Моё знакомство с работами Ореста Верейского состоялось в конце 80-х, когда я, старшеклассница, впервые взяла в библиотеке «Тихий Дон». Много воды утекло с тех пор, но я до сих пор считаю, что лучше этого художника никто не сумел так точно, ёмко и пронзительно проиллюстрировать творчество Михаила Шолохова. Силой своего замечательного таланта он сумел подарить гениальным строкам писателя достойную их визуализацию.
Орест Георгиевич Верейский родился в 1915 году в деревне Аносово на Смоленщине. Он был сыном известного советского художника Георгия Семёновича Верейского. Как и отец, стал знаменитым графиком. С 1958 года — член-корреспондент Академии художеств СССР, с 1970-го — народный художник РСФСР, с 1983-го — народный художник Советского Союза. В 1978 году стал лауреатом Государственной премии СССР.
Проиллюстрировать «Тихий Дон» Орест Георгиевич Верейский решил в начале 50-х годов прошлого века. Он настолько был потрясён прочитанной книгой, что ясно представлял себе не только главных, но и второстепенных персонажей романа.
Грозные события, описанные Шолоховым, нашли в нём живой отклик: он не понаслышке знал, что такое жить в эпоху великих потрясений: Верейский прошёл всю Великую Отечественную в качестве журналиста фронтовой газеты «Красноармейская правда» и закончил свой фронтовой путь в Кёнигсберге.
«Я как будто жил вместе с героями, созданными Шолоховым, засыпал и просыпался с мыслью о них, — написал художник в своей книге «Встречи в пути». — Это были очень трудные и очень счастливые годы… Михаил Шолохов так живо описал своих героев, что, зная их, как не знаешь близких знакомых, трудно ли изобразить их на бумаге? А пейзажи, а бытовые сцены — они не просто описаны, они почти уже нарисованы. Тут во всём одна правда, и на мне лежит ответственность лишь не исказить её».
Когда Верейский встретился с Шолоховым, то был приятно удивлён тому, что маститый автор и лауреат всевозможных премий повёл себя с ним очень просто. Писатель не стал давать какие-либо рекомендации, а предоставил ему полную творческую свободу.
Он лишь посоветовал Осипу Георгиевичу побывать в нескольких донских станицах, чтобы своими глазами увидеть живописную натуру для будущих работ и поговорить с теми местными жителями, которые ещё помнили описываемые в эпопее события.
Безусловно, на плечи Верейского легла непростая задача — показать с помощью изобразительного языка основные сюжетные линии «Тихого Дона» и его персонажей. И он выполнил свою работу на таком высочайшем уровне, что Михаил Шолохов впоследствии выделял его рисунки из всех других.
Так, в 1975 году, когда в приложении к журналу «Огонёк» готовился выпуск полного собрания сочинений писателя, Шолохов посоветовал редакторам взять именно иллюстрации Верейского, которые полностью отвечали духу романа.
Впрочем, немудрено: акварельные работы, представленные художником в 1955 году, были не просто талантливыми и аутентичными, а словно единственно возможными из всех. Орест Верейский задал такую высокую планку качества, что всех последующих иллюстраторов «Тихого Дона» невольно сравнивали с ним.
«Я не раз возвращался к произведениям Шолохова, — вспоминал в своей книге Орест Верейский. — Я делал рисунки к «Поднятой целине», «Донским рассказам», к его книгам, созданным в военные годы. Но моя первая встреча с первой книгой Шолохова — «Тихим Доном», как первая любовь, не забудется. Я благодарен автору великой книги. Мои рисунки и эти строки — посильная дань его памяти».
В 1957 году на советские экраны вышла экранизация «Тихого Дона» режиссёра Сергея Герасимова. Фильм стал вехой в истории отечественного кинематографа благодаря блестящим артистам, которые буквально прожили роли своих героев. Если сравнить иллюстрации Верейского и кинокадры, в них будет заметно очень большое сходство — вплоть до композиционных и цветовых решений. Вряд ли это совпадение.
В 1958 году Орест Верейский создал серию иллюстраций к шолоховскому рассказу «Судьба человека», которые выполнены тушью в той же стилистике, что и для «Тихого Дона». И снова точное попадание, идеальное соответствие не только повествованию, но и эмоциональному накалу очень сложного и тяжёлого произведения.
Когда режиссёр Сергей Бондарчук решил сделать фильм по этому рассказу, он пригласил Верейского присоединиться к съёмочной группе в качестве художника по костюмам.
А в 1968 году Орест Верейский представил большую серию рисунков к другому эпохальному роману Шолохова — «Поднятой целине». В марте 1985 года художник подарил музею-заповеднику писателя часть своих иллюстраций. Они до сих пор появляются на выставках, проводимых музеем и вызывают пристальный интерес и восторг зрителей.
Помимо Шолохова, Верейский иллюстрировал произведения Льва Толстого, Константина Паустовского, Александра Фадеева, Михаила Пришвина, Ивана Бунина, Александра Твардовского, Эрнеста Хемингуэя и других. Кроме того, он создал множество работ в станковой графике, которые сегодня хранятся в музеях и галереях не только России, но и других стран мира.