"Первый шаг к достижению этих целей – помочь вам осознать, что вы гораздо больше, чем вас учили"
И снова Ричард Шварц и его система внутренней семьи IFS. Видимо, так было нужно, чтобы к этой теории я вернулась вновь.
Для справки - ранее я читала “Мои разные Я”. Система Шварца не только расширила взгляды на мир (это один из самых верящих и человеколюбивых авторов, что я встречала), но и дала новые инструменты для самопознания. Методикой IFS продолжаю пользоваться по сей день.
“Внутренние семейные системы” написана позже, но, по сути, дублирует книгу “Мои разные Я”, только более понятно и доступно разъясняет внутреннее устройство личности по системе внутренней семьи IFS. Теперь, выбирая из двух, если вас заинтересует тема - точно рекомендую более свежую работу автора. Именно по структуре и принципу донесения информация она показалась мне проще для восприятия.
Очень коротко: Ричард Шварц, доктор психологических наук, разработал систему IFS, которая предполагает множественность личности. И речь здоровом человеке 😊 Это значит, что наше сознание можно разделить на центральное звено – Шварц называет это «селф», а также дополняющие суб-личности, каждая из которых обладает своими взглядами и ключевыми ролями. Своё видение он хорошо объясняет, опираясь на разные другие знания и данные.
То, что мы называем мышлением, часто оказывается нашим внутренним диалогом с различными частями нас самих
И верно, как часто мы сами говорим о своих переживаниях в ключе, что одна часть меня желает, а другая часть противится. И тоже вопрос – как рождаются внутренние конфликты? Между кем и кем? Ведь само определение слова предполагает несколько участников процесса. В общем, модель IFS мне понятна, более того, укладывается и в мою общую картину миру, и сходится с тем, что ощущаю в своём мире внутреннем.
Парадигма множественности – признание того, что человеческий разум не един, а естественным образом подразделяется на множество субличностей
Согласно теории Шварца, идеальный процесс жизнетворения строится от лица «селф», а части суб-личности являются помощниками. Но это в жизни без травм и лишений, жизни нереальной. В действительности, сталкиваясь с невзгодами (насилие, жестокость, булинг, измены, несправедливость – жизнь бывает разнообразной до безобразия), наши части приобретают новые, нехарактерные и очень агрессивные роли.
На каменистом жизненном пути мы все в той или иной степени отвергнуты, унижены, брошены и травмированы
За безобразным поведением, хамством, грубостью, зависимостями от алко и прочих веществ и многим другим стоит беда и горе, которого человек тщательно избегает. А если быть точнее – обремененная негативным опытом часть, которая стала борцом и воином, даже настоящим злодеем, чтобы спрятать, оградить и уберечь нас от прошлого. Не всегда, конечно – это не безусловное оправдание человеческих девиаций, но все-таки очень часто именно так внутри всё складывается. Мы не просто знаем таких людей, мы и сами в той или иной степени таковыми являемся.
Но есть еще одна причина, по которой многие из нас не заходят в свой внутренний мир: мы боимся того, что там находится
И тут снова очень жизненно – прожить неприятную ситуацию значит и вместе с ней прочувствовать сложную эмоцию и больное чувство. Ох, как это неприятно в моменте. Проще подавить, заглушить и спрятать – сверхусилием воли и при помощи сподручных средств / веществ / увлечений запрятать в аналы сознания. Именно таким образом мы запираем целые части себя, лишая их права существования.
Помимо этого, другие части истово берегут нас от любого, хоть сколько-то похожего опыта, который создает малейший риск прожить или вернуться в прежнее состояние. Ранее в этом марафоне я читала книгу «Страх близости» Илсе Санд – всё то же самое, только в узком смысле – о приобретенном страхе близости и наших стратегиях защиты.
