Давеча в статье о водных богинях и волшебных колодцах я упомянула Бру на Боин — чертог Дагды, бога из племени Дану, если и не очень почитаемого, то всем в Ирландии известного с незапамятных времён. Жил он внутри священного холма — шии, то есть сида, в котором хранились сокровища: котёл, в котором пищу можно было сварить на любую компанию — всё равно на всех хватало, арфа, которая играла сама, и от звуков её всё в Ирландии росло и процветало, но без разрешения хозяина она не издавала ни звука, и палицу, да не простую: одним концом стукнешь — убьёшь насмерть, вторым — воскресишь. И ещё в Бру на Боин имелась волшебная свинья, которую резали каждый день, а на закате она самособиралась из костей и жила дальше до следующего убоя. Сдаётся мне, зверюгу держали не в самом дворце, потому что некоторое время Дагда был королём племени Дану, а там, где живёт король, хрюшек нет: он не только смотреть на них, и обонять их не имеет права. Так что, в Бру на Боин работало четвёртое измерение, позволявшее расширить пространство.
Всё у Дагды было замечательно, пока сыночек меньшой, Энгус Ог, не отжал у папаши недвижимость, поймав на слове. У Дагды были и другие шии, а у Энгуса Ога — ничего, так что пожелания у дитяти были не такие уж избыточные, да и Дагда в бомжа не превратился. Правда, королём племени быть перестал, его сменил один из старших сыновей, Бов Дерг. Энгус ждал своей очереди. Но это другая история.
Должна Вам сказать, что такую красоту, как сейчас, предки ирландцев не наблюдали тысячи лет, да и жить в этом чертоге было страшновато и тесно — это неолитическая коридорная гробница. Вскоре после того, как она перестала использоваться по назначению, добрые люди завалили её щебёнкой и камнями, насыпав поверх кургана солидную кучу булыжников и щебня, придав форму усечённого конуса, поверх водрузили стоячий камень, а вокруг установили кольцо камней. Всё как в Листогиле. Так что, творцы мифов вовсе не обязательно знали, что находится внутри волшебного холма.
В случае НьюГрейндж, можно сказать, что иногда судьба «старых камней» - вопрос везения. Курган Медв выше, Карроукил больше, а Листогил — старше. НьюГрейндж доступнее, и заинтересовались им раньше, чем другими, в этом всё дело.
НьюГрейндж строили несколько столетий. Это не одно сооружение, а целый ландшафт, но внимание привлекает гробница, которая по-ирландски называется Шии на Вру. Её-то чаще всего и фотографируют. В настоящее время, после череды реставраций, эта постройка времён позднего неолита стала частицей Всемирного наследия ЮНЕСКО, и даже думать странно, что Ирландия могла легко лишиться её, как и многих памятников подобного типа.
Всё началось с того, что некий сквайр Чарльз Кэмпбелл взял в аренду большой земельный участок 14 августа 1699 года — вскоре после битвы на Бойн, которая сильно поменяла списочный состав ирландских землевладельцев, особенно на востоке острова. Новый хозяин жизни начал с прокладки дорог, для которых требовались камни и щебень. Наличие здоровенного конического холма сильно его порадовало. Там и организовали каменоломню и возили оттуда стройматериалы, пока рабочие в один прекрасный день обнаружили подобие портала из мегалитов, украшенных резьбой (в бороздках ещё живы были остатки краски) и низкий проход внутрь холма, с самого начала напоминавшего пирамиду — пирамидой он и оказался. Кэмпбелл что-то успел прочитать и увидеть в своей жизни — хотя бы на картинках , и оценил перспективу: щебёнка стоила заведомо меньше, чем проход зевак, которые приедут посмотреть и, глядишь, что-то и купят. Курочить Ши на Вру прекратили, напротив, занялись разбором завала и уборкой. Кольцо стоячих камней вокруг гробницы поправили, что смогли — вернули на место.
