Рассказ об английском истребителе танков Archer I из коллекции военного музей в Оверлоне, Нидерланды
Английская бронетанковая техника времен Второй мировой войны не то, чтобы совсем отсутствует в музеях. Но если сравнивать с американской бронетехникой того же периода, разница очевидна. Причем если сравнивать с тем, что находилось на вооружении английской армии в 1944-45 годах, разница также будет очевидной. С 1941 года типичным английским легким танком был Stuart, а в 1943 году самым массовым средним танком стал Sherman. Этих танков поставили английской армии столько, что она могла, в принципе, в 1944-45 годах не выпускать собственные танки.
Еще более любопытная ситуация образовалась с английской самоходной артиллерией. Основная масса английских САУ времен Второй мировой войны была либо американского производства, либо переделкой американских боевых машин. Вместе с тем, к осени 1944 года на фронте стали более-менее массово применяться и чисто английские истребители танков. В их числе оказались и Archer I, весьма необычные САУ на базе пехотного танка Valentine. Впервые массово их применили на территории Нидерландов. Так что нахождение такой САУ в коллекции военного музей в Оверлоне, Нидерланды, вполне объяснимо.
Первые истребители танков появились у англичан еще в 30-е годы. Причем создавались они как на экспорт (Dragon, Medium Mk.IV с 40-мм зенитными автоматами), так и для себя. Но если на экспорт хоть что-то сделали, то в английской армии истребители танков не прижились. В 30-е годы такая же проблема была и у других стран, тут-то никаких вопросов нет. Главный вопрос был в том, что происходило дальше. Особенно с 1940 года, когда необходимость самоходной артиллерии стала очевидной. Вот тут к английскому командованию имелся ряд неудобных вопросов.
В Красной Армии проработали целую систему самоходной артиллерии, включая истребители танков минимум двух классов. Война помешала реализации данных планов, но в целом его придерживались и даже что-то создавали в виде серийных машин. Немцы с успехом реализовали концепцию "самоходных лафетов", творчески использовав шасси устаревших и трофейных танков. Американские военные четко придерживались плана создания скоростного гусеничного истребителя танков с 3-дюймовой зениткой с круговым вращением. Не сразу, но такой истребитель танков (а точнее два - GMC M10 и GMC M18) американская армия получила, попутно создавая временные решения.
А что же англичане? У них ситуацию можно охарактеризовать тремя словами - "всё очень плохо". Кризис был и в головах, и с теми компонентами, которые могли использоваться в качестве основы для САУ. В 1942 году появилась концепция крейсерского танка-истребителя, который выполнял роль средства усиления других крейсерских танков. Так началась история тяжелого крейсерского танка A30, он же Challenger I. История грустная и смешная, поскольку английские военные перехитрили сами себя. В результате наиболее массовыми истребителями танков стали Achilles и Sherman VC. То есть английские конверсии американских боевых машин.
Результатом стало то, что единственная английская танковая база, которая по-настоящему массово использовалась как шасси для истребителя танков, оказалась весьма необычной. А именно пехотный танк Valentine. С учетом хотелок английских военных ситуация весьма комичная, поскольку подвижной эту базу назвать сложно. Тем не менее, первый серийный истребитель танков английской армии, Bishop, был именно на базе Valentine. САУ была сделана по принципу "дайте хоть что-нибудь". 25-фунтовая гаубица-пушка стала вынужденным решением, ибо ничего другого не имелось.
В 1942 году английские военные окончательно определились с вооружением истребителя танков. Им стала 17-фунтовая (76-мм) противотанковая пушка. Орудие выдающееся, но при этом довольно тяжелое. 17-фунтовку стали пытаться ставить и на танки, и на истребители танков. В итоге получив уже упомянутые Challenger I, Sherman VC и Achilles. Причем был один важных момент. Тот же Challenger I, как и Sherman VC, были танками, а Королевской Артиллерии требовалась САУ. Таковую и начали разрабатывать 29 сентября 1942 года.
Самое смешное, что изначально речь шла не про Valentine, а более совершенный танк, Vanguard. Но поскольку он так и не родился, то в начале 1943 года поступил заказ на два опытных образца Valentine 17-pounder SP. Уже 24 мая 1943 года была представлена первая опытная машина, а в июне с Vickers-Armstrongs был заключён контракт 294/SMR/7676 на изготовление 800 САУ. Испытания, конечно, прошли неоднозначно, но в Военном Министерстве явно поняли, что лучше не будет. Поэтому было решено делать хоть что-нибудь.
