Найти в Дзене
Света Шуга

В Кострому. Прикоснуться к деревянной Руси

Музей Костромская слобода в 2025 году: впечатление, отзыв, история объектов, история музея, стоит ли ехать. Начало путешествия из Нижнего Новгорода, беглый обзор центра Костромы и легендарная чуберечная - тут. Я тут покопалась и выяснила: музей деревянного зодчества в Костроме - самый старый из всех более-менее известных. Смотрите сами: в нашем родном Нижнем Новгороде (тогда - Горьком) такое место появилось в 1973 году. В семидесятых также появились музеи в Свердловской (1978), Вологодской (1979) областях. В восьмидесятых к списку присоединились музеи в Чувашии (1980) и Марий Эл (Козьмодемьянск, 1983). Самый молодой - в Рязанской области (1997). Знаменитые Кижи открыли двери в 1966 году, музеи в Архангельской и Вологодской областях - в 1964 году. В Суздале - в 1958, а в Костроме - аж в 1955 году, ему в этом году 70 лет! Ничего древнее не нагуглила. Понятно, что большинство экспонатов перевезли сюда не одномоментно, это процесс, растянутый на десятилетия. Пока это писала, родилась идея

Музей Костромская слобода в 2025 году: впечатление, отзыв, история объектов, история музея, стоит ли ехать.

Начало путешествия из Нижнего Новгорода, беглый обзор центра Костромы и легендарная чуберечная - тут.

Я тут покопалась и выяснила: музей деревянного зодчества в Костроме - самый старый из всех более-менее известных. Смотрите сами: в нашем родном Нижнем Новгороде (тогда - Горьком) такое место появилось в 1973 году. В семидесятых также появились музеи в Свердловской (1978), Вологодской (1979) областях. В восьмидесятых к списку присоединились музеи в Чувашии (1980) и Марий Эл (Козьмодемьянск, 1983). Самый молодой - в Рязанской области (1997).

Знаменитые Кижи открыли двери в 1966 году, музеи в Архангельской и Вологодской областях - в 1964 году. В Суздале - в 1958, а в Костроме - аж в 1955 году, ему в этом году 70 лет! Ничего древнее не нагуглила. Понятно, что большинство экспонатов перевезли сюда не одномоментно, это процесс, растянутый на десятилетия.

-2

Пока это писала, родилась идея посетить все музеи деревянного зодчества страны. Тем более, начало уже положено: в наш Щелчёк я влюбилась ещё классе во втором, это моё место силы. Ещё была в марийском и в Суздале. Первый - очень уютный и атмосферный, второй совсем не помню (меня туда занесло автостопом случайно лет в 16, отложилась в памяти только погода - за бортом была какая-то мразь). Теперь вот у меня ещё Костромская слобода в копилке. Слышала, как с ней сравнивали Щелоковский хутор, и не в нашу пользу. Я тогда сразу решила: "Наговаривают". И позже в этом утвердилась. Наш не хуже, наш другой. Хотя тут и объектов объективно больше, и зайти везде можно, но… Но.

Вот характерный момент: мы с Димой бродим между мельницами и бухтим аки старые бабки: "А у нас-то лопасти есть", "А у нас-то есть многофункциональная водяная мельница, где дранку можно делать!", " А у нас…" Короче, мы оказались верными куликами своего болота. Восхищаться вслух, впрочем, тоже не забывали. Место и правда замечательное. И тоже оно моментально стало родным! Но всё равно в тексте и дальше будет присутствовать вот это постоянное сравнение.

-3

Вот опять оно: у нас-то сайт информативный. Интернет-ресурсы костромского музея - это какое-то горе. Сайт - один на несколько учреждений, информации про историю музея и про объекты нет вообще, Википедия и то знает больше. Сейчас сижу и радуюсь, что почти все таблички с описанием догадалась сфотографировать. Впрочем, музей и так дико популярный. Несмотря на сильный мороз, людей было навалом.

Про объекты музея буду писать, наверное, отдельно, по настроению. Уж слишком много там всего крутого, с чем хочется посидеть и разобраться. А пока так, широкими мазками.

-4

Милая сердцу глухая домовая резьба на крестьянских домах очень перекликается с нашей. Строго говоря, тут и делить-то неуместно, на нашу и не нашу, очень всё рядом. Вот, например, дом гражданина Серова - он из деревни Мытищи, которая в устье Унжи. Там по прямой и до Ковернино совсем недалеко, под которым знаменитый Дом Павловой из нашего музея стоял. А в Мытищи мне теперь срочно понадобилось, я вычитала, что там ещё один серовский дом сохранился…

-5
-6
-7

Традиционная сноска: глухая домовая резьба, это когда узор выступает на доске, как барельеф. Особая и редкая - когда не просто узор, а есть подпись резчика, имя хозяина дома или какое диковинное существо - лев, фараона, птица Сирин... Тут такое в избытке.

