Найти тему
История от историка

(Не)стяжательство РПЦ: Вассиан и Максим Грек vs Даниил.

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся — а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф. 21:12—13)
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия, XIV в. Википедия.
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия, XIV в. Википедия.

Монах Вассиан (ок. 1470 — после 1531) стал лидером нестяжателей после смерти Нила Сорского (1433—1508). Вассиан был родом из княжеской семьи Патрикеевых и происходил от сына Короля Литвинов и Русинов (1316—1341) Гедимина. В 1499 г. княжеский род Патрикеевых попал в опалу и молодой князь Василий Иванович Патрикеев стал иноком Кирилло-Белозерского монастыря Вассианом.

После кончины преподобного Нила Сорского монах Вассиан был в 1509 г. возращён из опалы Великим князем Московским (1505—1533) Василием III Ивановичем, стал его любимцем и обосновался в Симоновом Успенском монастыре под Москвой.

В своём сочинении «Собрание некоего старца» Вассиан сформулировал основные положения нестяжательства следующим образом:

  • монастырское землевладение должно быть ликвидировано
  • монахи должны жить на полном самообеспечении и заниматься физическим трудом
  • монахи должны практиковать уединение и обет молчания
  • необходимо запретить монастырям заниматься ростовщичеством и в том числе начислением сложных процентов
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Михаэль Пахер (ок. 1435—1498). Алтарная роспись. 1471—1479. Храм святого Вольфганга в Зальцкаммергуте в Верхней Австрии. Википедия.
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Михаэль Пахер (ок. 1435—1498). Алтарная роспись. 1471—1479. Храм святого Вольфганга в Зальцкаммергуте в Верхней Австрии. Википедия.

Вассиан резко осуждал алчность православных монастырей и эксплуатацию ими обрабатывающих монастырские земли крестьян и указывал на несовместимость этого с христианским вероучением и монашескими обетами.

Сёл не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками.

Правдолюб Вассиан, будучи непосредственным свидетелем происходящего изнутри, как пламенный религиозный революционер-социалист едко обличал разложение современного ему русского православного монашества и священнического сословия в целом, его дьявольское перерождение и бесовское превращение в хищнического и корыстолюбивого истязателя-ростовщика, коллектора-выбивателя долгов из "поставленных на счётчик" крестьян-должников и эксплуататора русского трудового народа.

Входя в монастырь, мы не перестаём всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку... Побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих [т.е. бедных] братий наших, живущих в сёлах, налагаем на них лихву на лихву [процент на процент], без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братии наших бичами или прогоняем их с жёнами и детьми из наших [монастырских земельных] владений, а иногда предаём княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими [т.е. бедными] людьми за долги, даваемые в лихву [под проценты], или с соседями за межи [границы] сёл и мест... Часть годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и отдаёте в рост, а часть сберегаете для того, чтобы во времена скудости земных произведений [т.е. неурожая и голода] продать по высокой цене. Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете, не в силах удовлетворить вас тягостною службою, изнемогают от лихвы [процентной ставки] вашей и изгоняются вами из сёл ваших нагие и избитые... Владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву [под проценты] церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками. (Источник: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Терра, 1997. Т. 1. С. 359372.)
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Николай (Миклош) Хабершрак (ок. 1454—1484). Ок. 1468. Национальный музей в Кракове. Википедия.
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Николай (Миклош) Хабершрак (ок. 1454—1484). Ок. 1468. Национальный музей в Кракове. Википедия.

Вассиан требовал все излишки церковных и монастырских доходов, оставшиеся от скромного обеспечения самих священников, направлять на материальную поддержку и содержание сирот, вдов, калек и на выкуп русских людей из татарского и литовского плена.

Вторым лидером московских нестяжателей стал монах горного православного монастыря на горе Афон Максим Грек (Μάξιμος ο Γραικός; 1470—1556), присланный в Великое княжество Московское по просьбе Василия III в 1518 г. Максим Грек стал переводчиком церковных книг на русский язык, создал великокняжескую библиотеку и исправил по греческим оригиналам богослужебные книги.

Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Квентин Массейс Старший (ок. 1465—1530). XVI в. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen, инв.ном. XIR 168722. Википедия.
Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Квентин Массейс Старший (ок. 1465—1530). XVI в. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen, инв.ном. XIR 168722. Википедия.

