться и строить доверительные отношения;
  • боятся открыто самовыражаться и демонстрировать плоды своего творчества;
  • испытывают глубокое чувство ненужности и одиночества.
Я какой-то неправильный, мне нигде нет места…
Я никому не нужна, я сама по себе, вдали от мира…
Мне тревожно с людьми, а в одиночестве я чувствую себя спокойно и безопасно.

Но важно понимать: синдром ВДА — это не приговор, а лишь комплекс характерных проблем и нарушений, которые успешно поддаются индивидуальной и групповой психотерапии. Каждая из ролевых моделей ВДА имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому в процессе терапии человек может проработать негативные аспекты и усилить свои преимущества.

А вам знакомы эти ролевые модели? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

«Тревога без причины»: как она работает? Главные факторы риска

«Заботливый» абьюз: топ-7 неочевидных манипуляций

Друзья! Если подозреваете у себя или близкого наличие созависимости и синдрома ВДА, химической зависимости — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:

  • Консультации психиатров и наркологов в клинике и на дому;
  • Скорая наркологическая и психиатрическая помощь;
  • Купирование ломки, вывод из запоя, детокс;
  • Кодирование от алкоголизма и наркомании;
  • Психотерапия и медикаментозная терапия зависимости;
  • Комплексная реабилитация зависимых;
  • Терапия созависимости и синдрома ВДА;
  • Психологическая поддержка родственников.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!