Найти в Дзене

Подготовка к школе. Птицы.

Есть дети, которые часами могут разговаривать про птиц, рыб, грибы и другие объекты живой природы. А есть те, которые, кроме голубя и вороны, никого не знают. В этой статье собрала некоторые задания и упражнения по теме: «Птицы», которые использую при подготовке к школе и в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста детям необходимо знать: ✨названия основных птиц, опознавать их в живой природе и соотносить с изображением на картинке; ✨ отличать лесных птиц от домашних, зимующих от перелетных, узнавать городских и водоплавающих; ✨ перечислять такие отличительные признаки, как клюв, крылья, две лапы. ✨ Места обитания – гнездо, птичий двор. ✨ Вид питания – ягоды, зерна, крошки, насекомые. ✨Какова польза домашних птиц для человека. ✨ Как можно позаботиться о птицах (кормушки, скворечники). Для тех, кто задумался, а надо ли им это знать и зачем, написала здесь: 1. Узнаем птиц по названиям. Игру «Звезда – сосулька» исполь

Есть дети, которые часами могут разговаривать про птиц, рыб, грибы и другие объекты живой природы. А есть те, которые, кроме голубя и вороны, никого не знают.

В этой статье собрала некоторые задания и упражнения по теме: «Птицы», которые использую при подготовке к школе и в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

К концу дошкольного возраста детям необходимо знать:

✨названия основных птиц, опознавать их в живой природе и соотносить с изображением на картинке;

✨ отличать лесных птиц от домашних, зимующих от перелетных, узнавать городских и водоплавающих;

✨ перечислять такие отличительные признаки, как клюв, крылья, две лапы.

✨ Места обитания – гнездо, птичий двор.

✨ Вид питания – ягоды, зерна, крошки, насекомые.

✨Какова польза домашних птиц для человека.

✨ Как можно позаботиться о птицах (кормушки, скворечники).

Для тех, кто задумался, а надо ли им это знать и зачем, написала здесь:

1. Узнаем птиц по названиям.

Игру «Звезда – сосулька» использую как в групповом формате, так и индивидуально. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Ведущий называет слова. Если он произносит птиц, ребенок изображает «сосульку» – поднимает руки через стороны вверх и соединяет их над головой. Затем возвращается в исходное положение. На все остальные слова участник игры изображает «звезду» – расставляет руки широко в стороны и вновь возвращается в исходное положение.

Это упражнение решает несколько задач: развитие волевых качеств, самоконтроля, слухового восприятия и внимания, активизация имеющихся представлений о птицах.

Обязательно обратите внимание (зафиксируйте для себя), каких птиц он не узнал по названию. Это зона ближайшего развития его осведомленности и кругозора.

Слова для игры: галка, лиса, сорока, коза, снегирь, корзина, воробей, жираф, синица, бегемот, носорог, ворона, голубь, мартышка, велосипед, журавль, аист, кошка, пеликан, каштан, петух, слон, страус, дневник, пингвин, белка, астра, индюк, кролик, гусь, утка, медведь, курица, пион, парта, цыпленок, тетерев, глухарь, попугай, зяблик.

2. Определяем птиц по картинкам.

Учим ребенка узнавать птиц по изображению
Учим ребенка узнавать птиц по изображению

Я подбираю фотографии птиц в естественных условиях и, раскладывая их перед ребенком, спрашиваю: «Кого из птиц ты узнаешь?». При занятии онлайн вывожу изображения на экран. Если ребенок затрудняется, предлагаю подсказку одним из трех вариантов.

Первый – покажи, где сорока. А где синица?

Второй способ – даю на выбор два названия. Это воробей или снегирь?

Третий способ – загадываю загадку.

Отгадывание загадок - непростая задача
Отгадывание загадок - непростая задача

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (Снегирь)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад:
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - … (трясогузка)

3. Игра «Назови одним словом» помогает формировать умение обобщать и классифицировать однородные предметы (птицы) на подгруппы (городские, лесные, перелетные, зимующие, водоплавающие, домашние, экзотические).

В двух форматах: pdf и презентация
В двух форматах: pdf и презентация

Ставьте в комментариях «+» или пишите электронную почту, поделюсь с вами.

Как играть: положите перед ребенком рабочий лист.

- Кого ты здесь узнаешь? Если ребенок умеет читать, попросите прочитать подписи под картинками.

- Как их назвать одним словом. Кто это?

- Птицы.

- Что их объединяет?

- У них есть клюв, перья, крылья и две лапы, - так чаще всего отвечают дошкольники.

- Где они живут?

- Рядом с человеком, в сарае, у бабушки в деревне…

- Эти птицы живут на птичьем дворе. Каких жильцов птичьего двора ты еще знаешь? (Перепел, фазан, цесарка).

