«Говорят, что пирамида Мискона, или Мисган Мейв, в Слайго — это могила жены короля Оллиола из Коннахта, который жил примерно за столетие до времен Святого Патрика. Местное имя королевы — каким бы оно ни было — было преобразовано в Мод. Холм Нокнареа, на котором воздвигнута пирамида, — это мыс, выходящий на залив Слайго. Сама пирамида состоит из огромной кучи мелких камней. Она имеет форму овала. Окружность составляла 630 футов (192 метра) у основания и 292 фута (89 метров) наверху. Высота не одинаковая - 80 футов (24 метра) в одной части и всего 67 (20 м) в другой. Пропорции овала составляли 100 футов к 85 футам, или 20 к 17.
К 1837 году этот памятник значительно уменьшился в размерах из-за удаления камней для различных целей. Тогда он имел размеры всего 590 футов у основания, а его самый большой диаметр наверху составлял 60 футов. Основание этой пирамиды окружено кругом камней, горизонтально расположенных как своего рода [подпорная]стена для предотвращения оползания пирамиды. По соседству с этой большой пирамидой находится много маленьких кромлехов (кругов камней), среди которых были найдены различные орудия из камня.»
Это описание оставил сэр Джон Лаббок в книге «Наши древние памятники и земля вокруг них» в 1880 году. Пусть на его совести будут королева Мод и сто лет до Патрика, тогда и не такое выдумывали. Написание имён в книге я сохранила, чтобы передать приметы времени - кельтомания, которая охватила Ирландию, без знаний и опоры на факты.
Главное, что курган королевы Мэв на вершине горы Нокнареа, хотя был хорошо известен и посещаем, пострадал от вандалов гораздо меньше, чем подавляющее большинство неолитических гробниц, и даже НьюГрейндж, который интенсивно исследуют вот уже почти триста лет. Вероятно, в эпоху ранней бронзы все неолитические гробницы выглядели именно так. Спасло курган королевы Мэв не ответственное отношение местных жителей, а подлая репутация женщины, с которой памятник связала фольклорная традиция. Её боялись даже мёртвую. На древнеирландском её имя звучало как Медв — медвяная или опьяняющая. Кто такая и чем знаменита, тут: https://dzen.ru/a/ZncdqVWlGkh9YRI6 .
Размер кургана несколько преувеличен. Длина его всего 60 метров, высота 10, и едва ли он прежде был намного больше, но всё равно это очень много. На отсыпку ушло 30000 тонн камня, который добыли тут же, на плоскогорье. Большая часть плитняка была выломана в карьере всего в 300 метрах от кургана.
Высота холма Нокнареа 327 метров. Панорама, которая открывается с площадки кургана, охватывает 60-80 км во всех направлениях. Памятник занимает узловое место: с холма Шриилога над полями Кейды (на канале тут: https://dzen.ru/a/ZxqAUao2OAeHt7Yn) видно, что солнце в равноденствие восходит прямо над курганом Мэв, а с Моитуры, от разрушенной гробницы, которая называется Шии Лу, солнце в равноденствие садится прямо за курганом. От гробницы Шиимор, также не открытой, то есть полностью погребённой под насыпью, солнце над курганом Мэв восходит в день летнего солнцестояния.
«Продвигаяст дальше, с великим трудом, частью верхом, частью пешком, поднялся на эту высокую гору; прибыл к гробнице королевы Мод, жены Олиолла, короля Коннахта в четвертом веке. Этот памятник представляет собой огромную пирамиду из маленьких камней высотой шестьдесят футов; начертил, спланировал и измерил. С вершины виден Атлантический океан и все окрестности карна [гробницы] Нокнареа; на вершине полно маленьких домиков, похожих на те, что дети делают из плоских обломков сланца. Мистер Ирвин сказал мне, что каждый, кто приезжает туда, возводит такой, и согласно обычаю мы взяли камни, похожие на сланцы, из которых состоит холм, и сделали по одному на каждого.» Это отрывок из путевых заметок антиквара Габриэля Беранже, посетившего эти места в 1799 году.
Если сравнить этот рисунок с изображениями НьюГрейндж до проведения раскопок (о НьюГрейндж тут: https://dzen.ru/a/Z5M35a5QggTzXq0Z), сходство поразительное. У архитекторов и археологов до сих пор нет единого мнения о том, насколько аутентична впечатляющая облицовка из белого кварца, которую возвели в ходе реставрационных работ под руководством Майкла О'Келли. Этот фасад никак не мог держаться без бетонной подпорной стены, так что там было нечто другое. Или, как вариант, ничего не было, просто кварц, разложенный на склоне.
