Найти в Дзене
Воздух Писателя

Какие книги ищут крупные издательства? Отвечает литагент

Оглавление

Эта статья написана писателем и литературным агентом Еленой Зотовой. Суммарные продажи написанных Еленой книг составили больше 100 000 экземпляров, а её агентство спродюсировало несколько успешных нон-фикшн книг, в числе которых спортивный бестселлер — биография фигуристки Александры Трусовой.

Передаю слово:

Возможно ли пробиться в издательства?

На писательских форумах популярно утверждение, что книги авторов-новичков крупным издательствам не интересны и попасть в ЭКСМО или АСТ можно лишь «по блату». Разумеется, это не так. Издательства постоянно ищут новые имена и новые книги, которые могут стать бестселлерами. Ради этого оплачивается работа рецензентов, редакторы ежедневно просеивают соцсети, платформы самиздата и отслеживают лонг и шорт листы различных литературных конкурсов и премий. История многих ныне популярных авторов началась именно с отправки рукописи на ящик издательства или публикации своей книги на Ридеро.

Моя собственная история начинающего автора полностью подтверждает вышесказанное. Я, не имея никаких знакомств в мире литературы, получила сразу три предложения от ЭКСМО, Астрель АСТ, АСТ Времена на издание своего первого сборника рассказов на гонорарной основе. Причем, в издательства я попала разными путями: АСТ Времена нашли книгу на платформе самиздата, в ЭКСМО отправила рукопись через ящик на сайте, а также приняла участие в литературной премии Рукопись года, которую проводил Астрель АСТ. Поэтому на собственном опыте могу утверждать, что все эти пути – вполне рабочие варианты. Особенно в последние годы, когда западные издательства перестали продавать права на свои бестселлеры и часть наших известных авторов попали в списки иноагентов.

Но каким бы ни был дефицит материала в издательствах, все равно значительная часть авторов, отправляющих свои рукописи на рассмотрение, получает отказы.

Так в чем секрет и что ищут редакторы издательств?

Конечно же, ищут рукописи с высоким коммерческим потенциалом. Понимаю, что слово «коммерческий» обидит многих начинающих авторов, которые считают, что презренные деньги убивают литературу, но на самом деле, коммерческий потенциал – это показатель востребованности книги у покупателей. Будет ли читателям книга интересна настолько, что они пойдут в магазин, выберут ее на полке и отнесут на кассу? Чем выше коммерческий потенциал, тем больше количество этих людей.

И да, бытует мнение, что главное – побольше денег вложить в рекламу и купят все. Но это убеждение далеко от истины. Реклама может только помочь, подтолкнуть, но если база слабая, если тема не интересна читателям, а текст написан из рук вон плохо, то деньги, вложенные в продвижение, пойдут на ветер. Таких примеров уже достаточно, когда в рекламу собственной книги самостоятельно вкладывали миллионы рублей – и на выходе получали полный пшик.

На писательских форумах среди начианющих авторов есть популярное мнение, что, мол, становятся популярными те, кто вложил много денег. Нанял литературного агента, который «купил» своему клиенту литературную премию, зафрахтовал теплоход с блогерами и развесил по Москве щиты с рекламой книги. И вот уже полностью бесталанная книга получает статус национального бестселлера, ее читают сотни тысяч... На это хочется ответить одним: «Так тоже наймите, зафрахтуйте, разрекламируйте. Нет денег? Отделения Сбера в каждом районе. Берите потребительский кредит, ведь чем рискуете? Если все дело в рекламе? Сразу книга станет бестселлером, продастся на экранизации и переводы. Автор заработает не только славу, но и кучу денег. И с банком расплатится, еще и в прибыли будет». Но, разумеется, я ёрничаю и крайне не советую так делать.

Итак, коммерческий потенциал (высокий или низкий) есть у любой книги, фильма, нового сорта колбасы или модели кроссовок. У всех товаров и услуг, за которые продавцы хотят получить деньги от покупателей.

Как написать книгу с высоким коммерческим потенциалом?

Собственно, здесь ответ на вопрос «Для кого пишет писатель? Для себя или для читателей?».

Если писательство для человека – это психологическая разрядка, он переносит на бумагу то, что ему кажется важным без оглядки на читателей и их интересы, то вряд ли книга будет иметь успех в продажах. Ведь платит автору как раз не издательство, а конечный потребитель, оплачивая текст из своего кошелька. И покупают, чтобы приятно провести время с книгой, а не принимать на себя то, что какой-то незнакомый человек выплескивал на бумагу, чтобы не сойти с ума.

И наоборот, есть авторы, которые полностью подстраиваются под вкусы читателей и начинают «гнать попсу».

Я думаю, что секрет успеха — где-то посередине. Когда ты пишешь книгу с оглядкой на читателей, когда знаешь, кто они, где и в каком месте засмеются или заплачут, знаешь, что им будет интересна история героев. Но при этом, тебе и самому эта история очень интересна. Ты вкладываешь в книгу свой опыт, часть себя. Сам тронут, сам плачешь и смеешься.

Можно ли заранее оценить успех в продажах и коммерческий потенциал книги?

Конечно. Именно этим занимаются редакторы и маркетологи издательств, разыскивая в тонне присланных рукописей будущие бестселлеры. Также как кинопродюсеры оценивают сценарии с точки зрения «Пойдут зрители на фильм или нет? Какую кассу соберет в прокате?», а маркетологи изучают спрос аудитории и потенциальные продажи на кроссовки на каблуках, колбасу со вкусом пива и прочие новые продукты, в производство которых надо вкладывать деньги.

Что делает книгу успешной в продажах?