-8
-9

Глухая резьба перекочевала на дома в XIX веке благодаря развитию промышленности с кораблей, отсюда и другое её название - корабельная. Такое искусство стоило дорого и тогда, дорого стоит оно и сейчас. Смотришь и диву даёшься: вот стоит домина, куча комнат, два этажа, огромный двор - в те времена всё это построить стоило хозяину в 15-20 коров. А чтобы богато украсить резьбой, он отдал ещё одно стадо. Но оно того стоило, какая красота!

-10
-11
-12
-13
-14

Кстати, я из любопытства посмотрела, сколько стоит дойная корова сейчас - 100-120 тысяч рублей. Интересно, какое соотношение цен в этом плане было в дореволюционной России? Кто знает - напишите.

-15

А вот очередная параллель: крутящиеся цветы на наличниках домах. Я такие видела прежде только трижды: в Копосове (Сормово, Нижний Новгород), в Лукино (Балахнинский район) и в одной деревушке в Чкаловском районе (собственно, все три места - по одному направлению).

-16
-17

Как уже говорила, в большинство домов можно зайти. Они сохранили этот невероятный деревенский запах. Чистый, свежий. Я дышала-дышала-дышала, изо всех сил стараясь впитать его, сохранить, забрать с собой где-то на дне лёгких.

-18
-19
-20

Без сомнений, тут уникальные объекты. Самый старый дом - дом старообрядца Скобёлкина. В описании сказано, что это великорусская изба из столетних сосен (до 60 см в диаметре!), она считается самой древней сохранившейся постройкой на Верхней Волге. Это прям мощь. Ради одной этой избушки стоило пилить сюда пять часов. Строгие, даже как-то нарочито примитивные наличники, огромные размеры… Словно дом какого-то великана. Изба датируется концом XVIII - началом XIX века. До изысков глухой резьбы тут ещё, как минимум, полвека.

-21

Конечно, видны вставки более свежего дерева, когда-то её уже реставрировали, и довольно давно, но время уже всё скрасило в один благородный серовато-коричневый цвет старой древесины.

-22
-23
-24

В Костромской слободе три церкви и две часовни. Всё дико интересное. Одну из церквей, пятиглавую-красавицу середины XVI (!) века мы наблюдали через щель в заборе. Она стоит с другой стороны от Ипатьевского монастыря, доступ временно закрыт, на территории следы стройки.

-25

Статная и подтянутая Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское датируется началом XVIII века.

-26
-27

Когда построили Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец никто не знает, но точно где-то между XVI и XVIII веками. Она производит такое же суровое впечатление, как и дом старообрядца Скобёлкина. Интересна, в частности, тем, что потолок обтянут домоткаными холстами с росписями. Очень пышный резной иконостас.

-28
-29
-30

В этой церкви стоит камень с глубокой нерукотворной выемкой. Камень -"слезник". Прочитали, что сюда его перевезли из костромской деревни Дурасово, где к нему не зарастала народная тропа: в углублении скапливалась дождевая вода, которая помогала от глазных недугов. Меня слегка возмутило, что такой ценный лечебный камень стоит под крышей и его нельзя использовать по назначению.

-31

Одна из часовен - из Поветлужья. Стояла на высоком берегу нашей с Димой любимой реки в деревне Притыкино (Шарьинский район). Датировку второй часовни я проворонила, а в Сети пока не нашла. Это восьмигранный сруб из сосновых брусьев, окружённый по кругу галереей. Пишут, что такой тип постройки был распространён по всему северо-востоку России. Конкретно эту привезли из деревушки Большое Токарево Солигаличского района. Выглядит ну очень необычно.

-32
-33

На осмотр, весьма беглый, у нас ушло почти три часа. Нас торопили нетипичный для нынешней зимы мороз и короткий световой день. С погодой нам, на самом деле, повезло. Ходили по старинной деревне, купаясь в золотых закатных лучах (и вытирая стынущие сопли с замёрзших носов). Зверский аппетит нагуляли. И пошли ужинать в уже ставшую легендарной местную харчевню "Рассегай". Однако с первого раза не попали - место очень популярное, в шаге от монастырских стен. Последний столик увели у нас из под носа. Пришлось пойти осматривать монастырь, и штурмовать кабак уже со второго захода.

Продолжение - будет.

Публикации по теме деревянного зодчества: