Каждый раз сюда приезжая и уезжая, любуюсь Новороссийском из вагонного окна. Аэропорта тут нет (хотя он был в 1969-86 годах в Мысхако, а по факту до 2022 года аэропортами служили Геленджик и Анапа), но уходящий из города поезд в Цемдолине набирает высоту стремительно. Слева (или справа, если едешь в город) открывается её панорама с плавнями Цемесской рощи на дне, далёкими микрорайонам на Анапском шоссе (два пути во внешний мир ведут по разным бортам Цемдолины) и лесистыми хребтами Абрау:
С другой стороны можно увидеть неимовёрно далёкий от центра жилгородок (1928-30) и цеха цементного завода "Победа Октября" в посёлке Гейдук, замыкающем цепочку основанных в 1860-х чешскими переселенцами Мефодиевки и Кирилловки:
Тем не менее, основан завод был в 1912 году, о чём напоминает старый дом какой-нибудь конторы или инженерских квартир у железной дороги:
Простор внизу всё более необозримый - столь же величественные, и при этом обжитые виды я припомню разве что на "магистральной" Кругобайкалке:
Дальше начинаются Новороссийские тоннели - Малый (360м) и Большой (1590м), которые я хорошо запомнил в 2009-м: медленный ход и редкие гулкие удары колёс, похожие на удары молота. С тех пор и колёса перестали стучать, и тоннели в 2005-10 годах прокопали новые: опять же Малый (525м) и Большой (1674м), которые поезд минует деловито.
За ними, в 15 километрах от города, встречает станция Тоннельная в посёлке Верхнебаканский (7,7 тыс. жителей), который начинался в 1862 как станица. И в войнах он был ключом от Новороссийска...
...а в мирное (для этих мест) время превратился в ключ от Анапы - добрая половина вагона выходит здесь в самом начале долгой стоянки.
Напоследок - пара кадров с Анапскому шоссе через перевал Волчьи Ворота, увенчанный похожей на шприц телебашней (1986-96, 261м):
А вот панорама Маркотхского хребта с дороги в Абрау-Дюрсо:
Зерновая промзона Мефодиевки отсюда сливается с цементной промзоной Восточной стороны, и с этого угла лучше видны уступа покрывающих Маркотхский хребет мергельных карьеров: