Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

Маме снова 17: легкий фильм с Ходченковой о проблемах современных женщин

Посмотрела я забавную подростковую комедию с довольно шаблонным сюжетом, много раз в той или иной форме реализованным в подобных картинах, типа «Чумовая пятница», «Из 13 в 30». Смотрела фоном, чтобы вот прямо расслабиться. Но внезапно фильм произвел впечатление: его создателям удалось расставить акценты на «реперных точках» системы координат современного общества, причем через призму российских культурного кода и условий. Эта статья — для подборки о кино Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Все публикации на этом канале авторские. Использование материалов канала без указания авторства запрещено. В результате загадочных обстоятельств семнадцатилетняя Ольга из 2005 года оказывается в 2024-м в теле самой себя, но уже тридцатишестилетней матери-одиночки. Не имея опыта взрослой жизни, Ольга ведет себя, как легкомысленная девчонка из нулевых, и мечтает вернуться к беззаботной юности. Но волею судьбы
Оглавление

Посмотрела я забавную подростковую комедию с довольно шаблонным сюжетом, много раз в той или иной форме реализованным в подобных картинах, типа «Чумовая пятница», «Из 13 в 30». Смотрела фоном, чтобы вот прямо расслабиться. Но внезапно фильм произвел впечатление: его создателям удалось расставить акценты на «реперных точках» системы координат современного общества, причем через призму российских культурного кода и условий.

Эта статья — для подборки о кино

Кино глазами психолога | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

© Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
© Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Все публикации на этом канале авторские. Использование материалов канала без указания авторства запрещено.

Сюжет фильма, версия Киномакс:

В результате загадочных обстоятельств семнадцатилетняя Ольга из 2005 года оказывается в 2024-м в теле самой себя, но уже тридцатишестилетней матери-одиночки. Не имея опыта взрослой жизни, Ольга ведет себя, как легкомысленная девчонка из нулевых, и мечтает вернуться к беззаботной юности. Но волею судьбы она вынуждена взять на себя ответственность за сына-старшеклассника и выполнять роль директора школы, к чему оказывается совершенно не готова. 
Маме снова 17, 2024

Сюжет использует шаблон «тело то же, сознание другое», известный нам по разнообразным легким молодежным комедиям типа «Из 13 в 30», «Чумовая пятница», а также мы знаем чуть измененный, но все тот же сюжет по фильмам «Чего хотят женщины», «Подмена», «Любовь-морковь» и т.п.

В общем, атмосферу и стиль фильма «Маме снова 17» вы поняли, да? 

Однако, простенький сюжет не помешал создателям фильма довольно четко расставить акценты на тех культурно-исторических социальных процессах, о которых официально не говорят всерьез. (Ну, еще бы, это же все женские «хотелки», и вся эта «бабская хоботня».) Однако здесь очень даже сказали.

Фильм обозначает социальные факты про мужчин,

в формате забавной подростковой комедии:

  • Проблема безотцовщины, проблема не знавших своих отцов сыновей, которых вырастили матери в одиночку. 
  • По-прежнему высокая значимость гендерных норм и маскулинных ценностей, как сохраняющийся из поколения в поколение смысл о мужской чести («Отца не позорь»)
  • Контраст мужского и женского воспитания. Какими мужчинами вырастают те, у кого из родителей только мама, и те, у кого только папа.

*(Когда-нибудь я напишу статью про «маменькиных сынков», уже в черновиках есть)

Есть другие статьи про мужчин:

А вот про женщин, на мой взгляд, фильм обозначает прямо и ясно некоторые психологически значимые моменты.

В фильме отличная метафора «заморозки чувств» женщины, оставшейся одной с ребенком. Героиня фильма теряет память о прошедших 20 годах жизни, когда она получала профессию, строила успешную карьеру, то есть прокачивал свои социальный статус  и капитал. Но при этом героиня не помнит о смерти матери. И лишь разблокировка воспоминаний открывает возможность отреагировать чувства, отгоревать потерю.

Как-то я уже подчеркивала, что после развода (расставания) чувства часто блокируются, человек  может остаться в психотравме, так как не имеет возможности психологически прожить процесс перехода из одного статуса в другой. Все дело в том, что психологически расставание может восприниматься как потеря любимого человека, но по факту все же живы-здоровы. И если в социальных традициях принято год быть в трауре, давая своей психике возможность трансформироваться и перестроиться с учетом нового состояния, то годичное горевание после развода не предусмотрено.

Тем более, если женщина остается одна с ребенком— в этом случае она занимается более важным(?) делом, часть психологических переживаний и эмоций просто блокируются, иногда вполне сознательно.

Непрожитые чувства необходимо разблокировать и осознать, это важное условие для социальной и психологической устойчивости и даже для ментального здоровья.

Если чувства заблокированы, человек застревает в психотравме, и будет снова и снова возвращаться к похожим ситуациям, отыгрывая сценарий. Причем, с каждым новым кругом будут добавляться новые детали, на поверхности может выглядеть даже как разные истории. Но суть повторений будет одна и та же.

Женщина, которую бросил мужчина беременной, и которая справилась за счет тяжелого труда и концентрации на карьере, будет повторять этот сюжет, но в новом формате. Она будет находить заведомо неподходящих токсичных партнёров, чтобы, расставшись с ними, снова самоутвердиться в своей выживающей части личности (в данном случае той, которая связана с профессионализмом). 

Жесткая бизнесвумен, плачущая в подушку по ночам — это не карикатурный образ, это по сути, тоже метафора, символ расщепления. Сильная часть личности прячет и защищает слабую уязвимую часть, блокируя проживание чувств и горевание о потерях. Таким образом сохраняя некий контроль над событиями в жизни.

На мой взгляд,

метафора потери памяти за прошедшие 20 лет — довольно точный образ того, что происходит с людьми, пережившими в молодом возрасте определенный кризис или крушение верований.

Возможно, формулировка «предательство», которая звучит от взрослых людей в контекстах, не связанных с присягой — тоже некий отклик первых разочарований в юном возрасте, первых психотравм, к которым люди смогли адаптироваться, но так и не смогли их прожить как трансформацию.

И, кстати, «внезапно» возникающий интерес 40-летних женщин к более молодым мужчинам — довольно часто из этой же оперы. Это попытка снова отыграть сюжет, возникший в юности женщины. Героиня фильма выбирает «плохого парня», склонного использовать ее, как и тот, кто когда-то оставил ее одну с ребенком на руках. Но теперь-то она сильнее его, теперь-то она ему покажет, он будет локти кусать!

Подборка статей про разницу в возрасте здесь:

https://dzen.ru/b/Ym9xKzAEtRAA91j

А фильм рекомендую к просмотру, как легкий ромком, с вполне вменяемыми смыслами. Ну, и Ходченкова, конечно, хороша.

Делитесь в комментариях, какие фильмы рекомендовали бы.

А также, скажите, что думаете о таком формате, когда подростковое кино честно упаковывает в забавный сюжет реальные социальные тренды? Возможно, кино про супергероев а-ля Вселенная Марвел для подростков более полезно?

Как считаете?

Ваш реалистичный психолог

© Эвелина Гаевская2025

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и 

на кофе автору

Правила общения на этом канале

Использование материалов канала «Блог Эвелины Гаевской» разрешено только при указании авторства и ссылки на оригинал публикации.

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.