Время вечернего киносеанса... 18:00... В последний раз мы с Мамой смотрели этот фильм в сентябре 2023 года... Но я помню мы ходили на него в кино. В советском кинопрокате он был с 1981 года. Однако кроме названия, этот фильм ничем не запоминается... Да, мы с Мамой не разделяли некоторых восторгов, которым пропитаны многие аннотации к этой картине.
Считается, что это "политический триллер с увлекательным сюжетом", но он настолько неправдоподобен и скучен, что становится неловко за авторов подобной характеристики. Ну для американцев это понятно - они кроме своего кино, никакое другое никогда и не видели практически. Но вот для нашего зрителя это странно. Хотя в советское время не помню, чтобы эта картина была на слуху. Повторюсь, запомнилось лишь название.
Фильм основан на романе Джеймса Грейди «Шесть дней Кондора» 1974 года. Правда сюжет такой, словно его писал ребёнок, но сценаристы Семпл и Рэйфилд получили премию «Эдгар» от Ассоциации детективных писателей Америки за лучший сценарий к фильму. Забавно... что ж они там вообще пишут, в этой своей "ассоциации"?
Отчасти увлекательны только первые полчаса фильма. А дальше начинаются нелепости и тягомотина. Главный герой, Джо Тёрнер (Роберт Редфорд), работает в неком офисе, замаскированном под "Американское литературно-историческое общество". У него даже есть своё кодовое имя - погоняло "Кондор". На самом деле это специальное отделение ЦРУ, где сотрудники, сами не понимая смысла своих действий, читают и штудируют всевозможные книги, журналы, газетные вырезки и прочее, на предмет выявления упомянутых сведений, описывающих реальные операции ЦРУ.
Так, к примеру, Тёрнер отправляет в штаб-квартиру ЦРУ свой отчёт о романе-триллере со странными сюжетными элементами, который был переведён на несколько языков, несмотря на свои низкие продажи. Самое смешное, что Джо знает, что работает в ЦРУ, но не понимает чем вообще занимается. Это как вообще?? Ещё большее недоумение у него возникает, когда всех сотрудников его офиса вдруг убивают, пока он побежал за едой в ближайшую забегаловку. С этого момента и начинается охота на Кондора. А этот заурядный "книжный червь" вдруг открывает в себе супер-способности. И убивает с одного выстрела, и первую встречную обольщает, и вообще мастер путать следы и прочее-прочее-прочее.
Забавно и то, что ему легко удаётся даже похитить женщину средь бела дня, а потом припереться к ней домой и к вечеру этого же дня добиться её полного и абсолютного расположения. Она даже сама уложит его в свою постель, называя себя при этом "старой шпионской шлюхой" (извините, но так даже перевели в советском дубляже, если что). Эта дамочка даже начинает всячески помогать Кондору, забыв про "любовь всей своей жизни", которая ждёт её с лыжами на каком-то там горнолыжном курорте в Вермонте.
Но я слишком бегло прошёлся по сюжету. Больше в нём, собственно, ничего и нет. Попробую так...
Итак, после того как вернувшись, Джо обнаруживает, что все его коллеги мертвы, он хватает пистолет и выбегает из здания. Тёрнер связывается со штаб-квартирой ЦРУ в Нью-Йорке, во Всемирном торговом центре, из уличной телефонной будки, и ему дают инструкции встретиться с неким Уиксом (Майкл Кейн) - главой его отдела, который отвезёт его в безопасное место. Тёрнер настаивает на том, чтобы Уикc привёл кого-нибудь знакомого ему, поскольку он никогда не встречался с главой своего отдела. И Уикс приводит Сэма Барбера (Уолтер МакГинн) - друга Тёрнера по колледжу, который не является сотрудником ЦРУ. Свидание - это ловушка, и Уикс пытается убить Тёрнера, но тот сам его ранит и сбегает. Тогда Уикс убивает Барбера, чтобы устранить свидетеля, и обвиняет Тёрнера в перестрелке и убийстве. Позже Уикс сам будет убит в больничной палате.
