Когда ребенок сидит за учебниками, а мысли его где-то далеко — это усидчивость или отсутствие концентрации? Многие считают, что успех в учебе зависит от способности долгое время сохранять внимание на одном занятии. Но правда ли, что "успешные ученики" просто лучше концентрируются? Или же здесь есть нечто большее?
Усидчивость — это умение удерживать себя в рамках учебного процесса, даже если он не слишком интересен. Концентрация же — это способность погружаться в материал, направляя все внимание на задачу. Можно быть усидчивым, но плохо концентрироваться: часами сидеть за тетрадями, но не понимать, что там написано. А можно быстро сосредоточиться, но вскоре отвлечься. Именно поэтому важно разобраться, что влияет на эти качества и как их развивать.
Внимание не бывает одинаковым у всех. Оно делится на несколько типов:
Непроизвольное — когда что-то само привлекает интерес (например, яркий звук или увлекательная игра).
Произвольное — когда внимание требует усилий, например, при решении сложных задач.
Послепроизвольное — когда сначала приходится заставлять себя, но затем процесс становится увлекательным.
Для учебы же важны все три типа. Вот, например, когда учитель рассказывает что-то интересное, работает непроизвольное внимание. Если же нужно решить задачу по алгебре, приходится подключать произвольное внимание. А если предмет нравится, то включается послепроизвольное внимание, и тогда ребенок может заниматься долго без усталости.
Но основная проблема в том, что нельзя "натренировать" концентрацию в отрыве от интереса. И если ребенку сложно сосредоточиться, возможно, он не ленивый, а просто учебный процесс построен так, что требует от него постоянного волевого напряжения.
Если ребенок устал или тревожится, он не сможет сосредоточиться, как бы ни старался. Это касается и взрослых: попробуйте разобраться в сложной теме после бессонной ночи или в момент стресса. Скорее всего, мысли будут путаться, а усидчивость исчезнет.
Концентрация — это не просто "желание", а еще и состояние организма. На нее влияют:
Уровень энергии (хороший сон, полноценное питание).
Эмоциональный фон (если ребенок боится ошибок или переживает из-за оценок, ему сложнее сосредоточиться).
Физическое состояние (даже неудобный стул может снижать концентрацию).
Если ребенок постоянно "витает в облаках", возможно, дело не в недостатке усидчивости, а в усталости или тревожности.
Ну и конечно учиться можно где угодно, но далеко не везде это будет эффективно. Ведь порой и взрослым бывает сложно сосредоточиться в шумном месте, а дети еще более чувствительны к внешним раздражителям.
Факторы, мешающие концентрации:
Шум. Даже тихий разговор в соседней комнате может отвлекать.
Освещение. Недостаток света вызывает быструю усталость.
Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/.
Беспорядок на столе. Чем больше лишних предметов, тем сложнее удерживать внимание.
Организованное пространство не делает ребенка гением, но оно помогает мозгу не тратить ресурсы на борьбу с отвлекающими факторами.
Как стиль обучения и тип интеллекта влияют на усидчивость?
Некоторым детям легко дается запоминание текста, другим же — логические задачи, а третьим — работа руками. Это связано с разными типами интеллекта. Говард Гарднер выделил несколько ключевых видов интеллекта:
Лингвистический (легко дается работа с текстом).
Логико-математический (когда хорошо развиты аналитические способности).
Пространственный (если лучше понимают информацию через визуальные образы).
Телесно-кинестетический (когда лучше усваивают материал в движении).
Музыкальный, натуралистический, межличностный и другие.
И если же ребенок не может "усидеть" над книгами, возможно, дело не в слабой концентрации, а в том, что ему проще воспринимать информацию иначе. Например, если у него развит пространственный интеллект, ему помогут схемы и рисунки.
Но, а когда стиль обучения не соответствует особенностям ребенка, учеба превращается в мучение, а концентрация быстро иссякает.
И самый главный фактор, влияющий на внимание, — это мотивация. Ведь если ребенку интересно, он может заниматься часами. А если же нет — даже десять минут покажутся вечностью.
Также можно выделить два вида мотивации:
Внешняя — когда учится ради оценок, похвалы или наград.
Внутренняя — когда учиться хочется ради самого процесса.
Внешняя мотивация работает, но не всегда эффективно. К примеру, ребенок может зубрить материал ради оценки, но быстро его забыть. А вот если предмет его увлекает, знания останутся с ним надолго.
При этом задача родителей и педагогов — не просто требовать усидчивости, а помогать ребенку находить интерес в учебе. Возможно, математика покажется скучной, но задачи можно связать с любимыми увлечениями. История станет гораздо интереснее, если представлять себя участником событий.
Можно также сказать, концентрация и усидчивость — это не просто "встроенные" навыки, которыми кто-то обладает, а кто-то нет. Это достаточно сложная система, зависящая от типа внимания, эмоционального состояния, внешних условий, стиля обучения и, главное, мотивации.
Если же ваш ребенок не может сосредоточиться, не стоит сразу винить его в лени. Важно понять, какие факторы мешают ему, и создать условия, при которых учиться будет не просто "надо", а действительно интересно.
Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.
Наши контакты:
- Сайт: https://multitutor.ru/
- Email: hello@multitutor.ru
- Тел: +7(495)721-88-99
Мы в социальных сетях:
- Telegram - https://t.me/aleksandr_shanichev_multitutor