Канонизация императора Константина I ( Святой Равноапостольный Император Константин) является политическим актом, признающим скорее его роль в легализации христианства, нежели оценкой его личной святости и моральных качеств.
В христианской традиции, как православной, так и католической, святость подразумевает особую духовную чистоту, праведную жизнь и следование божественным заповедям. Однако исторические свидетельства о жизни и деяниях императора Константина демонстрируют явное несоответствие этим критериям.
Особенно показательны его преступления против собственной семьи. В 326 году Константин приказал убить своего старшего сына Криспа без справедливого суда, а вскоре после этого жестоко убил свою жену Фаусту, которую собственноручно утопил в горячей ванне. Эти действия напрямую нарушают заповедь "не убий" и противоречат христианскому пониманию семейных ценностей.
Не менее страшным преступлением стало вероломное убийство мужа своей сестры Лициния и их малолетнего сына. Константин дал священную клятву своей сестре Констанции сохранить им жизнь, но нарушил это обещание. Убийство десятилетнего племянника особенно противоречит христианским принципам милосердия и защиты невинных.
После победы у Мульвийского моста Константин устроил массовую расправу над преторианской гвардией, убивая даже тех, кто сдался и не оказывал сопротивления. Это массовое убийство безоружных людей произошло сразу после якобы полученного им божественного знамения, что ставит под сомнение искренность его обращения к христианству.
Важно отметить и формальный характер его отношения к христианской вере. До самой смерти Константин сохранял титул верховного жреца языческих культов (Pontifex Maximus), продолжал чеканить на монетах языческие символы и принял крещение только на смертном одре за три дня до смерти.
По свидетельству историка Зосимы, его обращение к христианству было вызвано тем, что языческие жрецы отказались очистить его от грехов убийства родственников.
Политика Константина в отношении христианства носила прежде всего прагматический характер. Он использовал церковь как инструмент укрепления своей власти, вмешивался в богословские споры, преследуя политические цели, а не духовные истины.
Его покровительство христианству было продиктовано государственными интересами, а не искренней верой.
Жестокость Константина проявлялась не только в отношении семьи, но и в политической деятельности.
Он систематически уничтожал политических противников, конфисковывал имущество у оппонентов, проводил массовые репрессии. Все эти действия несовместимы с христианским идеалом святости, предполагающим милосердие, смирение и любовь к ближнему.
Историки того времени, даже расположенные к Константину, такие как Евсевий Кесарийский, часто умалчивают о его жестокостях или пытаются их оправдать, что косвенно подтверждает их реальность.
Более независимые авторы, как Аммиан Марцеллин или Зосима, прямо пишут о его властолюбии, жестокости и вероломстве.
Исторические свидетельства показывают, что Константин был прежде всего искусным политиком и жестоким правителем, чьи действия систематически противоречили базовым христианским заповедям и принципам святости.
Канонизация представляется более политическим актом, признающим его роль в легализации христианства, нежели оценкой его личной святости и моральных качеств.
Как считаете, святой ли император Константин, который в правослвии именуется Святым Равноапостольным Императором Константином?
Светлана Синица, гид во Риму и Ватикану www.romaturism.ru