Музей Костромская слобода в 2025 году: впечатление, отзыв, история объектов, история музея, стоит ли ехать.
Начало путешествия из Нижнего Новгорода, беглый обзор центра Костромы и легендарная чуберечная - тут.
Я тут покопалась и выяснила: музей деревянного зодчества в Костроме - самый старый из всех более-менее известных. Смотрите сами: в нашем родном Нижнем Новгороде (тогда - Горьком) такое место появилось в 1973 году. В семидесятых также появились музеи в Свердловской (1978), Вологодской (1979) областях. В восьмидесятых к списку присоединились музеи в Чувашии (1980) и Марий Эл (Козьмодемьянск, 1983). Самый молодой - в Рязанской области (1997).
Знаменитые Кижи открыли двери в 1966 году, музеи в Архангельской и Вологодской областях - в 1964 году. В Суздале - в 1958, а в Костроме - аж в 1955 году, ему в этом году 70 лет! Ничего древнее не нагуглила. Понятно, что большинство экспонатов перевезли сюда не одномоментно, это процесс, растянутый на десятилетия.
Пока это писала, родилась идея посетить все музеи деревянного зодчества страны. Тем более, начало уже положено: в наш Щелчёк я влюбилась ещё классе во втором, это моё место силы. Ещё была в марийском и в Суздале. Первый - очень уютный и атмосферный, второй совсем не помню (меня туда занесло автостопом случайно лет в 16, отложилась в памяти только погода - за бортом была какая-то мразь). Теперь вот у меня ещё Костромская слобода в копилке. Слышала, как с ней сравнивали Щелоковский хутор, и не в нашу пользу. Я тогда сразу решила: "Наговаривают". И позже в этом утвердилась. Наш не хуже, наш другой. Хотя тут и объектов объективно больше, и зайти везде можно, но… Но.
Вот характерный момент: мы с Димой бродим между мельницами и бухтим аки старые бабки: "А у нас-то лопасти есть", "А у нас-то есть многофункциональная водяная мельница, где дранку можно делать!", " А у нас…" Короче, мы оказались верными куликами своего болота. Восхищаться вслух, впрочем, тоже не забывали. Место и правда замечательное. И тоже оно моментально стало родным! Но всё равно в тексте и дальше будет присутствовать вот это постоянное сравнение.
Вот опять оно: у нас-то сайт информативный. Интернет-ресурсы костромского музея - это какое-то горе. Сайт - один на несколько учреждений, информации про историю музея и про объекты нет вообще, Википедия и то знает больше. Сейчас сижу и радуюсь, что почти все таблички с описанием догадалась сфотографировать. Впрочем, музей и так дико популярный. Несмотря на сильный мороз, людей было навалом.
Про объекты музея буду писать, наверное, отдельно, по настроению. Уж слишком много там всего крутого, с чем хочется посидеть и разобраться. А пока так, широкими мазками.
Милая сердцу глухая домовая резьба на крестьянских домах очень перекликается с нашей. Строго говоря, тут и делить-то неуместно, на нашу и не нашу, очень всё рядом. Вот, например, дом гражданина Серова - он из деревни Мытищи, которая в устье Унжи. Там по прямой и до Ковернино совсем недалеко, под которым знаменитый Дом Павловой из нашего музея стоял. А в Мытищи мне теперь срочно понадобилось, я вычитала, что там ещё один серовский дом сохранился…
Традиционная сноска: глухая домовая резьба, это когда узор выступает на доске, как барельеф. Особая и редкая - когда не просто узор, а есть подпись резчика, имя хозяина дома или какое диковинное существо - лев, фараона, птица Сирин... Тут такое в избытке.
Глухая резьба перекочевала на дома в XIX веке благодаря развитию промышленности с кораблей, отсюда и другое её название - корабельная. Такое искусство стоило дорого и тогда, дорого стоит оно и сейчас. Смотришь и диву даёшься: вот стоит домина, куча комнат, два этажа, огромный двор - в те времена всё это построить стоило хозяину в 15-20 коров. А чтобы богато украсить резьбой, он отдал ещё одно стадо. Но оно того стоило, какая красота!
