Эта статья адресована родителям, чьи дети готовятся к поступлению в первый класс или уже начали обучение в начальной школе и испытывают трудности, а также коллегам, реализующим коррекционные маршруты дошкольников и младших школьников.
Когда старший дошкольник проходит диагностику готовности к школе, педагог-психолог оценивает в том числе степень зрелости мыслительной деятельности: умение обобщать, классифицировать , сравнивать и систематизировать.
Зачем?
Чтобы спрогнозировать и минимизировать возможные трудности, оказать адресную помощь при подготовке к школе, увидеть уровень развития речи и кругозора, психосоциальной зрелости.
У будущего первоклассника могут быть сформированы графические навыки, первоначальные математические представления, достаточно хороший темп и высокая работоспособность. Но как только дело доходит до вербального опросника, начинается грустная история.
Ребенок не может сформулировать свой ответ в четкое предложение, назвать домашний адрес или вспомнить дату своего рождения, забывает, как зовут маму и папу, перечисляет транспортные средства и виды спорта с помощью взрослого, называет только часть обобщающих слов, затрудняется перечислить схожие и отличительные признаки предметов, детенышей животных, исключить четвертый лишний. Частично ориентируется в днях недели и временах года.
Почему?
Не хватает элементарных представлений об окружающем мире, не сформирован понятийный аппарат ребенка, поэтому речь и мыслительные операции обобщения, классификации, систематизации недостаточно развиты.
Взрослые ставят задачу научить ребенка читать, считать и красиво писать до школы. Про почерк подробно писала ранее. Кто пропустил, может ознакомиться с материалом:
К сожалению, из поля зрения ускользают речевые навыки и общая осведомленность будущего первоклассника
Как это влияет на успеваемость в школе?
Научиться читать – это не только бегло собрать и произнести вслух написанные слова и предложения, но и понять прочитанное. Невозможно осознать прочитанное, если школьник не знает значение слов.
Предлагаю эксперимент. Прочитайте текст. Подсчитайте, сколько слов вам пришлось бы объяснить своему ребенку? Сможет ли он отличить галку от вороны, дятла от клеста? Знает ли он, что общего и чем отличается дупло от гнезда? Чем ель отличается от березы? Сможет ли привести свои примеры хвойных и лиственных деревьев? Видел ли он, как выглядит мох?
Работа с таблицами и схемами, подготовка сообщений, написание изложений и сочинений, разделение текста на смысловые части и составление плана или ответ на вопросы по прочитанному параграфу, краткая запись к задаче или расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами – во всех этих действиях заложено умение ребенка обобщать, классифицировать и систематизировать информацию.
Раньше обучение в школе заключалось в передаче знаний, трансляции доступной и конкретной информации, которую необходимо мозгу обработать и перенести в определенный навык.
Сейчас все мы: и взрослые, и дети – этой информацией перегружены. Школьные учебники написаны так, что даже родитель не сразу осознает содержание текста и вынужден «переводить» ребенку на «русский» язык прочитанное. Начиная с первого класса, ученик готовит сообщения о животных, растительном мире, достопримечательностях края.
Понятийное мышление не приходит с возрастом, не возникает само собой, оно требует целенаправленного обучения. Давайте посмотрим, как это происходит.
Как формируется понятийное мышление?
Детям раннего возраста доступно сгруппировать предметы по яркому внешнему признаку: цвету, размеру и форме. Взаимодействие с малышами осуществляется только с помощью конкретных предметов (муляжей или игрушек), которые он может изучить всеми органами чувств: увидеть, потрогать, понюхать, постучать, облизать…
«Покажи красные яблоки». Они могут быть большими или маленькими, целыми или нарезанными - неважно. Главное, чтобы яблоки были красными.
«Найди большие колечки». Они могут быть любого цвета, главное - большие по размеру и колечки по форме.
«Собери в корзину грибочки». Малыш складывает все имеющиеся перед ним грибочки в корзину, оставляя на столе лишние предметы.
После 3 лет ребенок в игре учится называть одним словом ряд однородных предметов, при этом выделяет в них отличительные признаки.
- Что это?
- Чашки.
- Какие чашки ты видишь? Это какая чашка?
Большая или маленькая, зелёная или синяя, мамина или папина, с цветочками или феей.
Малыши знакомятся с предметами ближайшего окружения через общение со взрослым и дидактические игры с предметами. Родитель или педагог должен акцентировать внимание детей на обобщающих словах.
«Шорты и футболка - одежда. Она нужна, чтобы защитить тело от холода или дождя. Какая одежда есть у тебя ещё?»
«Ложка и вилка – столовые приборы. Они нужны, чтобы есть».
«Помоги медвежонку навести порядок, разложи в одну коробку – игрушки, а в другую – посуду».
После 4 лет знания детей о предметах, окружающих их, накапливаются, и они могут обобщать такие группы, как одежда, обувь, головные уборы, мебель, игрушки.
Сложнее с объектами живой природы. Современный ребенок не видит, как растут овощи, ягоды или фрукты, не собирает полевые цветы в букеты или грибы в лукошко, мало кто ловит кузнечиков или майских жуков, наблюдает за лесными птицами или ходит на рыбалку с папой.
- Груша – это фрукт. Какие фрукты ты знаешь?
- Яблоко, банан, хурма, киви, гранат.
- Огурец – это овощ. Какие овощи ты знаешь?
- Помидор, перец, кабачок, баклажан, лук.
На этом этапе для обучения можно использовать предметные картинки, иллюстрации, рабочие листы, чередовать их с наблюдением в естественных условиях. С помощью настольной игры «Рыболов» легко запомнить названия рыб, в игре «Съедобное – несъедобное» выучить виды овощей, фруктов, ягод. Набивая мяч или гуляя по дорожке, произносить по очереди названия деревьев, цветов, кустарников «Кто больше?».
К 5-6 годам у детей развивается умение выделять подгруппы в однородных группах, сравнивать группы предметов между собой, сопоставлять понятия.
- Снегирь – это птица. Каких птиц ты знаешь?
- Синица, голубь, тетерев, павлин, курица.
- А еще есть зимующие и перелетные, домашние (они живут на птичьем дворе) и лесные. Какие птицы встречаются в городе?
- Чем птицы отличаются от рыб?
- Почему у коровы ноги, а у кошки лапы?
К концу дошкольного возраста ребенок должен владеть основными обобщающими словами и приводить свои примеры животных, деревьев, растений, кустарников, рыб, насекомых, грибов, фруктов, овощей, ягод…
Кроме того, понимать и употреблять в речи абстрактные понятия: времена суток, времена года, звуки и буквы, числа и цифры, профессии, города, имена, реки, виды спорта…
Выводы:
1. Не забываем про общий кругозор и формирование понятийного аппарата.
2. Учим ребенка обобщать, сравнивать и классифицировать.
3. Играем в настольные и дидактические игры.
4. Вовремя обращаемся к специалисту.
Ко мне школьники приходят, в лучшем случае, во втором полугодии 1 класса или, как правило, после первой контрольной письменной работы в начале 2 класса. И начинаю я коррекционный маршрут, помимо прочего, с формирования понятийного мышления: назови одним словом, найди четвертый лишний, сравни предметы, подбери по аналогии…
Нужны рабочие листы? Пишите в комментариях электронную почту, пришлю в формате pdf или презентации.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи.