"Красивый почерк за пару занятий! Бесплатный двухдневный курс по каллиграфии с выдачей сертификата!"- гласит маркетинговый призыв. Вы серьёзно?
Вы, правда, верите, что можно сформировать красивый и ровный почерк или стать специалистом за пару занятий?
Только часть первоклассников овладевают ровным и читаемым почерком. Хотите, чтобы ребенок вошел в это число, читайте статью до конца.
Письмо - сложный двигательный навык, для освоения которого требуется развитая крупная моторика, координация и пространственная ориентация, затем мелкая моторика и первоначальные графические навыки в рисовании и штриховке, далее умение работать по образцу, слышать инструкцию учителя, при этом правильно держать пишущий инструмент, контролировать нажим и не отставать от темпа класса.
Вот скептики скажут сейчас: "Мы же как-то научились писать в школе, никто не водил нас на подготовку и к психологам на диагностику". Всё верно. А задумывались, почему у вас получалось, а у ваших детей это вызывает столько трудностей?
Современные дети живут в других условиях, сталкиваются с иными вызовами, их уровень психоэмоционального напряжения намного выше, чем было у нас в детстве.
Вот ещё аргумент: несколько лет назад весь первый класс (целый год) дети писали только в прописи, никаких тетрадей, словарных диктантов и комплексных работ даже в помине не было. На один элемент, букву или соединение отводилось достаточно времени, чтобы сформировался навык.
Факт: количество детей, испытывающих проблемы с письмом, увеличивается с каждым годом. Это подтверждают и учителя, и родители.
Как помочь ребёнку?
1. Правильно подготовить руку к письму будущего первоклассника.
2. Сформировать первоначальные графические навыки в соответствии с примерными возрастными нормами.
3. Не отдавать в школу, если ему не исполнилось на 1 сентября семь лет.
4. За год до поступления в 1 класс пройти диагностику у психолога.
5. Если ребёнок уже школьник и письмо вызывает слезы, идти к психологу или нейропсихологу.
Зачем?
Помочь ребенку. Получить грамотные и адресные рекомендации. Пройти курс коррекционно-развивающих занятий и забыть про эту проблему, как страшный сон.
Приведу вам всего три критерия, которые я вижу в течение первых минут диагностики.
‼️ ДЕТИ НЕПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТ КАРАНДАШ
Неправильный хват карандаша или ручки ведет к спазмам в мышцах руки, движения становятся скованными, рука быстро устает, темп письма снижается. Ребенок не успевает за учителем, он утомляется, так как прикладывает больше усилий и тратит больше энергии. Письмо в прописи становится испытанием для ребенка и родителей.
Важно научить ребенка и следить за тем, как будущий первоклассник держит карандаш.
Что нужно делать в домашних условиях, чтобы сформировать правильный захват карандаша?
✅ Убрать фломастеры, они не требуют нажима.
✅ Купить восковые мелки и разломить их на кусочки (не больше, чем пополам), чтобы у мелка не было никакой опоры на кисть, только захват тремя пальцами. Рисовать и раскрашивать дома мелками.
✅ Использовать специальные насадки на карандаш. Они имеют выемки и углубления для пальцев, продаются в канцелярском отделе. Превращают обучение в яркий и интересный процесс. Самая удачная - "рыбка".
✅ Использовать специальные упражнения для ловкости и послушности пальцев, подобранные специалистом для вашего ребёнка.
‼️СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ НАЖИМ
Ещё одна особенность при освоении письмом. И тот, и другой вариант имеет свои причины и пути решения.
1. Самая банальная причина - неудобные ручки и карандаши.
Я сторонник того, чтобы у ребёнка для письма была одна и та же ручка, когда подобрана комфортная толщина корпуса и стержня.Например, шариковая ручка Пилот 0.7 мм. У неё есть резиновая накладка, чтобы рука не скользила и не натирала пальчики.
Некачественный или жёсткий грифель не даёт понимания, как нажимать на карандаш, чтобы было видно и не рвалась бумага. Идеально подходят трёхгранные карандаши. При замене материалов нажим приходит в норму.
2. Сложнее, когда причиной является недостаточно развитая моторная координация и регуляция мышечного тонуса.
СЛАБЫЙ НАЖИМ
Вялые, слабые руки. Как правило, встречаются у детей хрупких, маленьких, астеничных. Словно бессознательная экономия сил, призванная сберечь оставшиеся ресурсы. В совокупности с другими признаками может свидетельствовать о неуверенности в себе.
Что делать в домашних условиях?
✅ Пальчиковая гимнастика - подбираю комплекс упражнений для каждого конкретного случая.
✅ Упражнения с мячиком Су-джок, прищепками, пинцетом, счетными палочками.
✅ Ежедневная работа с кистевым эспандером.
СИЛЬНЫЙ НАЖИМ
Характерен детям с недостаточно развитыми графическими навыками. Чтобы удержать пишущий предмет, нарисовать линию, он напрягается всем телом, помогает себе языком и корпусом. Обратите внимание, способен ли ребёнок заштриховать или раскрасить фигуру, не выходя за границу контура.
Сильный нажим может быть симптомом тревоги: ситуативной, волнуется при выполнении в определенных условиях, или перманентный - тревожится постоянно.
Что делать в домашних условиях?
✅ Развивать координацию ребёнка, общую крупную моторику: кататься на велосипеде, лыжах и коньках, например, посещать спортивную секцию или бассейн.
✅ Подружиться с мячом и скакалкой.
✅ Лепить, клеить, вырезать, рисовать красками.
‼️РЕБЁНОК НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТ ЛИСТ ПРИ РИСОВАНИИ ИЛИ ПИСЬМЕ
Давайте присмотримся к тому, чем занята вторая рука ребёнка при раскрашивании или письме в рабочей тетради.
В идеале она должна помогать при письме. Её задача придерживать и двигать лист, альбом или тетрадь по столу. Если за этим не следить, то тетрадь сваливается со стола, меняет угол наклона, листочки мнутся и закручиваются, внешний вид тетради становится неопрятным, записи пляшут.
Если в рисовании, штриховке и письме участвует две руки, значит, на моторном уровне межполушарное взаимодействие работает. Если этого взаимодействия нет, то возникают сложности с обработкой мозгом получаемой информации. Как следствие - трудности с освоением чтения и письма.
Работа обоих полушарий головного мозга важна. Чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше интеллектуальное развитие ребёнка, его память, внимание и восприятие.
Учите дошкольника правильно сидеть за рабочим столом: при выполнении графических заданий помогать себе неведущей рукой, придерживая рабочий лист или альбом для рисования.
По данной теме можно посмотреть материалы ниже:
Если статья оказалась для вас полезной, не забывайте ставить лайк, так её увидят те, кому, возможно, нужна помощь. Можно поступить по-другому: поделиться ссылкой.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!