Вершина кургана королевы Мэв слегка вдавлена в виде блюдца. Та же самая особенность и у отсыпки гробницы Карнс Хилл Уэст. Хотя курган королевы Мэв и прекрасно сохранился, в настоящее время он много терпит от туристов. Во-первых, многочисленные посетители пробили козьи тропы на склонах, что плохо для стока дождевой воды — недалеко до оврагов. Вероятно, когда-то курган был покрыт кусками белого кварца, который добывали поблизости, возле Круахана. Туристы с энтузиазмом растаскивают остатки облицовки, выковыривая то, что не успели украсть до них, в более ранние времена. На склонах холма видны многочисленные ямки там, где ещё недавно были белые кристаллы. Увещевания не действуют. С тем же успехом можно разговаривать со стеной.
До кургана королевы Мэв руки у археологов не дошли. Место труднодоступное, без спецтехники там нечего делать, и требуются дополнительные средства для консервации памятника и реставрационных работ. Однако, первоначальные, «разведочные» исследования всё-таки были проведены. В 70-х годах перед раскопками Карроумор сюда приезжал шведский исследователь Стефан Берг, тогда ещё бывший студентом. Свои наблюдения он обобщил в диссертации и впоследствии опубликовал в 1995 году в монографии «Пейзаж памятников». Берг обратил внимание на то, что вокруг кургана или под ним расположена платформа-насыпь до 6 м шириной. Рядом с курганом Мэв расположена ещё одна коридорная гробница-спутница, скромных размеров, и вокруг неё платформа сохранилась намного лучше. Впоследствии Берг обнаружил такие же платформы у гробницы Карнс-Хилл, под пирамидой в Листогиле в Карроуморе и в Нокнаши.
Берг обратил внимание на то, что на склоне насыпи и вокруг кургана было некогда шесть колец камней. Сохранились они плохо, так как насыпь тревожат, и плитняк сползает, засыпает их, а камни тупо воруют для инсталяций. Кольца камней известны и на других коридорных гробницах. Внутри кольца встречаются кострища, на некоторых памятниках они обозначают условные дворики перед входом — то есть, в древности там происходила какая-то движуха ритуальная деятельность.
Ещё одним важным элементом ландшафта были два опорных камня: высокий и угловатый валун, оставленный ледником на юге и плоский — на севере. На южном камне просматриваются петроглифы в виде отпечатков чашек. Северный очень похож на кроющий камень цисты — ящика, в котором люди колоколовидных кубков хоронили важных членов общества. В ряд с этими камнями, по обе стороны от кургана, расположены небольшие гробницы.
К археологическому ландшафту Нокнареа относится ещё шесть памятников. Пять гробниц небольшого размера, сильно разрушенных, расположены на плоскогорье, а большое кольцо камней — на восточном склоне. В склонах горы, преимущественно на северном склоне, найдено 27 пещер, и в одной обнаружены человеческие останки, захороненные ещё в неолите. Близ вершины имеются остатки фундаментов нескольких неолитических домов, почти два с половиной километра древних каменных изгородей к югу от вершины, а ещё на восточном склоне есть карьер, в котором добывали кремень.
Королева Медв не была похоронена в кургане, которому дали её имя. История, относительно поздняя, была пришита к истории о вполне историческом персонаже — короле Коннахта Оане Беле, смертельно раненном в битве с уладами в 531 году на склонах этой самой горы. Коннахты использовали против противника стадо быков. Побоище было такое, что вода в реке Шелли стала красной от крови (литературщина, не моя). Оан Бел приказал похоронить себя лицом на север, с окровавленным дротиком в руке, в месте, через которое улады бежали от коннахтов. После этого улады всё время проигрывали в стычках и не смогли совершить ни одного успешного набега. Так длилось раз за разом, пока улады не узнали о последней причуде Бела. Тогда они нагрянули толпой, выкопали останки короля, утащили к себе за речку и похоронили в Калри лицом вниз. Магия была разрушена, шансы уравнялись.
По понятной причине, места таких магических погребений проблематично найти, как и подтвердить или опровергнуть их существование.
С Нокнареа связана ещё одна история — о красной женщине, которая, возможно, была воплощением Гаравогу (река Шелли, согласно поверьям, принадлежит этой старушенции и даже носила одно время её имя — но бабка в речке не жила, просто пользовалась, это не водяная богиня). Красная женщина, в совершенно ином контексте и антураже, появится в сагах ещё один раз — в Уладском цикле саг. С ней не так всё просто, как хотелось бы.