165-летний особняк под Балахной носит статус памятника архитектуры федерального значения, что, увы, не мешает ему медленно разрушаться.
То там, то сям по чуть-чуть отваливаются элементы декора: частично утрачены ставни на первом этаже, частично развалились крутящиеся на ветру деревянные цветы на наличниках (первый раз такое вижу), отваливается резьба на слуховом окне.
Рыжие ворота с левой стороны дома были украшены резными накладками с улыбающимися львами - по свидетельству потомков Канатовых в соцсети, их украли в декабре 2022 года. Не знаю, было ли написано заявление в полицию, но знаю, что такая резьба дорого стоит на чёрном рынке. В этом опасность указывать точные адреса домов с глухой резьбой - разденут. Но тут, на оживлённой улице обитаемого посёлка в жилом доме? Удивительно и печально.
И тем не менее, этот шикарный особняк до сих пор поражает. И размерами, и детальностью и обилием глухой домовой резьбы. На лобовой доске полностью сохранилась надпись с именем владельца и мастера-резчика:
"Сей домъ Ни. Я. Канатова маст. Ульянъ Волковъ"
и дата постройки:
Дом был построен Николаем Яковлевичем Канатовым, в молодости - бурлаком, в зрелости - крупным судовладельцем.
"В нижнем этаже - просторные сени с лестницей и чалунами, пятистенная изба с русской печью, жилая клеть. В верхней, господской, половине сени с чуланами ведут в прихожую, соединяющую обширную "залу" со спальней, и в ней расположенный выше мезонин. В сторону улицы дом обращен пятиоконным фaсадом и большим фронтоном, украшенным резными карнизами и большим полукруглым слуховым окном с резным наличником. Боковые фасады завершаются трехоконными мезонинами со своими, тоже резными, фронтонами. Карнизы, воротная арка имеют изображения львов, фараонок", - цитирует книгу "Памятники истории и культуры Горьковской области" вот этот ЖЖ (первоисточник статьи там, кстати, не бъётся, выдаёт ошибку).
Фараонок я там, кстати, не заметила, только львов.
Под самой крышей находится латунная табличка, которая гласит "Страховое общество "Якорь". В XIX веке "Якорь" входил в десятку крупнейших страховых обществ Российской Империи, а его устав утвердил лично царь Александр II. "Якорь" страховал и корабли, и жизни, и жилые дома. На всех застрахованных домах вешалась соответствующая латунная или медная табличка (источник).
Когда искала информацию о доме, наткнулась также на такой пост:
"Дом жилой. Хозяева дома - три семьи. Пожилые люди. Достают их "смотрельщики", по-видимому…. По рассказу соседей дерево для этого дома - нездешнее. Привезли из Архангельска (?), сплавили по Волге, здесь собрали. "Вот и стоит долго", - пишет во "ВКонтакте" нижегородка Елена Тихомирова.
В комментариях под этим постом отписались и потомки владельца дома, сообщившие, что один из внуков Николая Яковлевича, Матвей Андреевич, также посвятил себя речному судоходству, погиб в преклонных годах вместе с супругой при обороне Сталинграда. В его честь в 2012 году назвали сухогруз "Капитан Канатов". Спуск на воду состоялся в Навашине.
Про капитана Канатова можно подробнее почитать в статье 2013 года на сайте "Рабочей Балахны". Поскольку материал сопровождается грозной фразой с запретом на использование содержания статьи "в любом виде" без письменного согласия редакции, цитировать ничего не буду, если не лень, поищите сами, там интересно, и про дом тоже есть. Я сама такие запреты не одобряю - так как считаю, что они мешают распространению информации, которой в этом случае и так немного.
Добавлю, что хозяев мы не видели, но долго у дома и не задерживались, чтобы не нарушать деревенское спокойствие.