Но чтобы пиар-компания не была сбита на взлёте, требовалось срочно подключить к ней настоящих знающих людей, уважаемых и известных в научном мире. Чарльз Кэмпбелл заманил самого Эдварда Ллуйда, хранителя Музея Ашмола в Оксфорде — нового научного и просветительского учреждения, в котором было запланировано собрать коллекцию древностей со всего известного на тот момент мира. Ллуйд — основоположник кельтологии, действительно выдающийся знаток старины. Лучшей кандидатуры было не найти.
Ллуйд подошёл к делу серьёзно: всё осмотрел, обмерил, кое-что зарисовал, опросил расхитителей свидетелей. Из его писем и отчётов следует, что в гробницу, которую он последовательно называл пещерой, ведёт длинный коридор. Потолок в начале такой низкий, что пришлось ползти на четвереньках, затем постепенно повышался и в конце достигал высоты 20 футов — около шести метров. В глубине Ллуйд обнаружил три камеры. У входа в левую находилась каменная чаша, в правую — две чаши, маленькая была установлена внутри большой. Не смотря на то, что давно не было дождя, в чаши с потолка капало. Ллуйд решил, что это приспособления для жертвоприношения — чтобы ни одна капля крови не пролилась на грязный земляной пол, засыпанный какой-то каменной крошкой и костяным мусором. Работяги, которые первые попали внутрь, рассказали, что костей было много, а в глубине — череп оленя или лося. Кости к приезду учёного то ли стащили, то ли выкинули — Ллуйд обнаружил только обломки оленьих рогов и обломки костей животных. Стены были украшены варварской резьбой по камню только в камере гробницы. Ллуйд описал также орнаменты на портале и лежачем камне у входа (три спирали из «безголовых змей», соединённых хвостами). А ещё в отсыпке холма, не внутри, нашли золотые римские монетки чеканки императора Валентиниана.
Гробницу приписывали, по старой традиции, Данам, но Ллуйд сразу же понял, что при данах гробница уже стояла, и римляне её тоже не строили — слишком уж дикарское убранство. Он записал склеп на счёт предков ирландцев.
Несколько позже в НьюГрейндж наведался знакомый Ллуйда — француз Тома Молинью, врач по образованию, натурализовавшийся в Ирландии. Он оставил в наследство научному сообществу труд « О курганах, фортах и башнях, построенных данами». Молинью кое-что зарисовал, правда, не слишком точно. Даже в XVIII веке люди, рассуждавшие здраво, не принадлежали к секте свидетелей пяти захватов Ирландии. Перу Молинью принадлежат строки: «Хотя большинство народов склонны впадать в тщеславие, выдвигая своё происхождение из более древних источников, чем те, за которые может поручиться истина или заслуживающий доверия авторитет, однако ни один народ не зашел в этой экстравагантности дальше, чем аборигены Ирландии, которые дерзнули до такой степени выдумывать в своих родных хрониках, что не только вывели свое происхождение от поколений, живших около потопа, но и сочинили допотопные истории и басню о племяннице самого Ноя, высадившейся на этом острове.» Опусы Киттинга и «Анналы четырёх мастеров» действительно — источники сомнительные, но фольклорная традиция в этом качестве ещё хуже. Молинью радикально ошибся в датировке, как и местные жители и народная память.
