Найти в Дзене
Дважды аутизм

Календарь в жизни детей аутистов

Катя, автор канала @Об аутизме с любовью, просила меня рассказать, какой у нас календарь для наших младших детей. 

Рассказываю. 

Тиму 8 лет
Эле 5
У них аутизм

Самый обычный календарь весит у нас на кухне на стене всегда. Уже много лет. 

Служит он нам, как ежедневник. В нем мы помечаем кружки и занятия детей. Каникулы в школе. Прием у врача. И другие важные события, которые мы можем пропустить, если не пометить в календаре. 

У Тима этот календарь всегда был на виду. Дни недели ему дались, как-то легко. За числами он тоже наблюдает, если знает, что предстоит какого-то числа интересное для него событие. 

Т.е. сказать, что мы учили его понимать даты и дни недели намеренно, так нет. Оно само как-то. 

Ну, может еще в школе что-то усвоил. Там они тоже проходят и время и даты и учат календарь. 

Для Эли старшая сестра каждый месяц рисует свой собственный календарь. 

Вот такой.

-2

Это на февраль. С сердечками, потому что в этот месяц день Святого Валентина. 

В календаре Катя отмечает важные события для Эли. Кружки, занятия и праздники. 

Читать Эля не умеет. Поэтому, для наглядности, Катя рисует небольшие схематические рисуночки. 

Каждый месяц, если выпадает по календарю праздник, мы с Элей обсуждаем этот день. Готовим подарочки. И она его ждет. 

Нарисовала рисунок ко дню Святого Валентина
Нарисовала рисунок ко дню Святого Валентина

Эля хорошо понимает свой календарь. Она зачеркивает дни и считает сколько осталось до какого-нибудь события. 

Особенно любит считать дни до недели, когда Мая, моя внучка, приходит к нам.  

Ну, и, конечно, же сегодня я покажу календарь, который мы приобрели специально для своих младших детей. 

-4

Покупали его Тиму. Сейчас, потихоньку, он переходит в правление Эли. 

Календарь у нас уже давно. Но он деревянный, поэтому не потрепанный. Я бы сказала, он долговечный. Что для детей - самое то. 

Календарь имеет две доски-отделения. Одна для того, чтобы отслеживать дни недели, погоду и события.

-5

И вторая для хранения дополнительных частей. Части крепятся на магнитах.

-6

В календаре мы выбираем год и месяц и каждый день меняет дату и день недели. 

-7

Дней недели показывается три. Вчера, сегодня, завтра. Каждый день, выбирая день, Эля знает что на место «сегодня» переходит магнитик с «завтра». А «сегодня» уходит на вчера. Так, не умея читать, она может отслеживать передвижения дней, в пределах трех. 

Дальше мы устанавливаем погоду.

-8

Сначала сезон.

Потом решаем, какая сегодня температура. Тепло, холодно, мороз… Светит солнце или облачно. Я даю Эле самой решать, что она думает о сегодняшней погоде. 

Справа - отделение для событий дня или месяца.

-9

Например, если мы ожидаем Рождество, или день Святого Валентина, как в этом месяце, то мы крепим магнитик с этим праздником. 

На каждый предстоящий день мы крепим магнитик с предстоящим событием. Например, занятия на кружке или прием у доктора. 

Что касается праздников. Мы не отмечаем многие праздники, как таковые. Но, для того, чтобы Эле было, что отслеживать, считать дни, понимать месяц, мы выделяем особенный день. Так, например, в день Святого Валентина мы будем дарить друг другу сердечки и конфеты. 

В марте будет день Святого Патрика. И его мы тоже отметим. 

К тому же, в школе отмечают все эти дни, выделяя их чем-то особенным. И рассказывая детям историю происхождения праздника. 

На этом, наверное, все о календарях в нашем доме. Еще только надо сказать, что Эле наблюдать за днями очень нравится. Она зачеркивает их на календаре без напоминания. И самостоятельно. Видно, что календарь вызывает у нее особый интерес. А выделение дат и наблюдение за ними приносит удовольствие.