Кстати, я из любопытства посмотрела, сколько стоит дойная корова сейчас - 100-120 тысяч рублей. Интересно, какое соотношение цен в этом плане было в дореволюционной России? Кто знает - напишите.
А вот очередная параллель: крутящиеся цветы на наличниках домах. Я такие видела прежде только трижды: в Копосове (Сормово, Нижний Новгород), в Лукино (Балахнинский район) и в одной деревушке в Чкаловском районе (собственно, все три места - по одному направлению).
Как уже говорила, в большинство домов можно зайти. Они сохранили этот невероятный деревенский запах. Чистый, свежий. Я дышала-дышала-дышала, изо всех сил стараясь впитать его, сохранить, забрать с собой где-то на дне лёгких.
Без сомнений, тут уникальные объекты. Самый старый дом - дом старообрядца Скобёлкина. В описании сказано, что это великорусская изба из столетних сосен (до 60 см в диаметре!), она считается самой древней сохранившейся постройкой на Верхней Волге. Это прям мощь. Ради одной этой избушки стоило пилить сюда пять часов. Строгие, даже как-то нарочито примитивные наличники, огромные размеры… Словно дом какого-то великана. Изба датируется концом XVIII - началом XIX века. До изысков глухой резьбы тут ещё, как минимум, полвека.
Конечно, видны вставки более свежего дерева, когда-то её уже реставрировали, и довольно давно, но время уже всё скрасило в один благородный серовато-коричневый цвет старой древесины.
В Костромской слободе три церкви и две часовни. Всё дико интересное. Одну из церквей, пятиглавую-красавицу середины XVI (!) века мы наблюдали через щель в заборе. Она стоит с другой стороны от Ипатьевского монастыря, доступ временно закрыт, на территории следы стройки.
Статная и подтянутая Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское датируется началом XVIII века.
Когда построили Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец никто не знает, но точно где-то между XVI и XVIII веками. Она производит такое же суровое впечатление, как и дом старообрядца Скобёлкина. Интересна, в частности, тем, что потолок обтянут домоткаными холстами с росписями. Очень пышный резной иконостас.
В этой церкви стоит камень с глубокой нерукотворной выемкой. Камень -"слезник". Прочитали, что сюда его перевезли из костромской деревни Дурасово, где к нему не зарастала народная тропа: в углублении скапливалась дождевая вода, которая помогала от глазных недугов. Меня слегка возмутило, что такой ценный лечебный камень стоит под крышей и его нельзя использовать по назначению.
Одна из часовен - из Поветлужья. Стояла на высоком берегу нашей с Димой любимой реки в деревне Притыкино (Шарьинский район). Датировку второй часовни я проворонила, а в Сети пока не нашла. Это восьмигранный сруб из сосновых брусьев, окружённый по кругу галереей. Пишут, что такой тип постройки был распространён по всему северо-востоку России. Конкретно эту привезли из деревушки Большое Токарево Солигаличского района. Выглядит ну очень необычно.
На осмотр, весьма беглый, у нас ушло почти три часа. Нас торопили нетипичный для нынешней зимы мороз и короткий световой день. С погодой нам, на самом деле, повезло. Ходили по старинной деревне, купаясь в золотых закатных лучах (и вытирая стынущие сопли с замёрзших носов). Зверский аппетит нагуляли. И пошли ужинать в уже ставшую легендарной местную харчевню "Рассегай". Однако с первого раза не попали - место очень популярное, в шаге от монастырских стен. Последний столик увели у нас из под носа. Пришлось пойти осматривать монастырь, и штурмовать кабак уже со второго захода.
Продолжение - будет.
Публикации по теме деревянного зодчества: