Есть дети, которые часами могут разговаривать про птиц, рыб, грибы и другие объекты живой природы. А есть те, которые, кроме голубя и вороны, никого не знают.
В этой статье собрала некоторые задания и упражнения по теме: «Птицы», которые использую при подготовке к школе и в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
К концу дошкольного возраста детям необходимо знать:
✨названия основных птиц, опознавать их в живой природе и соотносить с изображением на картинке;
✨ отличать лесных птиц от домашних, зимующих от перелетных, узнавать городских и водоплавающих;
✨ перечислять такие отличительные признаки, как клюв, крылья, две лапы.
✨ Места обитания – гнездо, птичий двор.
✨ Вид питания – ягоды, зерна, крошки, насекомые.
✨Какова польза домашних птиц для человека.
✨ Как можно позаботиться о птицах (кормушки, скворечники).
Для тех, кто задумался, а надо ли им это знать и зачем, написала здесь:
1. Узнаем птиц по названиям.
Игру «Звезда – сосулька» использую как в групповом формате, так и индивидуально. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Ведущий называет слова. Если он произносит птиц, ребенок изображает «сосульку» – поднимает руки через стороны вверх и соединяет их над головой. Затем возвращается в исходное положение. На все остальные слова участник игры изображает «звезду» – расставляет руки широко в стороны и вновь возвращается в исходное положение.
Это упражнение решает несколько задач: развитие волевых качеств, самоконтроля, слухового восприятия и внимания, активизация имеющихся представлений о птицах.
Обязательно обратите внимание (зафиксируйте для себя), каких птиц он не узнал по названию. Это зона ближайшего развития его осведомленности и кругозора.
Слова для игры: галка, лиса, сорока, коза, снегирь, корзина, воробей, жираф, синица, бегемот, носорог, ворона, голубь, мартышка, велосипед, журавль, аист, кошка, пеликан, каштан, петух, слон, страус, дневник, пингвин, белка, астра, индюк, кролик, гусь, утка, медведь, курица, пион, парта, цыпленок, тетерев, глухарь, попугай, зяблик.
2. Определяем птиц по картинкам.
Я подбираю фотографии птиц в естественных условиях и, раскладывая их перед ребенком, спрашиваю: «Кого из птиц ты узнаешь?». При занятии онлайн вывожу изображения на экран. Если ребенок затрудняется, предлагаю подсказку одним из трех вариантов.
Первый – покажи, где сорока. А где синица?
Второй способ – даю на выбор два названия. Это воробей или снегирь?
Третий способ – загадываю загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (Снегирь)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад:
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - … (трясогузка)
3. Игра «Назови одним словом» помогает формировать умение обобщать и классифицировать однородные предметы (птицы) на подгруппы (городские, лесные, перелетные, зимующие, водоплавающие, домашние, экзотические).
Ставьте в комментариях «+» или пишите электронную почту, поделюсь с вами.
Как играть: положите перед ребенком рабочий лист.
- Кого ты здесь узнаешь? Если ребенок умеет читать, попросите прочитать подписи под картинками.
- Как их назвать одним словом. Кто это?
- Птицы.
- Что их объединяет?
- У них есть клюв, перья, крылья и две лапы, - так чаще всего отвечают дошкольники.
- Где они живут?
- Рядом с человеком, в сарае, у бабушки в деревне…
- Эти птицы живут на птичьем дворе. Каких жильцов птичьего двора ты еще знаешь? (Перепел, фазан, цесарка).
- Какими они считаются птицами?
- Домашними.
- Птицы живут «семьями». Курица – это «мама», а кто тогда «папа»?
- Петух.
- Как отличить курицу от петуха?
- Петух крупнее, у него на голове красный гребешок, хвост колесом, яркий и разноцветный.
- Как называется птенчик курицы и петуха?
- Цыпленок.
По аналогии разбираются гусь-гусыня-гусёнок, селезень-утка-утенок, индюк-индюшка-индюшонок.
4. Раскраски
Работа с ними делится на два вида. Первый – раскрась по образцу, обучающий вид раскрашивания. Умение работать с образцом – один из важных навыков. При этом малыши опираются на образец все время, а для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу: «Посмотри, как раскрашена картинка, постарайся запомнить ее максимально подробно. Работать придется по памяти».
Обращаться к образцу можно, если ребенок не помнит, как выглядел первоначально пернатый представитель. А взрослый фиксирует для себя, что запомнил ребенок, а что подзабыл. Умение вглядываться в детали увеличивает объем внимания и зрительной памяти.
Второй вариант – без образца, вот здесь-то ребенок и реализует все свои творческие способности (придумай свое оперение птице) или активизирует полученные знания (вспомни, как выглядит дятел и раскрась его).
5. Наложенные контуры
Работа с наложенными контурами развивает зрительно-пространственное восприятие, таким образом готовит мозг к освоению письмом и чтением в школе. Будущему школьнику легче запомнить, как выглядит буква или цифра, сходные по форме геометрические фигуры, вычленить отдельные графические элементы.
Инструкция: «Рассмотри картинку и назови все, что на ней нарисовано».
В возрасте 4-5 лет: «Обведи контур птиц пальчиком, а теперь цветным карандашом». Каждую птицу обводите разным цветом, чтобы увидеть это наложение. Если ребенок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а признак того, что ребенок не знает названия предмета.
В возрасте 6-7 лет дошкольнику посильно вычленить контур птиц глазами и назвать их.
6. Дорисуй вторую половину
Это задание на порядок сложнее простого копирования, так как в основе лежит умение симметрично дорисовывать вторую половину. Его нужно развивать до школы, постепенно усложняя предлагаемые изображения: от крупных картинок к более мелким, содержащим больше деталей, от рисунков на белом листе до картинок по клеточкам.
7. Найди пару, найди такого же, найди тень
Подбор парных картинок наращивает объем внимания и памяти, развивает зрительное восприятие и умение анализировать, сравнивать, выделять общие признаки. Для малышей это может быть цвет, форма, размер. Для старшего дошкольного возраста поиск пары осуществляется по смыслу и чередуется предъявление изображений с вербальными заданиями. Например, зимой - валенки, летом -…; медведь в берлоге, а лиса - …
8. Игра «Четвертый лишний»
Формирует основы словесно-логического мышления: умение классифицировать, сравнивать и обобщать, исключая лишний предмет по существенному (главному) признаку.
9. Словесные игры
Игра «Кто больше».
Групповой вариант выглядит так: дети встают в круг и передают мяч друг другу, по очереди называя одну знакомую им птицу. Повторяться нельзя. Если игрок вспомнить название не может, выбывает из игры. Кто остался в кругу – тот и победитель.
Индивидуальный вариант: ребенок отбивает мяч от пола и проговаривает: «Я знаю 5 (7, 10, 12) птиц: кукушка, зяблик, сова, лебедь, щука. Количество слов увеличивается постепенно и регулируется взрослым.
Очень часто отбивание мяча чередую перебрасыванием мяча друг другу. Проговаривание с ребенком по очереди птиц способствует увеличению его активного словаря. Он постепенно учится запоминать те слова, которые использую я.
Подвижные игры, Оригами, Пластилинография…
Я могу продолжать и дальше, но вряд ли кто дочитает тогда статью до конца. Если интересно, пишите в комментариях, о чем рассказать подробнее, какими материалы поделиться.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!