Высокие оценки базовых четырех параметров:

  • востребованность темы и жанра у читателей,
  • язык, соответствующий жанру,
  • профессиональное построение сюжета и структуры текста,
  • авторская платформа (наличие у автора собственных читателей, которые ждут выхода новинки и раскупят тираж).

Дополнительными бонусами служат юмор в тексте, богатый материал, который лег в основу, экспертность автора, потенциал к экранизациям и номинированию на литературные премии, потенциал к продаже прав на переводы. Юмор в тексте, кстати, сразу дает много очков книге, так как юмор очень востребован у читателей. Что-то из оценок за базовые параметры может проваливаться (допустим, больная тема новичков – это авторская платформа), но тогда другие параметры должны быть на высоте. Это как оценка за ЕГЭ у выпускников школ. Что-то сдал лучше, что-то хуже, но при поступлении в вуз нужен общий балл за 3-4 ЕГЭ.

Что издательства считают успешной книгой?

Возвращаемся к издательской теме. Выпускать тиражи в 300-500 экземпляров – невыгодно. С учетом больших затрат на подготовку и высоких цен на печать мини-тиражей, на выходе получается очень высокая себестоимость и оптовики книги по 500-700 рублей не берут. Так как им еще надо прибавить свою маржу. А значит, розничная цена для покупателей будет совсем неподъемной и продать ее будет практически невозможно.

Стартовый тираж в крупных издательствах сейчас составляет 2000 экземпляров. И издательство, как инвестор, вкладывающий в проект от 600 000 рублей до 1 миллиона рублей, хочет свои деньги вернуть. Соответственно, ищут книги с потенциалом продаж не менее 2000 экземпляров бумаги за первые полгода. То есть должен быть не только качественный текст, но и жанр, который хорошо покупают в бумажном исполнении, тема, интересная читателям настолько, что за нее заплатят деньги, очень желательно известное имя автора, которое привлечет покупателей и еще ряд достоинств. Кстати, на полной продаже стартового тиража, как правило, издательство ничего не зарабатывает — это лишь возврат вложенных в проект денег. Заработки начинаются, когда книга хорошо продается, магазины просят еще, идет выпуск дополнительных тиражей (в которых уже нет вложений в редактуру, макет и т.д.), когда вслед за первой успешной книгой, писатель запускает вторую, третью… Ему открывают собственную серию. Так как с каждой новой книгой известность имени растет. Кто-то, покупая новинку, берет еще 1 и 2 части и наоборот. Но это уже следующая история…

Итак. Можно ли новичку попасть в крупное издательство на гонорарную основу без блата? - ДА. Я и еще множество авторов – прекрасный тому пример.

С чего начать автору?

Для начала разослать рукопись по издательствам, загрузить на платформы самиздата, разослать по литературным премиям, вести соцсети, в которых собирать будущих читателей и покупателей. Если книга сильная, то за первый год обязательно где-то выстрелит.

Если не срабатывает ни один путь – значит, чего-то в книге не хватает. Лучший вариант – отдавать литературному агенту, работающему с крупными издательствами, на оценку. Разбирать, почему идут отказы, где и в чем проваливается книга, как можно переделать. Вообще, если речь идет о профессиональном подходе, то правильно просчитывать востребованность темы и жанра у читателей и будущие продажи еще до начала работы над текстом.

Опытные писатели именно так и делают. Если появилась в голове блестящая идея — идут к своему редактору и вместе определяют, будет ли книга интересна читателям настолько, что за нее заплатят деньги? Есть ли покупательски активная аудитория для этой темы? Если прогноз положительный, то заключают с издательством договор авторского заказа и принимаются за работу. И уже, после того, как поставил точку, нет проблем с «пристроем» — так как издательство ждет готовую рукопись и сразу отправляет ее в работу. И именно поэтому на полках книжных магазинов вы видите одни и те же имена. Они не пишут в «воздух», а работают профессионально.

Что же делать новичкам, у которых нет своего редактора в издательстве? Самый оптимальный вариант – советоваться с литературным агентом, работающим с издательством и делать анализ коммерческого потенциала будущей книги. На стадии идеи можно скорректировать жанр, тему, подобрать издательство в котором есть серии под книгу. И уже тогда, после окончания работы, не будет нескольких лет мытарств «по пристрою» написанной книги и огорчений от постоянных отказов. Да, услуга анализа коммерческого потенциала у всех агентов платная, но зато помогает сэкономить месяцы и годы жизни и быстро выстроить писательскую карьеру. С изданием в крупных издательствах, собственными книгами на полках магазинов, тысячами читателей, прессой, литературными премиями, продажей прав на экранизации и переводы.

Но заключить договор с ЭКСМО или АСТ – это лишь начало. Самое интересное начнется впереди. Эта тема, пожалуй, не менее важна, так как многие начинающие авторы в силу отсутствия опыта делают серьезные ошибки. Как правильно выстроить писательскую карьеру после попадания в крупное издательство – поговорим в следующей публикации.

Автор: Елена Зотова, литературный агент, писатель, сценарист

---

Задавайте свои вопросы Елене в комментариях!

---

От автора канала “Воздух писателя”:

Опыт, которым Елена готова поделиться, настолько огромный, что мы запланировали целую серию статей с освещением лайфхаков и того, как на самом деле обстоят дела в работе писателей, агентов и издательств.

Темы следующих статей:

- Почему для начинающего автора очень важен выбор жанра и темы?

- Сколько и на чём зарабатывают топовые (и не очень) авторы?

- Зачем писателю литературный агент?

- Как писателю «премиальной прозы» заявить о себе?

Публикации будут выходить раз в неделю. Обязательно подписывайтесь на мой канал и на канал Елены!