Глобально Шварц выделяет три обременяющих роли-функции:
· Изгнанники – подавленные и скрытые части, пережившие травмирующий опыт
· Менеджеры – организаторы жизни человека в новых обстоятельствах, забирают на себя руководство от «селф», чтобы защищать сознание изгнанных частей
· Пожарники – части, которые создают и переводят фокус, если менеджер не справился с задачей. То есть переключают внимание любым доступным, чаще всего деструктивным способом с боли / травмы на что-то стороннее. Например, алкоголь, еду или изнуряющую тренировку.
Задача IFS снять вынужденное тяжкое бремя с каждой части и вернуть управление «селф». В книге приведены диалоги из терапии с клиентами Ричарда, а также около-медитативные упражнения, позволяющие уходить в метапоток, существую именно в состоянии «селф». Я их делала! И у меня получилось! Подтверждаю, пребывание и осознание истинного я в моменте – приятно и блаженно за счет необыкновенной пустоты, и оттого лёгкости сознания.
Помимо общего понимания системы внутренней семьи, для себя выделила еще пару любопытных моментов:
1. Ричард Шварц доступно и ёмко пояснил за «селф», что помогло обобщить и усвоить все ранее полученные знания по этой теме. В книге Поток Чиксентмихайи писал об особом вдохновенном состоянии вне тревог и навязчивых мыслей. Пелевин, опираясь на буддистские заповеди, призывал отключать оценку реальности - «это принять все как есть вот прямо сейчас. Научиться жить в «сейчас» без жалоб и экстазов, опираясь на то, что есть в этом миге» (и эту мысль, кстати, он повторяет в каждой книги разными словами). Даниэл Гоулман предлагал развивать и уходить в метапоток – состояние, которое позволяло как бы отсоединяться от потока мыслей и наблюдать за течением каждой отстраненно, без эмоционального вовлечения. Даже Дэвид Линч в книге «Поймать большую рыбу» центральной точкой для получения новых, больших идей наделял именно регулярные медитации – и теперь я понимаю зачем и почему! Высвобождать «селф», отдыхать вне контекста и диалога суб-личностей – необходимый отдых и разгрузка для нашего сознания.
Например, випассана, популярная форма буддийской медитации, предполагает простое наблюдение за каждой возникающей мыслью или эмоциональным состоянием. Чем больше вы замечаете – отстраняетесь, - «вместо того чтобы становиться своими мыслями и эмоциями или отождествлять себя с ними, тем больше расслабляетесь, становясь собой, той частью, которая не равна вашим мыслям и эмоциям
«Селф», – внутренняя мудрость и сострадание, чувство свободы, легкости, раскрепощенности, стабильности, ясности
Исследователь Михай Чиксентмихайи назвал это состояние потоком и выяснил, что оно характерно для всех творческих и высокоэффективных людей
Человек, освободивший «селф», получивший возможность периодически существовать в своем истинном ментальном обличии, становится особенно привлекательным (да, после терапии суб-личности продолжают свою деятельность, но уже в позитивном и продуктивном ключе). И это не о красоте физической – это свет, харизма, особая энергетика:
Перефразируя шутку, у вас создается впечатление, что «свет горит и кто-то дома»
Когда человеком управляет его «Селф», у него есть харизма подлинности
А дальше))) Позволю себе личную трактовку – с чистым, свободным сознанием можно, например, совершить квантовый скачок. Я шучу и нет, это тема для больших обсуждений. Но имею в виду то, что, отбрасывая множественный отрицательный опыт, мы получаем доступ к будущему, где возможно всё, всё, что угодно!
Когда мы получаем такую возможность, у нас появляется то, что буддисты называют умом новичка, – перспектива, в которой существует множество возможностей из-за отсутствия предвзятых представлений и проекций. И напротив, разум эксперта переполнен убеждениями, которые ограничивают восприятие и возможности. Наши части часто думают, что они эксперты в этом мире. У «Селф» всегда ум новичка
2. Запредельная гуманность и абсолютная любовь Ричарда Шварца к своему внутреннему миру! Очень вдохновила.
Мы по сути хороши до мозга костей
И действительно, как много сил порой мы тратим на безуспешную борьбу с некоторыми своими внутренними проявлениями, в то время как их можно пожалеть, посочувствовать и полюбить.