Тёрнер в магазине встречает женщину по имени Кэти Хейл (Фэй Данауэй) и заставляет её отвезти его к себе домой. Вот просто "заставляет". Средь бела дня. Он вроде как держит Хейл на первых порах в заложницах, пока сам пытается понять, что происходит. Однако сразу схватить пистолет и позвонить в ЦРУ он быстро догадался. А эта Хейл довольно быстро проникается симпатией к своему похитителю и начинает доверять Тёрнеру. Ну и, не долго думая, по старой американской традиции - сразу в койку.
Жубер (Макс фон Сюдов), европеец, который руководил убийством коллег Тёрнера, вскоре находит его убежище. А Тёрнер приходит в квартиру Сэма, где натыкается на Жубера. На улице тот пытается застрелить Тёрнера, но тому снова удаётся легко сбежать. Шустрый "книжный червь". На следующее утро, в квартиру Хейл приходит киллер, переодетый почтальоном, но Тёрнеру и его удаётся убить. Ну право, уже даже не смешно...
Не в силах больше никому доверять, Тёрнер играет в "кошки-мышки" с Хиггинсом (Клифф Робертсон), заместителем директора нью-йоркского отделения ЦРУ. С помощью Хейл, Тёрнер похищает этого Хиггинса, который и опознаёт Жубера как наёмного убийцу, выполнявшего задания для ЦРУ. Джо отпускает бедолагу. Выйдя на свободу и вернувшись в свой офис, Хиггинс узнаёт, что «почтальон», напавший на Тёрнера, работал с Жубером над предыдущей операцией и что их куратором в ЦРУ был Уикс.
Выяснив местонахождение Жубера, Тёрнер отслеживает телефонный звонок и узнаёт имя и адрес Леонарда Этвуда (Эддисон Пауэлл), заместителя директора ЦРУ по оперативным вопросам на Ближнем Востоке. Застав Этвуда с пистолетом в руках в его особняке недалеко от Вашингтона, Тёрнер предполагает, что его собственный первоначальный отчёт, отправленный в штаб-квартиру ЦРУ, как раз и разоблачал операцию ЦРУ по захвату нефтяных месторождений на Ближнем Востоке. Параноидально опасаясь разоблачения, Этвуд в частном порядке приказал ликвидировать вообще весь отдел Тёрнера. То есть остальных перебили просто "за компанию".
Когда Этвуд подтверждает это, входит Жубер и убивает его, инсценируя самоубийство. Начальство Этвуда наняло Жубера, чтобы устранить человека, который вот-вот должен был стать помехой, нарушив первоначальный контракт Этвуда с Жубером на убийство Тёрнера. Дальше ещё нелепее. Жубер предлагает неуловимому и находчивому Тёрнеру уехать из страны и даже самому стать наёмным убийцей. Тёрнер, разумеется, отвергает это предложение, но прислушивается к предупреждению Жубера о том, что ЦРУ всё равно попытается устранить его как ещё одно неудобство, возможно, заманив в ловушку через знакомое ему лицо.
Вернувшись в Нью-Йорк, Тёрнер встречается с Хиггинсом на Таймс-сквер. Хиггинс описывает план по добыче нефти как контрмерную «игру», которая была спланирована в ЦРУ без одобрения сверху. Он защищает проект, предполагая, что, когда нехватка нефти приведёт к серьёзному экономическому кризису, американский народ согласится на любые меры, чтобы сохранить свой привычный образ жизни. Затем Тёрнер сообщает, что он предоставил полную информацию об этом газете "The New York Times". Хиггинс отмечает, что Тёрнер вот-вот станет очень одиноким человеком, и сильно сомневается, что разоблачение вообще будет опубликовано. «Они напечатают это», — вызывающе отвечает Тёрнер. Когда «Кондор» уходит, Хиггинс кричит ему вслед: «Откуда ты знаешь?»
Вот такое вот кино. Ну правда, очень скучно. Особенно с появлением персонажа Фэй Данауэй. Зачем он вообще был тут нужен? Смысловой нагрузки Кэти Хейл вообще не несёт. Ну а в реальности, безусловно, "чпокнули" бы этого "Кондора" в тот же день и все эти два часа экранного времени превратились бы в короткометражку.
Повторюсь, нам с Мамой понравилась атмосфера в начале фильма, но вот спустя полчаса становится всё хуже и хуже. Однако, посмотреть его вполне можно, учитывая и как всегда великолепный советский дубляж.
Желаю вам приятного просмотра!