По планам, выпуск Valentine 17-pounder SP, которая получила также индекс Archer I, должен был начаться с января 1944 года. Но потребовалась существенная доработка машины, поэтому выпуск сдвинулся на май 1944 года. На самом деле не так и плохо, учитывая, сколько полировали Challenger I. При этом явно ощущалось, что САУ не являются приоритетом с точки зрения выпуска. Справедливости ради, у англичан уже имелись Sherman VC и Achilles, которые были более удачными боевыми машинами. В итоге вместо 800 Archer I сдали 665, дальше кончилась война.
Поскольку обычно между запуском в серию и боевым дебютом обычно проходит 4-6 месяцев, бои в Нормандии и начало боёв в странах Бенилюкса Archer I пропустили. Реально их применяли начали с ноября 1944 года, когда шли тяжелые бои в Нидерландах. S.P. 17-PR Valentine I, как еще назывались данные машины, входили в состав пехотных полков, являясь более подвижными аналогами 17-фунтовых пушек. Командирскими машинами, кстати, выступали Valentine X и Valentine XI, которые "танкисты" убрали с первой линии еще в 1943 году.
Разумеется, чудо-оружием Archer I точно не стали. У них не было ни высокой маневренности огня, ни высокой подвижности. Странно подобное ожидать от САУ с таким шасси и с тем более такой странной компоновкой. Вместе с тем, и плохой данную САУ назвать нельзя. Получилась она как минимум не хуже Marder, прямой одноклассницы. Английские инженеры смогли поставить очень мощное орудие на сравнительно небольшое шасси, обеспечив еще и низкий силуэт. При этом боекомплект у Archer I получился больше, при том, что у 17-фунтовой противотанковой пушки унитары очень немаленькие.
То, что S.P. 17-PR Valentine I не столь плоха, говорит и тот факт, что машина после войны отнюдь не исчезла. Прослужили они до начала 50-х годов, далее их продали в Египет, САУ использовалась в 1956 году, причем против бывших хозяев. В том или ином виде ныне известно 10 Archer I, сохранившихся до наших дней. Из них именно "английских", находящихся на территории Англии, всего один экземпляр. Находится он в Танковом музее, что в Бовингтоне. Еще две САУ находятся в частных руках, причем они ближневосточного происхождения.
Еще две САУ находятся в музеях Нидерландов. Обе они имеют ценность тем фактом, что и воевали на территории Нидерландов. К сожалению, боевой путь их неизвестен, но машины остались после войны от английской армии. Обе приведены в порядок. В Сустенерге, где помещение побольше, машину можно осмотреть получше. С другой стороны, в Оверлоне экспозиция сделана, можно сказать, более душевно. Да и находится САУ ближе к посетителю. Залезть не получится (и не надо), но осмотреть можно без проблем.
Посмотреть можно, в том числе, и боевое отделение, а оно у Archer I "веселое". Достаточно сказать, что механику-водителю перед стрельбой надо выйти со своего места, иначе в затылок прилетит казенник пушки. Воюет Archer I задом наперед, то есть в походном положении пушка находится сзади. На позицию САУ выезжает задним ходом. Естественно, особого энтузиазма это у экипажей не вызывало, особенно на фоне Sherman VC и Achilles. Но ничего иного английская промышленность не родила.
Archer I очень полезен с точки зрения демонстрации того, каким арсеналом располагала английская армия во время Второй мировой войны. А также для понимания, почему самые массовые английские САУ создавались на американских базах. При всех своих недостатках S.P. 17-PR Valentine I стала самым массовым образцом среди чисто английских истребителей танков полностью местной разработки. В общем-то, лучшее из худшего.
Другие статьи по английским легким пехотным танкам:
История Infantry Tank Mk.I, едва ли не самого странного английского танка военного периода
Рассказ об Infantry Tank Mk.I из коллекции Танкового музея в Бовингтоне
История создания Infantry Tank Mk.III, английского пехотного танка, более известного как Valentine I
История Infantry Tank Mk.III*, более известного как Valentine II
Пехотный танк Valentine II на советско-германском фронте зимой 1941-42 годов
История Valentine IV, первой крупносерийной версии танка с американским мотором GM 6004
Испытания канадского пехотного танка Valentine VII в Советском Союзе
Подержанные Valentine для Красной Армии летом-осенью 1944 года
Рассказ о пехотном танке Valentine IX DD, восстановленном коллекционером Джоном Пирсоном
История перевооружения английского пехотного танка Valentine на отечественные орудийные системы
Дополнительные грунтозацепы для английского пехотного танка Valentine, разработанные НИБТ Полигоном
Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2
К 85-летию принятия на вооружение пехотного танка Valentine, он же Infantry Tank Mk.III