Найти в Дзене

«Ветер Лояна» и «Долгая песня» — откуда странные культы в этих дорамах?

В этих дорамах, рассказывающих о времени правлении У Цзэтянь, показаны какие-то странные культы, причем, показаны как основная угроза империи и создавалось ощущение, что речь идет о всем известных события. Однако быстрый поиск показал, что ничего такого историкам не известно, и захотелось разобраться почему кинематографы вообще и еще так уверенно говорят о подобных вещах. Начать надо с того, что основатель династии Тан, Ли Юань, занявший престол императора (618 г.) после свержения предыдущей династии Суй, был окитайченным турком тюрком и не очень нравился коренным китайцам (ханьцам). Его сын Ли Шими́нь, также чистокровный тюрок, наследовав трон под именем ТайЦзун, все еще не вызывал доверия у большинства население и потому, старательно "завоевывал авторитет народа" через набор многочисленных наложниц из уважаемых семей империи. Так в его гарем попала совсем молоденькая 13-и лет девчушка У Мей (будущая ЦзэТянь) из семьи "чистокровного ханьца" У Шихоу, лесоторговца средней руки. И пока

В этих дорамах, рассказывающих о времени правлении У Цзэтянь, показаны какие-то странные культы, причем, показаны как основная угроза империи и создавалось ощущение, что речь идет о всем известных события. Однако быстрый поиск показал, что ничего такого историкам не известно, и захотелось разобраться почему кинематографы вообще и еще так уверенно говорят о подобных вещах.

Вот сижу и думаю зачем и почему...
Вот сижу и думаю зачем и почему...

Начать надо с того, что основатель династии Тан, Ли Юань, занявший престол императора (618 г.) после свержения предыдущей династии Суй, был окитайченным турком тюрком и не очень нравился коренным китайцам (ханьцам). Его сын Ли Шими́нь, также чистокровный тюрок, наследовав трон под именем ТайЦзун, все еще не вызывал доверия у большинства население и потому, старательно "завоевывал авторитет народа" через набор многочисленных наложниц из уважаемых семей империи. Так в его гарем попала совсем молоденькая 13-и лет девчушка У Мей (будущая ЦзэТянь) из семьи "чистокровного ханьца" У Шихоу, лесоторговца средней руки. И пока ТайЦзун объединял (успешно) ханьцев и степняков в один народ, бедняга Мей страдала без мужской ласки и развлекалась обучением разношерстной публики внутреннего двора конфуцианским нормам морали и поведения, за что получила титул "талантливой наложницы". В таком странном статусе "секретаря" гарема она пребывала аж 12 лет, пока в 25 не была сослана в буддийский монастырь по причине смерти супруга. Нет никаких свидетельств, что муж хоть как-то прикасался к ее молодому телу. Форменное издевательство на здоровым женским организмом.

Такая молодая, страдаю без мужской ласки.
Такая молодая, страдаю без мужской ласки.

В интернете можно найти байку о том, как Мей, предвосхищая действия закаленного в боях Тай Цзуна, оттолкнула его, предложив "железный путь" усмирения строптивого коня. Бить железным кнутом и молотком, а если не поможет, то и порезать железным ножом. Но адекватные понимают, что это иносказательный вопрос как править империей, а девицы удивляет всех познанием древних текстов как Великий Император (Цинь Шихуанди) усмиряет подданных. Такое не остановит желание затащить юную деву на супружеское ложе, но добавит уважение к мудрости в столь юном возрасте.

И тут на сцене появляется главный персонаж нашей истории, сын ТайЦзуна Ли Чжи, известный как император ГаоЦзун, уже полукровка от тюрка и ханьки, весьма чувствительный ко всему прекрасному, но слабохарактерный. Политиком был незначительным, о нем не пишут больших статей, но для нашего расследования он ключевая фигура.

Жеребец для усмирения
Жеребец для усмирения

Гао-Цзун, тогда еще Ли Чжи, обучался уже не как степняк, а как добропорядочный коренной китаец - история, искусство, каноны конфуцианства, каллиграфия и прочее. И где-то за чтением толстых фолиантов его посетила "гениальная мысль" как возвеличить династию Тан в глазах простых китайцев. До этого все китайские императоры придумывали себе ветвистое генеалогическое древо уходящее корнями к полумифическому "желтому императору" (2600 г ДНЭ), тем самым подтверждая мандат на право быть "Сыном Неба" и одаривать подданных Силой Неба (Дэ). Для простых китайцев мандат Неба был очень важен, от него в империи зависело все - урожай, значит "сын неба" настоящий, а засуха - поддельный.