В конце XVIII века НьюГрейндж посетил губернатор колонии — Томас Паунолл. Помимо того, что он был правительственным чиновником, человек этот был образованный и увлечённый древностями. Чтобы лезть в гробницу, учитывая её аварийное состояние, нужно было проявить недюжинную храбрость. «Эта галерея у устья имеет ширину три фута и высоту два фута. В тринадцати футах от устья она имеет ширину всего два фута два дюйма у основания и неопределенную ширину и высоту. Четыре боковых камня, начиная с пятого с правой стороны, или восточной стороны, сейчас наклонены на противоположную сторону; так что здесь коридор едва проходим. Мы пробирались, ползая на руках и коленях, пока не добрались до этой части. Здесь мы были вынуждены повернуться на бок и упереться одним локтем и одной ногой. После того, как мы миновали это узкое место, мы смогли встать; и постепенно, по мере того, как мы продвигались дальше, мы могли ходить прямо, так как высота над нами увеличивалась с шести до девяти футов.» Это строки из отчёта Паунолла, опубликованные в журнале Archaeologia, or, Miscellaneous tracts relating to antiquity / Society of Antiquaries of London vol. 2 (1773). Паунолл был первым из исследователей, кто привлёк к работе рисовальщика. Правда, им был местный школьный учитель, но необходимыми навыками он обладал. Благодаря этим людям, известно, что насыпь имела форму усечённого конуса и была намного выше, чем сейчас. Паунолл внимательно рассмотрел всю резьбу по камню и нашёл то, что искал. Для него очевидно было, что НьюГрейндж не моложе поздней Римской империи, а потом он нашёл финикийские письмена. Тот, кто знает, что должен найти, всегда обретает желаемое. Кельтское возрождение оживило интерес к «старым камням», на сей раз с точки зрения друидической мудрости, необходимой для такого строительства. Тут же нашли произведения друидов.
Только в конце XIX века была проведена топографическая съёмка, а ирландцам вернули их историческое наследие. Никаких больше данов и римлян с финикийцами, сугубо доморощенные строители, и даже не друиды — каменный век. Почитатели друидов немножко повозмущались, но успокоились.
А потом, уже в двадцатом веке, проведены раскопки по правилам, выяснили, наконец, как выглядело кольцо камней, на которые опиралась насыпь, и нашли каменный цоколь. Установлено, что солнце освещает погребальную камеру на рассвете летнего солнцестояния. Кроме того, имеются несколько камней - «тумб», указывающих на другие астрономические и ландшафтные ориентиры. Раскопки показали, что на внешней стороне плит, образующих погребальную камеру, были выбиты дорожки для отведения воды, которая просачивается во время дождя сквозь насыпь. В погребальную камеру поступало ровно столько, сколько нужно для наполнения чаши.
За раскопками последовал капитальный ремонт: стоячие камни вывели на вертикаль и укрепили, после чего восстановили насыпь и облицовку. Как всегда, без новодела во время реставрации не обошлось, и стенка в горошек — находка художников, а применение бетона для фиксации облицовки привело к тому, что нарушились дренажи и начались оползни.
К сожалению, именно из Шии на Вру генетический материал крайне скуден — гробница загажена современным ДНК бесчисленных посетителей, кости в очень плохом состоянии и со следами кремации. В центральной камере обнаружено нетронутое захоронение времён неолита. Из пяти человек ДНК смогли выделить только у одного. Его родители были очень близкими родственниками: либо братом и сестрой, либо отцом и дочерью.
Следующий прорыв связан с радиоуглеродными методами датировки.
- Во-первых, оказалось, что кольцо камней, на которое обратил внимание уже Ллуйд, младше самой гробницы и появилось примерно в 2000 году до новой эры(плюс-минус 25 лет), когда у Ирландии были уже новые хозяева. К этому времени захоронения давно прекратились — если не считать оленей, которых неолитические земледельцы определённо не застали, а завезли и развели кубочники. Или вход завалили нарочно? Вопрос о том, как выглядела насыпь в разное время, открыт. Не исключено, что народ колоколовидных кубков закопал в конце концов чужих покойников вместе со склепом, увеличив курган и придав ему новую форму.
- Во-вторых, вплотную к гробнице было построено полукольцо из брёвен, поставленных вертикально в три ряда. С берега реки сквозь этот «вудхендж» можно было наблюдать за восходом солнца летом и луны зимой, то есть, сооружение выполняло функцию календаря.
- В-третьих, существовал ещё один вудхендж, построенный в самом конце неолита или самом начале бронзы — диаметром 20 м. От него остались только ямы, заполненные глиной и углями от сгоревших брёвен. Похоже, некоторые использовали повторно.
Бронзовый век археологов интересовал не так, как неолит. Во всяком случае, он не казался столь же захватывающим, однако знания в области астрономии сохранились, как и практика астрономических наблюдений. О них я сделаю отдельную статью.