Противником нестяжателей, Вассиана и Максима Грека стал ученик Иосифа Волоцкого (1439—1515), игумен Иосифо-Волоцкого монастыря (1515—1522) и потом митрополит Московский и Всея Руси (1522—1539) Даниил (ок. 1492 —1547).

Сам Даниил был избран братией игуменом за строгость в соблюдении обета нищенства, упорство в практике физического и молитвенного труда и немногословие и во время своего управления Иосифо-Волоцким монастырём запретил монахам держать в своих кельях какое-либо имущество, в том числе книги и иконы.

Любяй нищету и пребывая въ трудѣхъ и въ постѣ, и въ молитвахъ, и не любя празнословія.

Около 1525 г. Великий князь Московский Василий III Иванович решил расторгнуть бездетный церковный брак со своей первой женой Соломонией Сабуровой и жениться второй раз ради рождения наследника престола. Его поддержала боярская дума, но против выступили и Максим Грек, и Вассиан. А вот митрополит Московский и Всея Руси Даниил поддержал великого князя и впервые в русской истории венчанную и не нарушившую супружеских обязанностей жену церковь развела с мужем, постригла в монахини и сослала в монастырь.

Пытаясь скрыть неприглядную для авторитета русской православной церки практику выбивания монахами долгов из обрабатывающих их земли крестьян, митрополит Московский и Всея Руси Даниил специальной статьёй церковного устава запретил это делать в стенах монастырей, но монахи продолжали избивать крестьян за их пределами. Узнав об этом, Вассиан обрушился с обличениями на церковные власти и Даниила:

Повелевают нещадно мучить и истязать не отдающих монастырские долги только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами! ... По-ихнему, казнить христианина вне монастыря — не грех! О, законоположитель! Или лучше назвать тебя законопреступник! Если считаешь грехом внутри монастыря мучить братию свою, то и за монастырём — также грех! (Источник: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М.: Терра, 1997. — Т. 1. — С. 359—372.)

В общем и целом, и Максим Грек, и тем более инок Вассиан стали головной болью, бельмом на глазу, бревном в глазу и костью в горле для митрополита Московского и Всея Руси Даниила и всех иосифлян Великого княжества Московского.

Заручившись поддержкой Василия III, митрополит Московский и Всея Руси Даниил на церковных соборах 1525 и 1531 гг. выступил с осуждением нестяжателей и их лидеров Вассиана и Максима Грека по различным обвинениям.

На поместном соборе 1525 г. Максим Грек был объявлен еретиком, отлучён от причастия и приговорён в суровому заточению в оплоте иосифлянского стяжательства — Иосифо-Волоцком монастыре. Церковный собор 1531 г. обвинил Максима Грека в порче богослужебных книг и перевёл на ссылку в Тверской Отроч монастырь, где ему разрешили читать и писать, но только в 1541 г. допустили до Святых Таинств. В строгом заключении он пробыл до 1547 или 1551 г.

Рака с мощами преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра. Википедия.
Рака с мощами преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра. Википедия.

Ещё хуже иосифляне и Василий III обошлись с князем-иноком Вассианом — сначала его вместе с Максимом Греком временно заточили в Симоновом монастыре под Москвой, а потом перевели в Иосифо-Волоколамский монастырь, где в скором времени его фактически замучили до смерти сторонники Иосифа Волоцкого и митрополита Московского и Всея Руси Даниила.

Князь... онаго блаженного Вассьяна... изымавъ, заточити повелел, и связанна святого мужа, аки злодея, въ прегорчайшую темницу, къ подобным себе в злости, презлым Иосифлянам, в монастыръ ихъ отослал и скорою смертию уморити повелелъ. Они же, яко лютости его скорые послушницы и во всехъ злыхъ потаковницы, паче же ещё и подражатели, умориша его вскоръ. (Князь Андрей Курбский.)

Во второй раз в русской православной церкви Святой Дух нестяжательства столкнулся с Мамоной (др.-греч. μαμωνᾶς, лат. mammona «имение, богатство, блага земные», родственно арамейскому ма'амон «ценность, взятая в залог») — олицетворением Сатаны в виде алчности и стяжательства — иосифлянства.

Дома Отца Моего не делайте домом торговли. (Ин. 2:16)
Джофра Босхарт. Демон Маммон. Из открытых источников сети Интернет.
Джофра Босхарт. Демон Маммон. Из открытых источников сети Интернет.