Найти в Дзене
История от историка

Это другое: священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич)

В 2000 г. бывший митрополит Ростовский и Ярославский Александр Иванович Мацеевич/Маскеевич/Мациевич (1697—1772) был прославлен как ещё один священномученик РПЦ — Архиерейский собор Русской православной церкви постановил причислить его к лику святых для общецерковного почитания под именем Арсения Ростовского.

Неизв. худ. Арсений (Мацеевич). Портрет в Ревельской Николаевской церкви. XVIII в.
Неизв. худ. Арсений (Мацеевич). Портрет в Ревельской Николаевской церкви. XVIII в.

Вот некоторые моменты его биографии (т.е., ой, извините — жития православного святого):

В 1738 г. иероманах Арсений инспектировал священников на соответствие занимаемым должностям с точки зрения морали, нравственности, уровня образования и возможных отклонений от православной веры — и проверки проводил с пристрастием, мягко говоря, необычайным:

Пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. Ярославский преосвященный подал жалобу об этом в Святейший Синод; Святейший Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно. (Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. — Казань : Унив. тип., 1873. — С. 602.)

Точнее, 85-летнего старика запороли «кошками» или «цепками» или изготовленными из обмоченной в горячей смоле паскони (пеньки) с нескольким хвостами с имеющими крючки из проволоки на концах плетьми за несданный экзамен. (Григорьев А. Б. Священномученик Арсений Мацеевич в гражданском, уголовном и церковном судебном процессе // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: материалы. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. — Т. 1. — С. 99.)

О наказании еретиков почему дерзаеши запрещать? ... С палицею ли прииду к вам, или с любовию, и духом кротости. По толкованию Златоустову: а еже рещи, что хощете? С палицею прииду к вам! На учительскии прочее восходящаго. Что же есть жезлом. Мукою, мучением. Жезл убо и палица здесь по Златоустому святому едино значит, сиречь власть апостольскую пастырскую вразумляющую, и наказующую, власть вязати и решити, поражати и исцеляти, власть овцы защищати от волков, волки же отгоняти и мучити. (Арсений (Мацеевич), митр. Возражение на пашквиль лютеранский нареченный молоток на книгу Камень веры который молоток показался бытии восковый яко воск от лица огня сиречь от слова Божия и самыя истины исчезнувший // Григорьев А. Б. Митрополит Арсений Мацеевич. Дипломный проект. Приложение 2. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.)

Будучи митрополитом Ростовским и Ярославским (1742—1763), Арсений выступал против открытия духовных школ и добился закрытия латинской школы в Ростове (Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. — Казань, 1881. — С. 181, 465.), а ректора Ярославской семинарии крещёного еврея и выпускника Киевской духовной академии Владимира (Каллиграфа) за увлечение философией Аристотеля в 1859 г. обвинил в «жидовстве и кальвинизме» и заключил под домашний арест, после чего тот заболел и скоропостижно скончался.

В бытность свою митрополитом Ростовским и Ярославским Арсений в своих публичных проповедях выступил жестоким инквизитором, палачом и мучителем раскольников (прежде всего, старообрядцев), иудеев и всех других инаковерцев и неправославных:

раскольников, как врагов церкви и государства, надлежит мечем духовным и гражданским истреблять и искоренять, дабы отнять всякую возможность распространения и усиления раскола; истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России, если последние (то есть все иноверцы), как в зловерии родившиеся, не совращают православных в свою веру и не вредят церкви и государству; раскольники заслуживают не только вечного, но и временнаго мучения и казнения. (Синайский А. Отношение церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодального управления при Петре Великом» (1721—1725г.). — СПб.: Синодальная типография, 1895. — С. 150.)

Проповеди Арсения отличаются крайней религиозной нетерпимостью — на орехи достаётся всем — и протестантам, и последователям античной философии эпикурейства, и иудеям, и мусульманам, и представителям новгородской «ереси жидовствующих», и раскольникам/старообрядцам:

Ты бо, многообразный еретик сый, явственно с Церковию борешися и матерь свою, духовне в Христианство родившую тя, оплеваеши. Како же многообразный, сам посмотри: ... безглавный Севир, и бездельный Лютор и Кальвин; Промысл Божий и неусыпное хранительство от Церкве отметая, безбожный еси Епикурий, нечестивый еси анфропоморфит и зловерный Талмут и Махмет; тайны Божия и жертву безкровную хулящь, вторый еси новгородцкий еретик, жид и антихрист... Подобне всяк еретик и раскольщик, аще архиерей, аще священник, да разсуждается: что бо еретик и раскольщик, аще не тот же Христов и Церкве Христовы изменник и бунтовщик? (Увещание к раскольнику, Арсения Мацеевича, бывшего митрополита ростовского // Православный Собеседник. — 1861. — Т. 3.)

Там есть и матерные выражения, кому интересно, сами почитайте, легко найти в Интернете.

В 1763 г. Арсений единственным изо всех архиереев (от греч. ἀρχιερεύς — главный иерей, главный священник; из ἀρχι- — главный, старший + ἱερεύς — священник, иерей) или высших священников РПЦ выступил против изъятия монастырских и церковных земель с жестоко эксплуатируемыми православными крепостными крестьянами в пользу государства и провозгласил «анафему обидчикам церквей и монастырей».