Трудность в том, чтобы испытывать любопытство или сострадание к эмоциям или убеждениям, которые вы привыкли ненавидеть и от которых хотите избавиться
Имеет смысл установить с ними авторитарные, принудительные или пренебрежительные отношения, поскольку они кажутся вам внутренним врагом
Более того, как я писала выше, Ричард Шварц человек большого сердца и любви ко всему человечеству, он убежден, что «селф», освобожденное от воинствующих частей, наделено свободой, добротой, состраданием, силой и уверенностью. И если бы каждый из нас имел возможность дойти до истинной глубины сознания – мир был совсем иным…
Добавлю:
Изучив до этого теорию трансакционного и сценарного анализа Эрика Берна, я точно вижу и параллели, и откровенные пересечения. У Берна есть “Взрослый”, тот, который должен по итогу взять на себя управление жизнью и взаимодействие в близких отношениях. Шварц пишет о “Селф”, который должен выполнять аналогичную функцию. И также у обоих авторов есть понятие ролей, которые по ходу психотерапии надо обнаружить и отключить, в случае если они отрицательны и губительны для человека. Также я знаю (но не знакома лично, пока), что и Юнг, и Фрейд выделяли несколько компонентов личностей, а потому абсолютно принимаю принцип множественности сознания не только на веру, но и в целях практического применения.
Также, думаю я своих книжных раскопках подошла к некоторому единому и глубинному знанию о внутреннем мире человека. Только нюанс – в отличии от точных наук здесь отсутствует конкретика (закона или теоремы, например, подтвержденных уравнением или экспериментами) и существуют различные трактовки довольно обтекаемой информации. Что, кстати, и даёт почву для самых разных интерпретаций и форм (в том числе волшебных, магических и откровенно бредовых), и чем пользуются некоторые недобросовестные алчные люди.
Не знаю, кто дочитал рецензию до этой части))) Пожалуйста, подайте знак в комментариях. И я благодарю вас за внимание и за то, что постигаете мир психологии вместе со мной!
И если у вас остался вопрос «зачем» - в качестве бонуса привожу ответ, который дал Ричард Шварц в самом начале книги. Конкретно он сослался на индуистскую легенду, где Боги спрятали секрет мира и радости в самом труднодоступном месте:
Последнее место, где многие из нас искали покоя и радости, находится внутри нас
Познай самого себя - эта мудрость пришла к нам с 6 века до нашей эры (предположительно), и с тех пор люди придумывают для этого различные способы и пути. Вот и я иду (иного бреду))), и сегодня вы со мной – за компанию.
В качестве эпилога
На днях обсуждали с коллегами фотографии людей от ИИ, которые он делает совершенными до безобразия. Всё чаще мы видим их на рекламных макетах, и я всё все больше скучаю по человеческим – настоящим, совсем неидеальным лицам. Выходит, именно наши шероховатости и неровности делают нас привлекательными и красивыми в более глубоком смысле. Ричард Шварц учит слышать, принимать и любить себя безусловной любовью. Потому что все суб-личности, даже самые вредные, шумные или ленивые – это часть большого, гармоничного, настоящего «Я».
И далее - отрывок из книги Марджери Уильямс «Плюшевый заяц или как игрушки становятся настоящими»
– Что значит НАСТОЯЩИЙ? – спросил однажды Кролик. […] Это происходит сразу же […] или постепенно?
– Это происходит не сразу, – сказала Кожаная Лошадь. – Ты превращаешься. Это занимает много времени. Вот почему это нечасто происходит с теми, кто легко ломается, или у кого острые края, или кого нужно бережно хранить. Обычно к тому времени, как ты становишься НАСТОЯЩИМ, почти вся твоя шерсть выдирается, глаза выпадают, крепления расшатываются, и ты становишься очень потрепанным. Но всё это совершенно не имеет значения, потому что, когда ты НАСТОЯЩИЙ, ты не можешь быть некрасивым, разве что только для тех, кто ничего в этом не понимает