- Какими они считаются птицами?

- Домашними.

- Птицы живут «семьями». Курица – это «мама», а кто тогда «папа»?

- Петух.

- Как отличить курицу от петуха?

- Петух крупнее, у него на голове красный гребешок, хвост колесом, яркий и разноцветный.

- Как называется птенчик курицы и петуха?

- Цыпленок.

По аналогии разбираются гусь-гусыня-гусёнок, селезень-утка-утенок, индюк-индюшка-индюшонок.

4. Раскраски

Раскраски можно найти в магазинах или на онлайн-ресурсах
Раскраски можно найти в магазинах или на онлайн-ресурсах

Работа с ними делится на два вида. Первый – раскрась по образцу, обучающий вид раскрашивания. Умение работать с образцом – один из важных навыков. При этом малыши опираются на образец все время, а для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить задачу: «Посмотри, как раскрашена картинка, постарайся запомнить ее максимально подробно. Работать придется по памяти».

Обращаться к образцу можно, если ребенок не помнит, как выглядел первоначально пернатый представитель. А взрослый фиксирует для себя, что запомнил ребенок, а что подзабыл. Умение вглядываться в детали увеличивает объем внимания и зрительной памяти.

Второй вариант – без образца, вот здесь-то ребенок и реализует все свои творческие способности (придумай свое оперение птице) или активизирует полученные знания (вспомни, как выглядит дятел и раскрась его).

Зашумленные картинки и наложенные контуры схожи по принципу работы.
Зашумленные картинки и наложенные контуры схожи по принципу работы.

5. Наложенные контуры

Работа с наложенными контурами развивает зрительно-пространственное восприятие, таким образом готовит мозг к освоению письмом и чтением в школе. Будущему школьнику легче запомнить, как выглядит буква или цифра, сходные по форме геометрические фигуры, вычленить отдельные графические элементы.

Инструкция: «Рассмотри картинку и назови все, что на ней нарисовано».

В возрасте 4-5 лет: «Обведи контур птиц пальчиком, а теперь цветным карандашом». Каждую птицу обводите разным цветом, чтобы увидеть это наложение. Если ребенок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а признак того, что ребенок не знает названия предмета.

В возрасте 6-7 лет дошкольнику посильно вычленить контур птиц глазами и назвать их.

Дорисуй вторую половину
Дорисуй вторую половину

6. Дорисуй вторую половину

Это задание на порядок сложнее простого копирования, так как в основе лежит умение симметрично дорисовывать вторую половину. Его нужно развивать до школы, постепенно усложняя предлагаемые изображения: от крупных картинок к более мелким, содержащим больше деталей, от рисунков на белом листе до картинок по клеточкам.

Поиск одинаковых предметов
Поиск одинаковых предметов

7. Найди пару, найди такого же, найди тень

Подбор парных картинок наращивает объем внимания и памяти, развивает зрительное восприятие и умение анализировать, сравнивать, выделять общие признаки. Для малышей это может быть цвет, форма, размер. Для старшего дошкольного возраста поиск пары осуществляется по смыслу и чередуется предъявление изображений с вербальными заданиями. Например, зимой - валенки, летом -…; медведь в берлоге, а лиса - …

8. Игра «Четвертый лишний»

Формирует основы словесно-логического мышления: умение классифицировать, сравнивать и обобщать, исключая лишний предмет по существенному (главному) признаку.

Рабочие листы  составляю под каждого ребенка индивидуально
Рабочие листы составляю под каждого ребенка индивидуально

9. Словесные игры

Игра «Кто больше».

Групповой вариант выглядит так: дети встают в круг и передают мяч друг другу, по очереди называя одну знакомую им птицу. Повторяться нельзя. Если игрок вспомнить название не может, выбывает из игры. Кто остался в кругу – тот и победитель.

Индивидуальный вариант: ребенок отбивает мяч от пола и проговаривает: «Я знаю 5 (7, 10, 12) птиц: кукушка, зяблик, сова, лебедь, щука. Количество слов увеличивается постепенно и регулируется взрослым.

Очень часто отбивание мяча чередую перебрасыванием мяча друг другу. Проговаривание с ребенком по очереди птиц способствует увеличению его активного словаря. Он постепенно учится запоминать те слова, которые использую я.

Подвижные игры, Оригами, Пластилинография…

Я могу продолжать и дальше, но вряд ли кто дочитает тогда статью до конца. Если интересно, пишите в комментариях, о чем рассказать подробнее, какими материалы поделиться.

Посмотреть материалы в ТГ

Написать сообщение

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!

Птицы
1138 интересуются