Екатерина II Алексеевна Вели́кая, урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg; 1729—1796) — императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796).
Екатерина II Алексеевна Вели́кая, урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg; 1729—1796) — императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796).

За это императрица Екатерина II назвала его «лицемером, пронырливым и властолюбивым бешенным вралем» и её поддержал весь Святейший Синод РПЦ — митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), митрополит Московский Тимофей (Щербацкий), архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий), епископ Псковский Гедеон (Криновский), архиепископ Крутицкий Амвросий (Зертис-Каменский), епископ Тверской Афанасий Вальковский и архимандрит Новоспаский Мисаил (Чирский).

Епископ Гедеон (в миру Григорий Андреевич Криновский/Ричковский; ок. 1726—1763) — с 1758 г. — член Святейшего Синода, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (1761—1763).
Епископ Гедеон (в миру Григорий Андреевич Криновский/Ричковский; ок. 1726—1763) — с 1758 г. — член Святейшего Синода, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (1761—1763).

Митрополит Димитрий (в миру Даниил Андреевич Сеченов; 1709—1767) — с 1762 г. — митрополит Новгородский и Великолуцкий.
Митрополит Димитрий (в миру Даниил Андреевич Сеченов; 1709—1767) — с 1762 г. — митрополит Новгородский и Великолуцкий.
Митрополит Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698—1767) — митрополит Московский и Калужский (1757—1767).
Митрополит Тимофей (в миру — Тихон Иванович Щербацкий; 1698—1767) — митрополит Московский и Калужский (1757—1767).
Митрополит Гавриил (в миру Григорий Фёдорович Кременецкий; 1708—1783) — епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (с 1762 г.), архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский (с 1764 г.), митрополит Киевский и Галицкий (с 1770 г.).
Митрополит Гавриил (в миру Григорий Фёдорович Кременецкий; 1708—1783) — епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (с 1762 г.), архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский (с 1764 г.), митрополит Киевский и Галицкий (с 1770 г.).
Архиепископ Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708—1771) — с 1748 г. — архимандрит ставропигиального Новоиерусалимского монастыря и член Святейшего Синода епископ Русской Церкви, с 1753 г. — епископ Переславский и Дмитровский, с 1761 г. — епископ Сарский и Подонский, с 1764 г. — архиепископ, с 1768 г. — архиепископ Московский.
Архиепископ Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708—1771) — с 1748 г. — архимандрит ставропигиального Новоиерусалимского монастыря и член Святейшего Синода епископ Русской Церкви, с 1753 г. — епископ Переславский и Дмитровский, с 1761 г. — епископ Сарский и Подонский, с 1764 г. — архиепископ, с 1768 г. — архиепископ Московский.

Святейший Синод охарактеризовал Арсения «как... злонамеренного преступника» и постановил лишить его архиерейского сана, расстричь из монашества и передать в руки светского суда за оскорбление самой императрицы, потому что при личном допросе он «простер свою дерзость в объяснениях» до такой степени, что Екатерина II зажала руками уши и Арсению «закляпили рот». Однако императрица пощадила его, отменила смертный приговор, освободила от судов светского и духовного и постановила оставить монашеский чин и сослать в Николо-Корельский монастырь. Но он и там в заключении не унимался, приветствовал пыпытку авантюриста поручика Василия Мировича освободить из-под стражи бывшего императора, необразованного и неграмотного Иоанна Антоновича, свергнуть Екатерину II и возвести его на престол и порицал её за казнь Иоанна Антоновича. В итоге в 1767 г. по указу Екатерины II Арсения всё-таки расстригли из монахов в крестьяне и заключили в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля, где он и скончался в 1772 г.

Церковь Святителя Николая Чудотворца. Таллин, ул. Вене. Эпитафия священномученика Арсения (Мацеевича).
Церковь Святителя Николая Чудотворца. Таллин, ул. Вене. Эпитафия священномученика Арсения (Мацеевича).

А вот так его теперь обеляют на богословских конференциях РПЦ:

Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский и Ярославский, оставался всегда неустанным защитником интересов Христовой Церкви, сберегателем Ея имуществ, пастырем добрым для народа вверенной ему епархии и строгим, справедливым и нелицеприятным обличителем человеческих пороков. (Григорьев А. Б. Священномученик Арсений Мацеевич в гражданском, уголовном и церковном судебном процессе // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. Т. 1. — С. 107.)

Напомню ст. 19 Конституции РФ:

-9
Священномученик Арсений, митрополит Ростовский.
Священномученик Арсений, митрополит Ростовский.

Я чего-то не(до)понимаю? Это другое?

Для более глубокого погружения в тему:

(Не)стяжательство РПЦ: Нил против Иосифа (кликнуть)

(Не)стяжательство РПЦ: Вассиан и Максим Грек vs Даниил (кликнуть)

Почему народ отвернулся от церкви в 1917: свидетельства живописцев (кликнуть)

Почему Христос/святые на картинах нищие, а архиереи — разодетые/богатые? (кликнуть)