Найти в Дзене
Рисую в 50

«Тихий Дон». Иллюстрации Ореста Верейского к самому известному роману Шолохова

Моё знакомство с работами Ореста Верейского состоялось в конце 80-х, когда я, старшеклассница, впервые взяла в библиотеке «Тихий Дон». Много воды утекло с тех пор, но я до сих пор считаю, что лучше этого художника никто не сумел так точно, ёмко и пронзительно проиллюстрировать творчество Михаила Шолохова. Силой своего замечательного таланта он сумел подарить гениальным строкам писателя достойную их визуализацию.

Григорий Мелехов
Григорий Мелехов
Орест Георгиевич Верейский родился в 1915 году в деревне Аносово на Смоленщине. Он был сыном известного советского художника Георгия Семёновича Верейского. Как и отец, стал знаменитым графиком. С 1958 года — член-корреспондент Академии художеств СССР, с 1970-го — народный художник РСФСР, с 1983-го — народный художник Советского Союза. В 1978 году стал лауреатом Государственной премии СССР.
Аксинья Астахова
Аксинья Астахова

Проиллюстрировать «Тихий Дон» Орест Георгиевич Верейский решил в начале 50-х годов прошлого века. Он настолько был потрясён прочитанной книгой, что ясно представлял себе не только главных, но и второстепенных персонажей романа.

Встреча у Дона в день проводов казаков в лагеря.
Встреча у Дона в день проводов казаков в лагеря.

Грозные события, описанные Шолоховым, нашли в нём живой отклик: он не понаслышке знал, что такое жить в эпоху великих потрясений: Верейский прошёл всю Великую Отечественную в качестве журналиста фронтовой газеты «Красноармейская правда» и закончил свой фронтовой путь в Кёнигсберге.

«Я как будто жил вместе с героями, созданными Шолоховым, засыпал и просыпался с мыслью о них, — написал художник в своей книге «Встречи в пути». — Это были очень трудные и очень счастливые годы… Михаил Шолохов так живо описал своих героев, что, зная их, как не знаешь близких знакомых, трудно ли изобразить их на бумаге? А пейзажи, а бытовые сцены — они не просто описаны, они почти уже нарисованы. Тут во всём одна правда, и на мне лежит ответственность лишь не исказить её».
Свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой.
Свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой.

Когда Верейский встретился с Шолоховым, то был приятно удивлён тому, что маститый автор и лауреат всевозможных премий повёл себя с ним очень просто. Писатель не стал давать какие-либо рекомендации, а предоставил ему полную творческую свободу.

Сборы. Григорий вместе с отцом, Пантелеем Прокофьевичем Мелеховым.
Сборы. Григорий вместе с отцом, Пантелеем Прокофьевичем Мелеховым.

Он лишь посоветовал Осипу Георгиевичу побывать в нескольких донских станицах, чтобы своими глазами увидеть живописную натуру для будущих работ и поговорить с теми местными жителями, которые ещё помнили описываемые в эпопее события.

Григорий рядом с зарубленным им молодым солдатом.
Григорий рядом с зарубленным им молодым солдатом.

Безусловно, на плечи Верейского легла непростая задача — показать с помощью изобразительного языка основные сюжетные линии «Тихого Дона» и его персонажей. И он выполнил свою работу на таком высочайшем уровне, что Михаил Шолохов впоследствии выделял его рисунки из всех других.

Наталья пришла к Аксинье в Ягодное.
Наталья пришла к Аксинье в Ягодное.

Так, в 1975 году, когда в приложении к журналу «Огонёк» готовился выпуск полного собрания сочинений писателя, Шолохов посоветовал редакторам взять именно иллюстрации Верейского, которые полностью отвечали духу романа.

Возвращение Григория в родительский дом после того, как он узнал об измене Аксиньи.
Возвращение Григория в родительский дом после того, как он узнал об измене Аксиньи.

Впрочем, немудрено: акварельные работы, представленные художником в 1955 году, были не просто талантливыми и аутентичными, а словно единственно возможными из всех. Орест Верейский задал такую высокую планку качества, что всех последующих иллюстраторов «Тихого Дона» невольно сравнивали с ним.

«Я не раз возвращался к произведениям Шолохова, — вспоминал в своей книге Орест Верейский. — Я делал рисунки к «Поднятой целине», «Донским рассказам», к его книгам, созданным в военные годы. Но моя первая встреча с первой книгой Шолохова «Тихим Доном», как первая любовь, не забудется. Я благодарен автору великой книги. Мои рисунки и эти строки — посильная дань его памяти».

В 1957 году на советские экраны вышла экранизация «Тихого Дона» режиссёра Сергея Герасимова. Фильм стал вехой в истории отечественного кинематографа благодаря блестящим артистам, которые буквально прожили роли своих героев. Если сравнить иллюстрации Верейского и кинокадры, в них будет заметно очень большое сходство — вплоть до композиционных и цветовых решений. Вряд ли это совпадение.

В 1958 году Орест Верейский создал серию иллюстраций к шолоховскому рассказу «Судьба человека», которые выполнены тушью в той же стилистике, что и для «Тихого Дона». И снова точное попадание, идеальное соответствие не только повествованию, но и эмоциональному накалу очень сложного и тяжёлого произведения.

Беременная Наталья признаётся свекрови, что больше не хочет рожать от Григория.
Беременная Наталья признаётся свекрови, что больше не хочет рожать от Григория.

Когда режиссёр Сергей Бондарчук решил сделать фильм по этому рассказу, он пригласил Верейского присоединиться к съёмочной группе в качестве художника по костюмам.

А в 1968 году Орест Верейский представил большую серию рисунков к другому эпохальному роману Шолохова — «Поднятой целине». В марте 1985 года художник подарил музею-заповеднику писателя часть своих иллюстраций. Они до сих пор появляются на выставках, проводимых музеем и вызывают пристальный интерес и восторг зрителей.

Помимо Шолохова, Верейский иллюстрировал произведения Льва Толстого, Константина Паустовского, Александра Фадеева, Михаила Пришвина, Ивана Бунина, Александра Твардовского, Эрнеста Хемингуэя и других. Кроме того, он создал множество работ в станковой графике, которые сегодня хранятся в музеях и галереях не только России, но и других стран мира.