Очень обширная тема, не на одну публикацию. И частенько попадается в дорамах. Продолжение темы А на сегодня все...
Очень обширная тема, не на одну публикацию. И частенько попадается в дорамах. Продолжение темы А на сегодня все...
...Читать далее
Очень обширная тема, не на одну публикацию. И частенько попадается в дорамах.
- Первое, что бросается в глаза, — западные ученые никак не могут определиться, «что есть даосизм?», а китайцев совсем не беспокоит полифоничность даосизма. Первые говорят: «Да эти китайцы всё свалили в кучу и сами не понимают, чего говорят», а им отвечают: «Дао во всем, и у него множество проявлений, его не поймать в (научные) сети». Обе стороны правы, все зависит от точки зрения, в публикации больше придерживаюсь китайской.
- Ни одно учение в Китае не подверглось настолько «эффекту звездного неба», как даосизм. С момента, как Лао Цзы (примерно пятый век до нашей эры) поведал о Дао в трактате Дао Дэ Цзин (Учение о Пути и Силе), и до сегодняшнего дня даосизм многократно менял учителей, направления, исчезал, трансформировался, доминировал, но никогда не терял главную мысль Лао Цзы — всё сущее постоянно меняется согласно порядку вещей, т. е. Дао.
- Отсюда и универсальность даосизма для китайцев — любое учение, где упоминается Дао как основа сущего, может считаться (для них) даосизмом. Удивительным образом, западные попытки определить даосизм через признаки, без учета основы учения, обречены на провал.
- Забавное, что и нынешняя наука считает, что законы, управляющие всем в нашем мире (Дао), прячутся где-то за пределами пространства и времени, в некой «пустоте». Это слишком смелое допущение, но, возможно, некими практиками можно их постичь. Почему бы это не быть даосским практикам?
- Учение о Дао легко подмешивается к другим учениям, создавая свое новое направление. Изначально даосизм спорил с «конфуцианством» (в общем смысле, а не конкретно с Конфуцием или его учением) о природе власти и обрел форму политического течения. Затем трансформировался в полноценную религию, как учение о бессмертии, и обрел статус ортодоксального школы «Небесных Наставников». Когда буддизм пришел в Китай, то появились школы даосизма с буддийскими оттенками.
- На сегодня полифония даосизма простирается от корней в народных верований вроде Маошаньской («Высшая Чистота») ветви до бесчисленных даосистских ересей, где каждый суслик себе агроном, а заодно и император. Даосские ереси часто становились причиной народных волнений.
- Даже корни нынешней очень проблемной для Китая секты Фалуньгун питаются от учения о учителе, достигшем бессмертия. Еретическое учение легко распознать, потому что его сторонники считают, что для достижения бессмертия нужно немедленно переписать всё своё движимое и недвижимое имущество на личные счета «учителя».
- Об истории и разных течениях даосизма расскажу в другой раз, но можно сказать, что практически во всех (может, и во всех, просто не знаю всех) школах есть четыре базовых понятия: Дао, Дэ, У-Вэй и Пу. Удивительным образом дорама «Страж Дафэна» в художественной форме иллюстрирует каждое из них.
Продолжение темы
А на сегодня все...