Бывает такое, ломаешь голову над какой-то задачей, бьёшься и бьёшься, а решение всё никак не приходит. Вроде, и условия все до единого пункта ясны, и операции все последовательно выполнены, а заветного решения всё нет и нет. Кажется, задача вообще никак не решается. Но стоит лишь немного сместить угол зрения, поменять точку обзора — и те же условия предстают в совершенно ином контексте, который позволяет наконец подобрать ту комбинацию, которая и даст верный ответ.
С чем это может быть связано?
Человеческая психика — вещь хитроумная и лукавая. Наш мозг играет нами, как кошка с мышкой, и суть не в том, что мы занимаемся самообманом или ленимся. Суть в другом. В привычках и отработанных моделях мышления. Мы верим, что методы, которые однажды сработали, будут работать и дальше, вне зависимости от разнообразия задач.
Но опыт говорит об обратном: мир усложняется, информация накапливается, и применение одних и тех же методов без критической оценки последних серьёзно обедняет возможности принять новые вызовы, исходящие от действительности, которая гораздо сложнее тех картин реальности, в которые мы эту действительность стремимся встроить.
Поэтому я хочу посвятить эту статью одной из тем современной психологии, а именно — фреймингу.
Что такое фрейминг?
Суть этого термина заключается в следующем: подсознательно мы создаём такие ментальные модели, благодаря которым наше восприятие как бы подводит окружающую реальность под один универсальный знаменатель. Тем самым фрейм, он же ментальная модель, позволяет хаос внешнего мира сформировать в понятную и доступную картину действительности, где все события входят в единую причинно-следственную цепочку, а явления обретают смысл в зависимости от заданных фреймом логических посылок.
Другими словами, фрейм — то, как мы видим мир, как мы его «расшифровываем», получая релевантные нашему сознанию данные.
Но стоит понимать одну важную вещь: фрейм и мир не тождественны. Мир это процесс, неостановимый и недетерминированный. Детерминация, то бишь обусловленность, возникает в глазах воспринимающего, что, конечно, не связано с позициями идеализма или солипсизма. Фрейминг не утверждает, что мир это наше представление. Здесь нужно поменять местами понятия: мы настолько сильно доверяем нашему представлению о мире, что ненароком склеиваем ментальный образ и то, что этот образ репрезентирует. Мозг в целях оптимизации и стремления к покою подменяет мир его ментальной моделью. Ведь так гораздо проще, чем каждый раз перепроверять, где структура модели не совпадает с актуальными данными. Искажения можно отнести к ошибочным выводам — и жить дальше.
Но вернёмся к началу статьи.
Есть задача, которая не поддаётся решению. Проблема не в том, что каких-то данных не хватает или условия не проработаны. Всё есть — но решение постоянно куда-то ускользает.
И здесь-то нам пригодится фрейминг.
Наступает момент, когда мы за деревьями не видим леса, и прежние методы говорят нам, что следует углубиться дальше в чащобу непроходимых аргументов, хотя нужно остановиться — и обратиться к условиями самого восприятия и постановки задачи. Этими условиями и будет сам фрейм, то бишь рамка, рамка экрана, сквозь который мы и обращаем взор на внешний мир.
Чем полезен фрейминг?
Работа с ментальными моделями ценна постольку, поскольку она может дать нам ряд возможностей найти оригинальные и неординарные решения к нерешаемым вопросам и задачам.
Важнейший аспект заключается в том, чтобы переключится от содержания к форме, которая это содержание каталогизирует, классифицирует и компонует.
Иными словами, обращаясь к фреймингу, нам следует провести рефрейминг, то есть демонтировать прежние условия ментальной модели и пересобрать их, поместив данные в новый контекст.
Вспомните школьную литературную программу. Кому-то нравилась классическая литература, кто-то её не понимал. В любом случае, происходил диалог с текстом, удачный или не очень. Но спустя время, спустя годы нового опыта и знаний, мы, бывает, возвращаемся к текстам, которые раньше казались нам дремучими и непонятными, и вдруг из произведения к нам тянутся новые смыслы, новые значения. Но ведь их не было раньше. Текст остался прежним, но появились новые смыслы, которые и открывают нам то, что в далёком прошлом казалось закрытым.
Этим и полезен фрейминг и процедура рефрейминга: в случае, когда мы сталкиваемся с неким умозрительным тупиком при наличии исчерпывающего количества вводных данных, необходимо обратиться к тому, как мы рассматриваем проблему, в каком контексте прочитываем её условия. Решение близко, оно буквально перед глазами, но мы его не считаем, пока не настроим «экран».
На этом всё. Спасибо!
А как вы думаете, может ли быть полезен фрейминг в обыденной жизни?
***
Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.
***
Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!