Возможно, он мог бы придумать мифического героя, потомка «жёлтого императора», который когда-то отправился в степи и стал основателем нынешней династии Тан. Однако, к своему несчастью, был слишком впечатлён яркими речами даосов и решил, что династия Тан должна происходит от таинственного Лао Цзы, основателя даосизма.

Подумать, что такое сработает в политике мог только человек впечатлительный, но недалекий, и вот почему. Со знаменем Даосизма легко рушить империи, а удерживать вместе большие и такие разные территории лучше с идеологией "сына неба" (конфуцианство, легизм).

Культ Сына Неба появляется где-то в 900 гг. ДНЭ (цифры приблизительные, чисто для оценки временных периодов), а в 600 гг. ДНЭ Лао Цзы рассказывает, что выше Неба стоит Дао (как пустота) как закон для движения Неба и Земли, и люди следующие (познавшие) Дао не обязаны подчиняться Сыну Неба. Китайская империя в упадке, но в 400 гг. ДНЭ Конфуций пишет учение почему "рабам" нужно быть благодарными своим хозяевам, а хозяевам нужно заботится о своих "рабах". В его учении много о добродетели, этических нормах и как из этого складывается гармоничное общество, но в политическом смысле, это философское обоснование культа "сына неба". В 300 гг. ДНЭ легизм доводит философию культа "сына неба" до кульминации, где есть только Сын Неба, а все остальные равные между собой (без различий на сословия). С этим учением Первый Император (100 лет ДНЭ) объединяет шесть царств, объявляет себе Божественным Императором рода Ши (Цинь Шихуанди) равным Небу, уравнивает всех подданных единым титулом "черноголовые" и приказывает убивать ученых и сжигать их книги, потому, что отныне только он закон, а другие мнения не надо слушать.

Не знаю почему, но на запрос бай лу Алиса нарисовала такое.
Не знаю почему, но на запрос бай лу Алиса нарисовала такое.

Империя страдает от такого безумия, недовольные собираются под флаг даосизма, пишутся трактаты объединяющие даосизм и конфуцианство, некоторые объявляют себе божественными мастерами (учителями) познавшими Дао (и никой "сын неба" им не указ), многие почитают их как богов, слушают проповеди, а потом захватывают целые провинции. В добавок, странное варварское учение про Будду как-то подозрительно быстро набирает поклонников среди китайцев.

Вообщем, к моменту, когда Ли Чжи собирается принять титула Императора Поднебесной (650 г.) в империи установилось странное смешение культов, религий и верований, когда все верили во все и сразу. На конфуцианстве (главная религия) строилась вся государственная система управления, но правители и чиновники скопом посещали даосские и буддийские храмы "на всякий случай". Простому люду нравилась простота идеи буддизма о вечном "блаженстве" (освобождении), если поклоняться Будде, а учение о "пустоте Дао" для них слишком заумное. Но и без даосов никак, изгнать злого духа, полечиться иголками, прикупить пилюльки от хвори или амулет на удачу - топай в даосский храм.

И только самые проницательные, и Ли Чжи был таковым, понимали всю глубину философии даосизма и строго следовали ее заветам. То, что Ли Чжи, будущий император ГаоЦзун и супруг ЦзэТянь строго и полностью придерживался даосизма в популярном русском сегменте никак не озвучивается, нашел только в переводных работах китайских историков на "свалке" научных трудов. В неком роде, сообщаю большой секрет и эксклюзив. (Шутка)

Попросил нарисовать бай лу, вроде даже сходство есть ) Но будем считать, что это реинкарнация У Мей.
Попросил нарисовать бай лу, вроде даже сходство есть ) Но будем считать, что это реинкарнация У Мей.

Это объясняет все странности его поступков на посту Императора. Для начала, он указом возвел свой род к основателю даосизма Лао Цзы. В первую очередь это было признанием духовного родства, для даоса важнее физического. Затем, наплевав на все приличия, вытащил У Мей, наложницу отца, из буддистского плена и сделал свой женой. Позор для традиции конфуцианства, норма для даосского мастера. Все, что делала потом У Мей как его жена, говорит о том, что она полностью разделяла взгляды мужа. Скорее всего она была его "даосской ученицей" задолго до буддистского монастыря, спасти ее было для него делом чести. Самый яркий поступок, во время ритуала фэн-шань по случаю основания династии позволил провести вторую часть (шань) у подножия горы Тайшань своей супруге, тем самым разделив с ней, с женщиной, мандат Неба на правление Империей. Такого не было никогда ни до, ни после, ужас Конфуция, норма даоса - почитание женского начала. Сменив мужа на посту правителя, У ЦзэТянь продолжила воплощать их общие идеи. Снижение налогов - даосизм, равноправие для женщин - даосизм, равноправие для бедных - даосизм. И чисто фантазии, ходили слухи, что Гоу-Цзун болеет, потому, что У Мей его травила. Это точно не так, у нее было шаткое положение во власти, ей нужен был муж, чтобы править от его имени. Но возможно сам муж "травил себя", потому, что занимался алхимическим учением даосов по созданию пилюли бессмертия куда входила ртуть. Прием ртути до добра не доводит.

Где-то здесь скрывается Дао
Где-то здесь скрывается Дао

Уф, это было долго, осталась последняя часть, так откуда в сериалах с У ЦзэТянь странные культы? Для начала, Ветере Лояна, слова "сорняки должны быть уничтожены" намекает строго на даосское происхождение культа, просто потому, что других в то время хоть с какой-то философией не могло быть. Далее, "мотылек летит на пламя... перерождается" - аналогично. Странность, в том, что в Ветре Лояна родственники императрицы из клана У используют для политических целей адептов культа, а в Долгой Песне подобным занимаются родственники почившего супруга из семьи Ли. Империя ведет успешные войны с корейцами, с тибетцами, с каганатом, но именно даосские культы показаны как главные враги империи, и ни слово о том, сколько даосского в поступках императорской супружеской пары, две дорамы как сговорились, почему? Сложно сказать, что было в голове создателей, могу лишь предположить, что это своего рода социальный заказ негативное показывать любые мистические учения, потому, что в Китае до сих пор с ними проблемы.

И развеем пару мифов о У ЦзэТянь. Через два года после смерти мужа сошлась с буддийским монахом Хуайи. Рассказывают сказки, что это, мол, буддийская община подложила красавчика под тоскующую вдову. Враки, исторические хроники рассказывают, что этот Хуайи был торговцем маслом, его приметила племянница императрицы, показала тете, он ей приглянулся, и чтобы мог в любое время приходить во дворец - постригла в монахи. Вдовам тоже нужна ласка, особенно даосским. Через 8 лет дружбы Хуайи в порыве ревности поджег зал Минтан и был казнен.

Монахи они такие
Монахи они такие

Вообще, рассказы о том, что У Мей была рьяной буддисткой сильно преувеличены. Даосизм она поддерживала не меньше, но когда под ней шаталось кресло, то любовь к буддийской общине начинала бить фонтаном. Даосизм по прежнему не любят в Китае, молчат чего и сколько было подарено от ее имени даосам. И миф второй, о запредельной любвеобильности. Так же выдумка. До смерти мужа не было никаких свидетельств измены, после смерти приписывают четырех, два из которых появились одновременно после 70 лет. Для адепта Канона Чисто Девы как-то скромно. Кстати, и муж (но это не точно) скорее всего был ей верен, во всяком случае, после её появления в гареме, ни от кого больше у него не было детей. Далее, несмотря на то, что на многих гравюрах изображено то, что якобы является церемонией, придуманной ею, «облизывание тычинки лотоса», это всё лишь выдумка. По крайне мере, ее министры не жаловались, что им приходится проходить эту процедуру, но может и скрывали. Императрица дорожила общественным мнением, старалась не давать поводов для слухов о падении морального облика, если что и было, то не на показ, скрытно от любопытных глаз.

По многочисленным просьбам - много текста, наслаждайтесь, исправлять и улучшать буду завтра )

Китай и Айвазовский.
Китай и Айвазовский.