Найти в Дзене

Назови одним словом. Корнеплоды

В данной статье дан алгоритм действий, с помощью которого вы сможете научить ребенка подбирать обобщающие слова. Он показан на примере одной подгруппы (корнеплоды) однородных предметов (овощи).

Про важность этой мыслительной операции и последствий ее отсутствия в развитии ребенка написала здесь:

На момент поступления в 1 класс ребенок по теме: «Овощи» должен знать:

🥦 основные названия овощей, что из них можно приготовить;

🥦 иметь представления о том, как они растут: под землей (нижний ярус - корнеплоды), близко к земле (средний ярус – капуста, тыква, кабачок) и высоко над землей (верхний ярус);

🥦 как за ними ухаживают и собирают урожай: выкапывают, выдергивают, срывают или срезают;

🥦 уметь отличать их от фруктов.

Алгоритм действий для родителей и педагогов

1. Соотносим предмет на картинке со словом.

Обобщающее слово: корнеплоды
Обобщающее слово: корнеплоды

Положите рабочий лист перед ребенком. Спросите, что здесь нарисовано? Как узнал?

Если ребенок что-то не может назвать, подскажите. Есть два варианта.

Первый – попросите показать, где свёкла. А где репа?

Второй способ – дайте на выбор два названия. Это лук или редис? Это репа или кабачок?

Бывает так, что ребенок не может вспомнить наименование, но ему посильно это, если есть выбор между двумя названиями. Это свидетельствует о том, что слово находится в пассивном словарном запасе и пока не перешло в активный словарь.

Если ничего не узнал, знакомим с названиями. Это редис. Какого он цвета? Это свекла. Она больше (крупнее) редиса. Это репа. Помнишь, мы читали с тобой сказку про репку: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая». Это морковь. Ты любишь грызть морковку?

2. Подбираем обобщающее слово

Назови их одним словом. Что это всё?

Дошкольнику 5 лет достаточно того, что он назвал свёклу, редис, репу, морковь – овощами. Назови, какие овощи ты еще знаешь?

3. Расширяем представления ребенка об овощах.

- А как растут они?

- В земле (на грядке, в огороде).

- Овощи, у которых съедобен корень, то, что растет под землей, называют корнеплодами.

- А какие корнеплоды ещё есть? (редька зеленая и черная, дайкон, сельдерей, батат, топинамбур, картофель). Выберите те корнеплоды, которые доступны для вашего региона и познакомьте ребенка с ними.

- А что из них можно приготовить? (Салат, овощной суп, борщ, сок, пюре, запеканку).

Обобщающее слово: овощи
Обобщающее слово: овощи

4. Изучаем натуральные овощи

- А какие корнеплоды есть у нас в холодильнике?

Идите и доставайте морковку, свеклу, редис или репу. Сравните их по размеру, цвету и форме.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

Очищайте кожуру, натирайте на терке, режьте на кусочки и дегустируйте. Даже если он хорошо знает эти овощи на вкус. Сравнивайте сырые и вареные овощи.

Игра «Дегустатор». Каждый игрок: папа, мама, ребенок, бабушка - закрытыми глазами отгадывает по вкусу овощи.

А какие корнеплоды можно купить в магазине? Устройте поход в магазин с исследовательской миссией.

5. Переносим овощи в творческую и продуктивную деятельность

🎨 Распечатайте интересные раскраски.

🖍 Нарисуйте овощи красками.

👍 Слепите корнеплоды из пластилина (устройте ярмарку)

🍴Накормите зайчика пластилиновой морковкой, разрезая ее на кусочки с помощью пластикового ножа.

✂ Вырежьте корнеплоды из бумаги и сделайте аппликацию.

💚 Возьмите мозайку и поиграйте в огород. Выложите детали мозайки подходящего цвета грядками с морковкой, свеклой, репой и редисом.

-3

Игра «Продолжи узор». Заложите логическую закономерность, используя для этого детали мозайки. Можно зашифровать овощи геометрическими фигурами, выкладывать или рисовать их на листе бумаги.

Красный круг – редис, оранжевый овал – морковь. Узор будет выглядеть так: красный, оранжевый, красный, оранжевый. Продолжай дальше.

Красный круг – редис, фиолетовый круг – свекла, оранжевый овал – морковь

Узор будет выглядеть так: красный, фиолетовый, оранжевый, красный, фиолетовый. Продолжай дальше.

Желтый круг – репа, оранжевый овал – морковь, фиолетовый круг – свекла.

Узор будет выглядеть так: желтый, оранжевый, фиолетовый, желтый. Продолжай дальше.

Один из вариантов набора для сортировки овощей
Один из вариантов набора для сортировки овощей

В продаже есть готовые наборы для сортировки «Выращиваем овощи». А в книжных магазинах можно найти альбомы (книжки) с наклейками, где дети приклеивают овощи на грядки. Пазлы, вкладыши – выбор огромный. Что искать, вы теперь знаете.

Нужен полный комплект рабочих листов по живой природе?

Пишите в комментариях электронную почту или ставьте «+», и я отправлю их вам в формате pdf или презентации. Использую эти рабочие листы не только в распечатанном виде на очных занятиях, но и на онлайн встречах с младшими школьниками.

Посмотреть материалы в ТГ

Написать сообщение

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи.